Стечение обстоятельств
Для этой цели подводная лодка «Камбала» вышла на траверс бухты «Круглой», где встречала возвращающуюся после учений в базу группу кораблей Черноморского флота. На борту лодки находился командир отряда подводного плавания капитан 2 ранга Н.М. Белкин, и новую боевую задачу экипаж лодки должен был решать под его личным руководством. Командующий флотом ожидал доклад о возможностях торпедной атаки в подводном положении.
Это было бы новое слово в боевом применении подводного флота. Но трагическое стечение обстоятельств привело к гибели подводной лодки. Лодка при маневре в ночной темноте не разминулась с броненосцем «Ростислав», переломилась пополам и затонула на глубине 56 метров. В живых из экипажа остался только командир лодки лейтенант Михаил Аквилонов, находившийся в момент столкновения на мостике и смытый волной. Комиссия морского технического комитета признала причиной гибели лодки неосторожность лейтенанта Аквилонова, за что он был уволен со службы и заключен в крепость на 6 месяцев.
В ходе следствия свидетели на борту броненосца слышали голосовую команду командира лодки Аквилонова: «Право руля. Полный ход». То ли командир пытался проскочить перед носом броненосца, то ли просто оговорился. На коммерческих судах и в Военно-морском флоте команда выполняется с прямо противоположным итогом. И только после гибели «Камбалы» военные моряки переменили порядок исполнения команды.
Встречая кильватерную колонну кораблей у входа в Севастопольскую бухту, «Камбала» обошла флагмана (броненосец-линкор «Пантелеймон», бывший «Потемкин») вдоль его левого борта и резко повернула влево к броненосцу «Ростислав». Лодку заметили с борта броненосца слишком поздно. «Камбала» шла в позиционном положении, приняв часть балласта и предельно уменьшив заметность силуэта. Ночь была безлунная. Расстояние слишком мало. Избежать столкновения броненосец уже не мог. Удар форштевня на броненосце зафиксировали в 23 часа 28 минут. Командира лодки в полубессознательном состоянии из воды достали матросы спасательной шлюпки.
Памяти экипажа
Ежегодно в день гибели «Камбалы» у памятника экипажу подводной лодки на старом городском кладбище на улице Пожарова собираются ветераны подводного флота. В ходе митинга-реквиема капитан 1 ранга в отставке Юрий Тарариев напомнил историю создания этого памятника. Впервые в 1912 году на могиле нижних чинов на средства, собранные среди моряков, установлена рубка лодки, поднятой с глубин. Это был первый памятник морякам-подводникам на Черном море (проект старшего лейтенанта Георгия Федоровича Дудкина).
Тела офицеров после отпевания отправили на родину по месту рождения. Подняли только носовую часть подводной лодки, а кормовая и по сей день лежит на траверсе бухты Круглой. В годы Гражданской войны, оккупации Севастополя интервентами, при становлении советской власти памятник и могила были запущены. Но в 1936 году решением командования флотом памятник удалось реставрировать на средства подводников. Уже новое поколение подводников ко дню 80-летия подводных сил Краснознаменного Черноморского флота вновь произвело ремонт памятника, хотя некоторые его элементы уже были безвозвратно утеряны.
Историограф Севастопольского Совета ветеранов-подводников капитан 2 ранга Валерий Захар рассказал собравшимся об истории этого памятника в недавние времена, о роли журналистов Андрея Лубянова и Дмитрия Стогния в деле привлечения внимания общественности к этой могиле. Член Совета ветеранов, педагог и популяризатор истории подводного флота Александр Емец призвал активистов Совета ветеранов больше рассказывать школьникам об истории флота. Молодое поколение должно делать осознанный выбор и идти по стопам старшего поколения военных моряков.
Историки не нашли ответа на вопрос о послевоенной судьбе памятника. В архивах нет документов. До сих пор неизвестна судьба каменного креста и скульптуры скорбящего ангела, которые были в первоначальном варианте памятника. Последний раз их видели местные жители в 1940 году. Где эти элементы памятника, никто не знает.