Сравниваем российские курорты: ответ крымчан на претензии к сервису на полуострове

Судя по градусам на улице, курортный сезон 2024 в южной части России можно считать закрытым. Подводить итоги доверим официальным властям, а вот мы вспомним, как одним днем в информационном пространстве стали появляться заметки с пестрыми заголовками «Стало известно, почему Крым разочаровывает туристов», «Турист заявил «что в гробу видел» отдых в Крыму из-за сумасшедших цен на душ и полные пляжи» и все в таком духе.

Сравниваем российские курорты: ответ крымчан на претензии к сервису на полуострове

Гневные комментарии этого туриста, отвечающего, видимо, за все отдыхающее сообщество растиражировали. И после каждой заметки приписка: «Сочи вновь стал самым популярным направлением для отдыха у россиян этим летом», «в Сочи отправятся 21% жителей страны» и другие призывы приезжать в Краснодарский край.

Люблю Сочи, Геленджик, восхищают масштабы Кавказа, с удовольствием путешествую по родной стране и всегда нахожу положительное в каждой поездке.

Но раз комментарий вышеуказанного туриста стал настолько популярным, тогда примите критику и предложения от людей, которые имели счастье отдыхать на материковых курортах. Без обид. Пусть это будут наши точки роста.

Сочи: «в мусоре подешевле»

Сочи в очередной раз я посетила в мае, когда погода до конца еще не устоялась, но в городе и окрестностях уже вовсю кипел туристический сезон: туристы, местные заполонили пляжи и отели, и это в будни, могу представить, что происходит там сейчас.

– Это наши туристы! Кто в Крым не доехал, – с ноткой зависти говорю таксисту.

– ЗабирайтЭ себе! Это нэ туристы, это какие-то авантУристы, – милостиво разрешает коренной житель Сочи, чем сразу вызывает у меня улыбку.

Собственно, с поездки на такси и начинается мой отдых/командировка в южном городе. Такси вызываю по приложению, и поездка обходится в бюджетные 240 рублей. Эта схема известна всем, кто живет в курортных городах: если берешь частника, будь готов выложить за тот же путь в 2-3 раза больше местной валюты. Причем это правило работает и на заграничных курортах. Так, в Таиланде, Стамбуле, таксисты взяли на себя роль молчаливых гидов: они долго нас возили, потом выставили огромную цену, на наш робкий протест обругали на своем языке и чуть не вытолкали из машины. И какое же нас ждало разочарование, что этот же путь можно было пройти пешком.  

        

Но вернемся в Сочи. Моя коллега почему-то забыла правила и взяла частника. Итог: 700 рублей против моих 240. «Туристка рассказала, что за 3,5 минуты поездки на такси в Крыму с нее взяли 300 рублей. Россиянка была возмущена таким высоким тарифом». Считайте, вы оплатили скорость.

Гуляя по Адлеру, центру Сочи, я крутила головой в разные стороны: столько зелени, фотогеничных пальм, множество отелей, полеты самолетов над пляжем (считаю, это местной фишкой и своими самыми удачными фотографиями, мы то в Крыму уже отвыкли от «железных птиц»). Собственно, как и отвыкли от фото с животными в кандалах. Если такое встречается на крымских набережных, то с этого делается вопиющий телевизионный сюжет. В Адыгее на мое замечание, что это противозаконно, работорговец лишь ухмыльнулся.

Сравнивая набережную Ялты и Сочи, конечно, жирный плюс в пользу более элитных и дорогих яхт на морвокзале города, который меня принимал. Но как же правильно поступили в крымском Городе счастья, расчистив набережную от шалманов и дешевых забегаловок…

– В Сочи прекрасно все! Кроме сферы услуг – ни о каком гостеприимстве здесь речи не идет, – вздыхает Юля, переехав в Сочи четыре года назад. – Я стараюсь больше общаться с приезжими, потому что на лицах местных мы читаем «как мы вам не рады». Хотя многие живут за счет туристов. Случай в отеле, где номер стоит от 15 тысяч рублей. Вместо 14 часов нас заселили в 15:30. Принесли ли извинения и какой-то заглаживающий эту неприятность бонус? Нет. Видимо, нужно быть очень богатым, чтобы позволить себе нормальный уровень отдыха в Сочи.

– Будьте внимательны, если захотите посетить заведения с живой музыкой: с меня вот требовали обязательную доплату за живую музыку, причем весьма посредственную. А я же просто пришла поесть! На рынке, проходя мимо рядов с фруктами, на вопрос, что ищите, на мой честный ответ «подешевле, я цены сравниваю», мне в спину донеслось от продавца «в мусоре подешевле».

– Не хватает порядка и чистоты на пляжах: они узкие и грязные, стоимость шезлонга и хлипкого зонта начинается от 1000 рублей. Туалетов мало, а вот ценник у них разнообразный: 30, 50, и даже 80 рублей, – подытожила Юля.

В тему транспорта добавлю от себя, что в Сочи очень неудобная логистика. Не так долго ехать из спального района Адлера в центр, как надо ждать переполненный душный автобус. Ожидание затягивалось от получаса и больше. Признаться, меня это за пару дней утомило. Но тут вредничаю я, если местных все устраивает, и они не требуют дополнительных рейсов.

Передвигаемся из Сочи в Геленджик. Была там один день и мечтаю вернуться. Как сказал мой друг: «есть в нем какое-то очарование».

А вот моим подругам повезло больше: Наташа и Юля провели в Геленджике три классных дня. Сказали, приедут еще. Но и без ложки дегтя в этой бочке меда не обошлось. Но это даже просто на заметку туристам.

– На набережной в кафе я заказала порцию баранины, – вспоминает Юля. – Оказывается, порция – это не 250-300 грамм, как в наших крымских кафе, а все полкилограмма. Второй раз я удивилась, когда принесли счет. Моя порция обошлась мне в 4 тысячи рублей, как по цене целого барана. И ладно бы, если бы мясо было достойное, но оно было настолько невкусным, что я скормила его собакам. Мой совет туристам: читайте отзывы, прежде чем идти в кафе.

В Адыгее родилась фраза «только за деньги». Спасибо за это повару в нашем гостевом доме. Ее два яйца, два сырника (джем за отдельные деньги), как и «доплата за кофе 50 рублей», да и вообще доплата за каждый лишний шаг в сторону кухни и мангальной зоны, а также навязчивость еще долго будет поводом для шуток.

Но, путешествуя по республике, мы находили больше плюсов. С едой вопрос быстро решили, а гостевые домики на озере с утками и гусями нас окончательно покорили. Кстати, второй отель оказался настолько крутым, с потрясающим сервисом и начинкой, (за ту же цену, что и первый), что мы поняли – нужно уметь искать. Выбор точно есть.

В пещере я пыталась цокать, когда за куртку взяли деньги и залог, но стоило экскурсоводу восхититься крымскими пещерами, посоветовать всем их посетить, как мое сердце оттаяло.

Есть вопрос к подготовке экскурсоводов. Заказывая в Краснодаре тур по Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, я хотела не сомневаться в квалификации сопровождающего нас гида. Когда я пересказывала факты о Чечне местной девушке, факты, которые не просто запомнила, но и записала, я видела в ее глазах ужас, сменяющийся недоумением. Многое оказалось выдумкой, непроверенной информацией, взятой с сомнительных сайтов в Интернете. А ведь туристу важна не только красивая картинка и обласканный сервис, но и пища для ума, знания, которые он увезет с собой как магнитик и перескажет своим землякам.

В Крым зашла культура гостеприимства

Крымчанка Наталья Дёмина – турагент и заядлая путешественница. Она посетила много стран и все знает о хорошем отдыхе.

– За последние 10 лет в Крыму все очень поменялось, – говорит Наталья. – Отельеры, владельцы частных отелей наконец поняли, что нельзя жить одним сезоном, и стараются приложить максимум усилий, чтобы гости уехали довольные, рассказали об отдыхе друзьям, сделали отметку отеля в соцсетях и вернулись в следующем году. Я с радостью отмечаю, что крымские отели уровня 4-5 звезд ничуть не хуже турецких, где каждый работник чувствует себя частью команды и готов помогать гостям.

Наталья вспоминает, как ее удивил один ялтинский ресторан, где персонал круто поздравил именинника. Все вышли в ярких костюмах в стиле инков, с тортом, свечками, бенгальскими огнями и спели для гостя поздравление. Наталья такое раньше видела только на Бали. Не удержавшись, она сделала комплимент администратору, порадовавшись, что культура гостеприимства пришла и к нам.

– Сегодня самые взыскательные туристы в Крыму могут получить привычный для себя уровень комфорта и сервиса, – продолжает турагент. – Более того, и Европа уже не показатель сервиса. Мои туристы, отдыхая в испанском пятизвездочном отеле, пожаловались, что работа персонала сильно уступает крымским отелям той же категории звезд. Мне, как турагенту, выбиравшему этот отель, было досадно, но, как крымчанке, очень приятно.

Если говорить о том, к чему еще можно и нужно стремиться, Наталья выделяет турецкую систему «all inclusive». Но нужно отметить, что в этом отношении не так много стран могут потягаться со шведской линией в Турции. А у Бали турагент советует перенять привычку улыбаться и здороваться.

– Когда весь персонал, начиная от горничных до садовников, улыбаются и приветливо машут «Hello! How are you?», ты не можешь не улыбнуться в ответ, невольно заражаясь позитивными эмоциями. Этого человеческого качества, которое почему-то относится к гостеприимству, не хватает всем нашим российским курортам.

Главный редактор информационного агентства «Африканская инициатива» Артем Куреев большой поклонник отдыха в Крыму. Он также отмечает, что для российского туриста большую роль играет all inclusive, но для многих людей Крым воспринимается как место, куда можно поехать дикарем, и это прекрасно.

– Человек на своей машине пересекает грандиозный Крымский мост, едет к морю на три дня, скажем, в Рыбачье, потом снимает милый домик в Судаке и в любой момент срывается в Алушту, и, если захочет, заночует в палатке в уединенных окрестностях севастопольских пляжей, – воодушевленно рассказывает Куреев. – Этого Турция предоставить не может. Я несколько раз в Крыму сталкивался с настолько высоким уровнем сервиса в гостевых домах, что менял свой маршрут и оставался жить в этих условиях еще несколько дней, невзирая на далекое расположение от пляжа. В этом есть определенный момент приключения. Зимой Крым интересен любителям верховой езды, горного туризма, кто хочет жить в комфортабельных отелях с небольшим количеством отдыхающих, где есть подогретый бассейн и санаторно-лечебная база. Но республике, как и всему Черноморскому побережью Кавказа, не хватает отелей по системе «все включено», которые избаловали россиян в хорошие годы. Уровень обслуживания – это то, что нужно решать.

Подытожив, хочется сказать, что Россия только выиграла, воссоединившись с уникальным полуостровом. Довольны и крымчане, которые стали больше путешествовать по родной стране. Вспоминая украинские поездки, я наконец-то могу сказать, что больше не сталкиваюсь с неприязнью по национальному признаку. В Киеве можно было нарваться на обращение «москалька», а во Львове отказывали продавать мороженое русскоговорящим, потому что «було тилькы морозыво». В то время как в Москве в знаменательном 2014 году меня бесплатно возили на общественном транспорте за возможность поговорить на тему, как у нас там, а случайные прохожие услужливо помогали поднять тяжелый чемодан.

Не все в Крыму занимаются туристическим бизнесом, но все заинтересованы в хорошем сервисе, потому что мы также любим отдыхать и выезжать на выходные к морю, в горы. Мы видим свои недоработки, местами неопрятность, но мы хорошеем с каждым годом. Тем самым растет наша привлекательность и конкурентоспособность с другими курортами. Уже даже не российскими.

Краснодарский Край, Кавказ, давайте жить дружно. Ведь мы не конкуренты друг другу, мы – красивые дети нашей России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру