Правда и вымысел самой романтической истории времен Крымского ханства

Слёзы Диляры-Бикеч

Пожалуй, одна из главных загадок Бахчисарая - это тайна девушки, в память о которой хан построил фонтан. С легкой руки Александра Сергеевича Пушкина мы знаем его как фонтан слез. Но что правда, а что быль в легенде? О женщине, в честь которой был создан фонтан, и о женщине, которую молва сделала возлюбленной хана, беседуем с Тимуром Валеевым, краеведом, экскурсоводом и автором книги о своих путешествиях по Крыму «Мечты и путешествия».

Слёзы Диляры-Бикеч
Фонтан слёз Ханского дворца.

- Александр Сергеевич посвятил Бахчисараю несколько произведений, - начинает свой рассказ Тимур. - Он здесь побывал в 1820 году и остался, конечно, по-своему впечатлен городом и посещением Ханского дворца. В основу одной из поэм легла классическая легенда о молодой возлюбленной сурового, жестокого правителя, который полюбил девушку из гарема, но она не смогла смириться со своим фактическим положением, страдала по своему возлюбленному, оставшемуся на родине, откуда ее привезли, и не приняла любви хана, увяла в гареме. В этой легенде упоминается Крым Герай, выдающийся хан, буквально входящий в топ-5 ханов, которые очень много сделали для благоденствия своего государства, для его процветания, для развития ремесел и экономики. Это сюжет легенды и поэмы, и мы попробуем проникнуть в глубь веков, чтобы узнать, кто же такая Диляра-бикеч, которая похоронена в дюрбе, находящемся чуть выше Бахчисарая, в так называемых райских садах. Мавзолей этот был построен в XVIII веке, но, несмотря на именную надпись, уже тогда местные жители один за другим утверждали, что там похоронена юная девушка Мария Потоцкая. Логично, что славянка Мария при переходе в ислам получает другое имя, и таким образом имена Мария и Диляра могли принадлежать одной женщине. Но, как выясняется, образ в легенде вообще очень далек от личности той, кто на самом деле покоится в гробнице!..

Мавзолей Диляры в Бахчисарае.

Имена и титулы

Графиня Мария Потоцкая в Крыму вообще никогда не была и родилась в Польше уже после смерти Крым Герая, так что возлюбленной этого хана она никак не могла быть. Мария, во втором браке Зубова, была поданной Российской империи, и известно даже, где она похоронена - в Стрельне, под Санкт-Петербургом.

- Образ юной полонянки, возлюбленной ханом и убитой горем, - говорит Тимур, - потом тиражировался из года в год, и все больше и больше от нас уходила реальная фигура женщины, которая там похоронена Кто же на самом деле покоится в гробнице в Бахчисарае? Самое простое, что мы можем увидеть и услышать, - это титул «бикеч». Это женская форма титула «бей», ну, а титул «бей» в свою очередь с крымско-татарского на русский можно перевести как «князь». При крымском хане был так называемый совет карачи-беев, или диван, и это был фактически государственный совет. А титул «бикеч» достаточно высокая должность в ханстве, скорее всего даже управленческая в структуре гарема. И это еще и степень знатности происхождения рода, княжеский род. Соответственно, мы уже, имея этот титул, понимаем, что вряд ли тут покоится юная полонянка, привезенная откуда-то и поселенная в гарем. С чего бы ей вдруг княжеский титул-то выдавать, на каком основании? Тем более если она славянка! Она не могла иметь такой титул!

Ну, а как же Хюррем, спросит дотошный читатель? Она же была славянкой, наложницей, приняла ислам, смогла стать законной женой султана и получила титул хасеки, второй по значимости в гареме (после валиде, который могла иметь только мать султана). Этот титул даже был придуман специально для нее.

Гаремный корпус ханского дворца.

- Для того, чтобы получить этот титул, - поясняет Тимур, - нужно было стать официальной, законной женой хана. У нас нет достоверной информации о том, что Крым Герай-хан был женат на ком-либо. Был ли он женат вообще? С архивными документами периода Крымского ханства очень большая беда, в пожарах погибло большое количество документации. Но если бы Крым Герай был женат и в мавзолее была похоронена его жена, то женщина носила бы не княжеский, а ханский титул! Мы же имеем именно дворянский, родовой титул. Она могла бы получить этот титул, если бы, как та же Хюррем, приняла ислам, но вышла бы замуж за какого-нибудь местного бея. Но в любом случае, тогда она не могла бы стать возлюбленной хана. Сложно представить себе такой запутанный клубок интриг в Крымском ханстве! И здесь важно отметить, что Крымское ханство - это не Османская империя, и, при многих похожих вводных, это были совершенно разные государства. В Крымском ханстве была сословная демократия. И такие интриги, если бы хан состоял в любовных отношениях с женой бея, могли настроить диван против хана очень сильно, и хан мог лишиться своего престола, по придуманному предлогу или нет, уже неважно.

Интерьеры гарема ханского дворца.

В Османской империи такой союз тоже не вызвал бы одобрения. Социальный лифт из наложницы в жены богатого вельможи существовал и там, и в Крымском ханстве: когда султан терял интерес к наложнице или у нее не было детей, она становилась служанкой, и, бывало, таких девушек потом отпускали замуж за беев. Но опять же, при чем тут Крым Герай? Ведь именно он отдает распоряжение построить дюрбе в память Диляры-бикеч.

Правдивая часть легенды

- Правдивая часть легенды, - продолжает Тимур, - заключается в том, что Крым Герай действительно заказал мастеру Омеру воздвигнуть дюрбе и фонтан над могилой безвременно ушедшей женщины. И он попросил скульптора сделать так, чтобы камень заплакал. Омер справился с этим заказом: он возвел этот райский источник Сильсибиль, этакий тип фонтанов, и потом его уже только перенесли в Ханский дворец. Изначально фонтан стоял в мавзолее, возле гробницы. После пожара во дворце был так называемый ремонт (внутреннее убранство дворца было наполовину уничтожено - прим. авт.) перед приездом Екатерины II, и фонтан перенесли в фонтанный двор. Он там так и остался, как мы знаем. Так вот, эта часть легенды - с фонтаном - основывается на документах и источниках, которые можно проследить, пощупать буквально руками, например, сейчас подойти к фонтану посмотреть. Это произведение того времени, произведение конкретного известного мастера... Приказание Крым Герая тоже фиксируется. Но если мы все еще предполагаем, что Диляра была когда-то славянкой, а потом попала в гарем и оттуда вышла замуж за бея, почему дюрбе строит не бей? Отсюда мы делаем вывод, что да, это знатная женщина, мы можем предположить, что она не была уроженкой именно Крымского полуострова, не была крымской татаркой (в те времена все жители полуострова называли себя крымцами - прим. авт.). Она могла быть уроженкой, скажем, Черкесии, потому что крымские ханы частенько брали себе жен оттуда - в те времена черкесские женщины слыли одними из самых красивых невест. Что еще важно для понимания, как возникли детали легенды, черкесы и вообще кавказские народы не все были мусульманами, и Диляра могла быть другого вероисповедания на момент попадания в гарем. Она могла быть низшего происхождения, но, чтобы обрести над собой мавзолей, эта женщина должна была выйти замуж за знатного вельможу и принять ислам. Скорее всего, так и произошло, судя по титулу и исходя из того, что над ее могилой стоит высший архитектурный памятник, который вообще в исламе может получить человек, ушедший из жизни.

Мавзолей, дюрбе, над кем попало не ставили, и тот факт, что Диляра-бикеч удостоилась этой чести не случайно, не вызывает сомнений. Она этот памятник заслужила. Но вопрос, при чем же здесь Крым Герай, по-прежнему остается.

Тимур Валеев, краевед, экскурсовод, автор книги о своих путешествиях по Крыму «Мечты и путешествия».

- Чем могли заниматься женщины в гареме с таким высоким титулом? - рассуждает Тимур. - Первый ответ, который на поверхности, эта женщина была управительницей гарема. И если мы отсылаем самих себя к Османской империи, история гарема которой сохранилась лучше, и проведем параллель с Крымским ханством, там был титул калфы, экономки. Ею становилась жена хана, мать хана или кормилица хана, приемная мать. Чаще всего именно мать хана была управительницей гарема. Но у нас нет достоверных источников, кто был мамой Крым Герай-хана. В случае с Дилярой мы можем сделать вывод, что, скорее всего, она не жена и не мать - опять же по титулу «бикеч»: это нечто среднее между валиде и султан. И что она могла делать? Она однозначно ведала экономией гарема. В одном из кварталов Бахчисарая стояла мечеть Ешиль-Джами. Над входом в нее была закладная плита, которая славила Диляру, потому что она потратила много денег на строительство этой мечети. Мы понимаем, что это был истинно религиозный человек. И богатый! У нее был собственный доход, которым она могла распоряжаться, а для того, чтобы в ханстве в те времена получать собственный доход, нужно было обладать какими-то его источниками: землями, подданными. Каждый бейский род имел определенную территорию, которой он ведал и с которой он собирал дань.

Юной Диляра-бикеч тоже не могла быть уже хотя бы по причине богатства. Чтобы обладать личными денежными средствами, женщине в ханстве необходимо было прожить какую-то часть жизни и пройти тот социальный лифт, который был возможен в обществе: удачное замужество или успешная, как бы мы сейчас сказали, карьера в гареме.

- Нужно понимать несколько вещей, - рассказывает Тимур. - Во-первых, мы отправляемся в XVIII век, где совсем другие возрастные оценки. В легенде тоже сказано, что Крым Герай был старцем, а он умер в 51 год! То есть, почтенным старцем с длинной седой бородой он, конечно, не был. В восточных государствах запросто могли выдать девочку замуж и в 12, и в 13, и в 14 лет. Но доверить такой девочке управление финансами, доверить ей управление гаремом, доверить ей получение личных финансов, тратить их - такое очень сложно себе представить! Мало было удачно выйти замуж и получить хорошее приданое, если тебе повезло. Эта женщина должна была пройти достаточно долгий и сложный путь для того, чтобы достичь своего положения, и не просто выйти замуж, а продолжить жить при гареме, доказать какие-то свои профессиональные качества. Чтобы у женщины появилось первое богатство для дара, ей должно было быть минимум 18-20 лет. Я все-таки думаю, Диляра, скорее, была матерью хана. Возвращаемся к структуре государства - в Крымском ханстве сословная демократия, но крымские ханы пытались иногда по образцу и подобию Османской империи брать в жены наложниц и назначать на важные государственные должности людей по личному приближению, по личной выслуге. Беи этого не принимали. Случай с Хюррем и в Османской империи один на всю историю, поэтому документально зафиксировать большое количество имен матерей крымских ханов сегодня не представляется возможным. Мы знаем их родителей по мужской линии, они потомки друг другу, династическая линия героев - отец, сын, деды и т.д. А вот с мамами сложнее. В то же время Диляра могла быть и любимой сестрой хана, тетей, родственницей. За неимением архивов нам остается только гадать.

Красота вымысла

Очевидно, что эта женщина была значима и для хана, и для государства. В Бахчисарае есть несколько дюрбе: мавзолей Трех ханов, мавзолей Бей Юде Султан, мавзолей Ахмед Бея и т.д. Но все они очень лаконичны. Только мавзолеи Хаджи Герай-хана, основателя ханства, и Диляры-бикеч отличаются. На контрасте со всеми остальными дюрбе Диляры очень затейливо украшен: райские кущи, сельджукские косички… Почет считывается и в камне. Но как же возникла легенда?

- С Марией Потоцкой история забавная, - улыбается Тимур, - что ее связывает с реальностью - это время жизни: XVIII-XIX века. Но годы жизни не сходятся: хан заказывает дюрбе Диляры в 1764 году, а в 1793 году Петр Симон Паллас уже описывает этот мавзолей, а Мария живет до 1820 года! Она явно не может быть похоронена в Бахчисарае, даже если подвергнуть факт ее захоронения в Стрельне сомнению. Мария Потоцкая в легенде - это чистейший вымысел! Красивая женщина, дважды была замужем, в любви ей объяснялся сам Александр Бенкендорф, начальник Тайной канцелярии Николая I. И, видимо, не он один. Мария была героиней своего времени, и неудивительно, что молва о ней судачила.

Ханский дворец.

Мария Потоцкая была также современницей Александра Сергеевича Пушкина, известного любителя красивых дам. И умирает она в год путешествия поэта по Крыму. Так, может, он и сочинил эту часть красивой легенды, если не всю ее вообще?

- Путешественники конца XVIII века, - говорит Тимур Валеев, - в том числе и заграничные, которые посещали Крым и до первого вхождения в состав Российской империи, и после 1783 года, отмечали эту легенду. Они как раз ссылались на то, что у этой женщины есть имя и фамилия - Мария Потоцкая. Пушкин приехал сюда, когда легенда уже существовала, и его гений упал на хорошо удобренную почву. Ему нужно было просто красиво это оформить, собственно, что он и сделал. А со временем далее, чем больше мы отрывались от реальности, чем дальше во времени от нас уходило Крымское ханство, тем больше легенда обрастала какими-то новыми подробностями. Жестокие, кровавые ханы, ремеслом которых была война, полонили славян! Кстати, Крым Герай не так много и воевал по большому счету… Пушкин в своей поэме описал историю буквально в двух-трех словах, а дальше с его легкой руки она стала популярной на века.

Павел Сумароков, Петр Симон Паллас - все они действительно отмечали дюрбе, а Муравьев-Апостол даже провел свое расследование, кто такая Диляра-бикеч и Мария Потоцкая. На основании этих изысканий в 1823 году историей Марии Потоцкой заинтересовался также начальник бахчисарайской полиции Ананьич. Он не нашел никаких следов Потоцкой в Крыму, но не обнаружил и сведений о Диляре-бикеч. Зато ему удалось установить, как Мария Потоцкая могла появиться в легенде: ее имя было очень популярно среди русских солдат, служащих в Бахчисарайском корпусе!

- Так имя Потоцкой могло попасть в легенду, - продолжает Тимур, - но я думаю, что сама легенда родилась раньше. Бахчисарай, столица Крымского ханства, на момент XVIII века не самый крупный, кстати, город вообще на территории Крыма (Феодосия - Каффа - была крупнее), но торговые пути приводили именно в Бахчисарай, в том числе из Турции. Большое количество торговых, экономических взаимосвязей было именно со Стамбулом как с центром метрополии, и, естественно, существовал также и культурный обмен. Все слышали историю про Хюррем-султан. А почему у турков есть такая «золушка», а у нас нет? Мне кажется, это так же, как с таким героем татарского фольклора, как Тильки-акъай, хитрый старый мудрый Лис. Он есть в фольклоре практически всех татарских народов. Вот здесь то же самое. Давайте у нас тоже будет своя Хюррем! - завершает свой рассказ Тимур Валеев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 1 ноября 2023

Заголовок в газете: СЛЁЗЫ ДИЛЯРЫ-БИКЕЧ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру