Тенигин: На военной кафедре не нравилась моя альпинистская борода

Пройдя свой путь

В Севастополе издана книга крымского альпиниста, горнолыжника и путешественника Бориса Тенигина. Книга не только о полувековом пути восходителя в больших и малых горах, не только о романтике стремительных горнолыжных спусков. Ему довелось сниматься каскадером в кино у Станислава Говорухина, работать горноспасателем и горным гидом, летать над Альпами с Максом Айзелиным и снимать фильмы о горах…

Пройдя свой путь

Жизнь сводила его с интересными людьми. Он лирически описывает природу, забавные приключения, личные отношения с друзьями и любимыми. Ранее уже вышли две книги Тенигина «Жозефина» и «От вершины к вершине». Новая книга называется «Пройдя свой путь: спасенные страницы дневника». Так что теперь к многочисленным званиям и регалиям Бориса можно смело добавить - писатель.

Крымское детство

Родился Боря в Симферополе по соседству с Садовой улицей, а из самых ранних детских впечатлений вспоминает мальчишеские игры на заброшенном армянском кладбище. Оно было и футбольным полем, и велодорожкой, и полигоном для ребячьей «войнушки». Следующий яркий след связан с поездкой пятиклассника в кабине отцовского грузовика на Кубань за продуктами для Крымского потребсоюза. Водители доверяли мальчику покрутить баранку ГАЗ-51 по сельским дорогам, хотя он еле доставал до педалей. Разворачиваясь на узкой улице, Боря задним ходом снес забор, перепугался не на шутку и за руль больше не садился. Права получил уже только в институте.

Из школьной поры запомнились две истории. В 1954 году Крым передали Украине, в школе ввели украинский язык. Новация детьми была встречена весьма сдержанно, учителя доводили до слез и… мордобоя. После очередного разбитого детского носа учителя украинского языка перевели в другую школу, нового до конца года так и не нашли. В старших класса Борис был не особо примерным учеником. В школьном походе после отбоя подговорил друзей пойти на танцы в соседний санаторий. Вернулись за полночь в легком подпитии. Итог - пришлось переходить в другую школу. Но к тому же периоду относится и тяга к книгам. Читал много, взахлеб. Книги в те годы купить было сложно, приходилось стихи переписывать в библиотеке. Но свои стихи стеснялся показывать друзьям. Больше успехов имел в физике и математике, активно посещал кружки Малой академии наук, где преподавали талантливые ученые и педагоги. Решил поступать в авиационный институт, отложив позывы к писательству на многие годы. Завороженный повестью Василия Аксенова «Звездный билет» в журнале «Юность» за 1961 год, решил ехать в Ригу в институт инженеров гражданской авиации. После восьмого класса поехал летом на разведку в Ригу, а деньги на поездку заработал ночным грузчиком на молокозаводе и разнорабочим в воинской части (консервировал автоматы, опуская их в масло). Рига заворожила Бориса, и в 1966 году - после школы - он стал студентом. Шесть студенческих лет были интересными, но требовали напряжения всех сил и в учебе, и в работе. Студенты по ночам разгружали на вокзале африканские фрукты (зарплата и лакомство), но работать приходилось по 10 часов.

Первая вершина

Уже на первом курсе Борис записался в секцию альпинизма. Всю зиму тренировались, а летом разыграли право ехать по путевке в альплагерь «Адыл-Су» в Приэльбрусье. Первая вершина Тенигина - Гвервишер в Сванских горах - позволила получить значок «Альпинист СССР». 20 дней лагерной смены показалось маловато, и пошел Борис к морю через перевал Бичо. Без спальника и палатки, с кулечком конфет и банкой консервов. Прогулка на грани фола - ледник весь в трещинах. Но новичку повезло, и он добрался до села Местиа, откуда грузовиком добрался до Зугдиди, дальше в товарном вагоне доехал до Сухуми. Купил палубный билет на теплоход «Латвия» до Сочи. Деньги кончились, и в Ялту плыл уже зайцем.

Второй курс в институте начался со знакомства с командой КВН. Борис втянулся в репетиции, подготовку реквизитов, написание плакатов. Команда стала чемпионом страны, и у трапа самолета ей организовали встречу с цветами. Вот только сессию никто не отменял, с трудом сдал без троек и вновь получил стипендию.

- Среди студентов нашего курса я был единственным не комсомольцем и не членом КПСС, - вспоминает с улыбкой Борис Тенигин. - Ну, прозевал секретарь парткома такого абитуриента. Два года уговаривали вступить, обещая поездку в Венгрию. Уговорили, вступил я в комсомол, но в делегацию меня так и не взяли. Хороший урок получил. И на военной кафедре куратору никак не нравилась альпинистская борода, «выращенная» летом в горах. Но до отчисления из института дело не дошло. В те годы я регулярно писал письма родителям, друзьям, любимой. Это позволило сохранить печатный слог русского языка. От эпистолярного жанра перешел к заметкам и статьям в институтской малотиражке, в республиканских газетах и даже в болгарской газете альпинистов «Эхо». Практически стал журналистом, пишущим статьи о горах.

Большие горы

В 1972 году Тенигин защитил диплом инженера на «отлично», хотя, по его убеждению, в работе был полный бред. Никто не рискнул разбираться в нагромождении колонок цифр, выданных первым советским компьютером М-20. При распределении Борис отказался от столичных аэропортов и выбрал далекий город Ош, который в те годы был центром формирования всех экспедиций к высочайшим вершинам Памира. Сказался зов гор. В Оше работала секция альпинизма, здесь жили мастера спорта Анатолий Балинский и крымчанка Эльвира Насонова. На время летнего отпуска Борис устраивался работать радистом в лагерь «Высотник» с правом восхождений. Выполнив норматив кандидата в мастера спорта, поднялся на пик Энгельса по самому сложному пути. Здесь он встретился с крымской командой под руководством Владлена Гончарова.

Работа в Оше становилась бесперспективной, Борис решил переехать в Москву в 1974 году. Но здесь работу найти не смог и возвратился в Крым. Владлен Гончаров предложил ему вступить в бригаду скалолазов-бетонщиков. Восемь месяцев хорошо оплачиваемой работы позволили погасить накопившиеся долги. Но горы звали и, получив приглашение в состав команды Одесского военного округа, Борис в 1975 году отправляется на Чемпионат Вооруженных сил по альпинизму на Кавказ.

С этого момента в жизнь Бориса вошли Большие горы, всерьез и надолго. Не забывал он и родные крымские скалы. Пересказывать его воспоминания о восхождениях не будем. В книге есть много поучительного и интересного. Но книгу нельзя назвать подведением итогов жизни. Тенигин много раз уже подводил, как ему казалось, итоги к каждому своему юбилею. Но вскоре возвращался в горы, к своим друзьям. И жизнь продолжалась. Думал, что успокоится после 75 лет. Но в декабре 2023 года я пытался с ним связаться по телефону и поделиться впечатлениями о пахнущей типографской краской книге. В ответ СМС: «Я в Архызе катаюсь на лыжах, учу новичков». Так что с автором можно будет в Крыму встретиться уже только после Рождества Христова. Если он не улетит в Гималаи…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 10 января 2024

Заголовок в газете: ПРОЙДЯ СВОЙ ПУТЬ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру