Расставлены точки над i: подлинная история замка "Ласточкино гнездо"

Визитная карточка южного берега

В центре Москвы есть дом, в котором сейчас располагается Российское Дворянское собрание. Сто лет назад там со своей семьей проживал купец Сергей Карпович Рахманов. Впрочем, незадолго до революции его жена и дочь все чаще бывали на Южном берегу Крыма - в своем замке «Ласточкино гнездо».

Визитная карточка южного берега
фото: М. Львовски

История замка «Ласточкино гнездо» обросла легендами, а начались эти выдумки с путеводителей конца XIX века - для привлечения туристов чего только не писали их авторы! Но на поверку оказалось, что и барон Штенгель не тот, и «ласточка» не одна…

Распутать этот клубок исторических хитросплетений удалось ялтинскому писателю и краеведу Марии Петровой и московскому историку Андрею Карагодину.

- В архивах я работаю с 1994 года, - начинает свой рассказ Мария Михайловна. - И вот я нашла в межевых, в крепостных книгах дату покупки. Это самое главное для исследователя. И получается, что первой владелицей центрального отрога мыса Ай-Тодор была баронесса Беркгейм.

Земельный вопрос

Наша история начинается с первой четверти XIX века, когда в императорском дворце в Санкт-Петербурге зреет решение отправить всех мистиков и эзотериков подальше от православия, в какую-нибудь российскую Австралию. Такой землей тогда был еще не до конца освоенный Крым. И в эту процессию изгнанников попадают княгиня Анна Голицына, баронесса Крюдинер, ее дочь баронесса Беркгейм и уже известная нам француженка мадам Гаше.

- 25 декабря 1824 года, - продолжает Мария Михайловна, - Юлия Крюдинер умирает в Карасубасаре, остальные уезжают на Южный берег Крыма. Баронесса Беркгейм покупает земли в Кореизе и Мисхоре, там же на территории имения строится домик для княгини Анны Голицыной. И также Беркгейм покупает виноградники на мысе Ай-Тодор. Кроме виноградников, на мысе Ай-Тодор у нее ничего не было, она только посадила виноград. Зарисовок этой местности того времени не сохранилось, и не каждый писал картины, были только некоторые указания в письменных источниках того, что находилось на мысе Ай-Тодор, были схематические планы. 90 десятин земли в Ялте Голицына завещала баронессе Беркгейм, которая, вступая в наследство, к сожалению, не описала имущество. Увлеклась алкоголем, не платила налоги и практически все пропила.

Писатель и краевед из Ялты Мария Петрова, фото из личного архива

По тому же завещанию, когда баронессы Беркгейм не станет, земли должны были перейти к детям сестры Анны Голицыной. И вот племянница Голицыной - Мария Ивановна Гончарова вступает во владение землями. Кстати, замужем она была за братом Натальи Гончаровой-Пушкиной.

- Если бы Пушкин не погиб, - улыбается Мария Михайловна, - то он явно отдыхал бы в Кореизе, потому что его семье по наследству досталось это имение. Однако имение находилось в страшном запустении, и Гончаровым пришлось продавать земли. Среди покупателей был и великий князь Михаил Александрович, но земли на центральном отроге покупает военный доктор Адальберт Карлович Тобин. Две десятины записаны на него, а четырнадцать - на его жену Елизавету Александровну. Вот тут-то, оказывается, и есть причина будущих вымыслов! Елизавета Александровна, урожденная Штенгель, по обычаям того времени, во всех документах числится как жена доктора медицины Тобина. Но и Штенгелей было два брата. На русский манер их называли Александр Васильевич и Максим Васильевич. Вот дети Максима Васильевича оказались в Киевской губернии и жили в Киеве, были инженерами, строителями, строили железные дороги, занимались нефтью и были участниками Азово-Донского банка, отделение которого находилось в Ялте. Но они никогда не владели замком «Ласточкино гнездо». Об этой ветви рода Штенгелей сохранились десятки архивных документов, среди них было много известных людей. Александр Максимович же, отец Елизаветы Тобиной, жены доктора медицины, был военным, и о нем самом, и о его потомстве сведений осталось очень мало. Отсюда и произошла путаница Штенгелей.

фото: М. Львовски

Первая ласточка

У Александра Васильевича Штенгеля было четверо детей: Эммануил, Вильгельмина, София и Елизавета. Троих из них так или иначе связывают с «Ласточкиным гнездом». Вернемся к тому моменту, когда Тобины, Адальберт и Елизавета, урожденная Штенгель, покупают земли на мысе Ай-Тодор. Адальберт Карлович, как доктор, понимает ценность этих мест для выздоровления и восстановления организма, мечтает создать здесь курорт и строит дом.

- В 1885 году вышел путеводитель Василия Христофоровича Кондараки, - рассказывает Мария Михайловна. - О нем говорили Кондараки - Кондавраки. Но он столько книг к столетию присоединения Крыма к России написал! И он написал путеводитель по Крыму и отмечал в 1885 году, что на этом месте уже стоит маленький домик Тобина и Тобин занимается там созданием курорта. Свой дом Тобин называет «Белая ласточка», и он сохранился до сих пор практически без изменений. Он находится справа от легендарного замка, если стоять лицом к морю. Белый дом с красной крышей и белой балюстрадой на ней. Он хорошо виден с дороги. Земли его жены Елизаветы Александровны располагались левее, и на них она тоже строит дом. Прямо там, где сейчас стоит манящий всех замок. По документам национализации мы можем восстановить, каким был дом Елизаветы Александровны: двухэтажный с несколькими комнатами, кухней и привратницкой. Отапливался он камином, а стоки уходили в море. Небольшой дом, хотя и эффектный. Он смотрится как замок на Рейне: не просто как дом на скале, а как замок, как что-то таинственное и очень интересное! Прямо на скале! Кто этот дом построил, неизвестно, у него практически не было балюстрады, как сегодня у замка «Ласточкино гнездо». Тогда было принято красить дома красным цветом - красным был и замок «Ласточкино гнездо».

Но это был другой замок! Не тот, что мы видим сегодня! Достоверно неизвестно, когда появилось знаменитое теперь на весь мир название «Ласточкино гнездо», но, похоже, его получил еще первый замок - красная постройка Елизаветы Александровны Штенгель-Тобиной. Правда, Елизавета Александровна тоже была не единственной баронессой Штенгель, владеющей землями на мысе Ай-Тодор. После смерти мужа Елизавета продает земли на мысе Ай-Тодор. Тот самый участок, на котором потом воздвигнут прославленный крымский замок, покупает… ее родная сестра Софья, тоже урожденная Штенгель!

- В 1902 году Елизавета продает свой дом вместе с землей сестре Софье, тоже баронессе Штенгель, - продолжает рассказ Мария Михайловна. - Почему Елизавета продает именно сестре, мы не знаем. Но до 1911 года баронесса Штенгель, только теперь другая, была владелицей «Ласточкиного гнезда». А что же Елизавета, где доживала свои дни она? Доподлинно неизвестно, куда она делась. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны все немецкие дела в архиве увезли немцы. Только метрических книг они вывезли более трехсот пятидесяти! Поэтому, где точно умерла Елизавета Александровна Штенгель, сказать невозможно…

фото: М. Львовски

Докопаться до основания

Эммануил Штенгель, брат обеих баронесс, тоже в итоге приехал жить в Ялту, но в другое место. Немудрено, что молва приписала какому-то из баронов Штенгель владение замком «Ласточкино гнездо»! Запутаться легко. И только благодаря кропотливой работе в архивах удалось докопаться до правды. Московские архивы исследовал историк Андрей Карагодин.

Московский историк Андрей Карагодин, фото из личного архива.

- В земельной переписи 1913 года нашлась отгадка, кто же построил тот самый замок «Ласточкино гнездо», который мы все теперь знаем и любим, - сообщает Андрей Васильевич. - «Рахманова Агния Павловна, проживающая в Москве, Воронцово Поле, купила в Гаспре имение «Ласточкино гнездо» в 1911 году у баронессы Штенгель Софьи Александровны 536 кв. саженей за 30 000 рублей плюс 3000 рублей купчая». А памятные книги, в которых записывается краткая информация о месте жительства и семье, раскрыли еще одну загадку: после строительства замка «Ласточкино гнездо» ни Агния Павловна, ни ее дочь Мария Сергеевна Рахманова в Москве не отмечены. Они, видимо, постоянно уже жили здесь, на Южном берегу Крыма. Брат Сергея Карповича - Георгий - тоже прикупил земли в Симеизе, настолько он был потрясен здешней красотой! Кстати, именно Георгий и оставил нам еще одно свидетельство того, что замок перестроили Рахмановы. На одной из фотографий на фоне нового строения он написал: «Ласточкино гнездо Рахмановых». Сергей Карпович Рахманов был богатым человеком, от отца он унаследовал большое состояние, занимался торговлей хлебом. И, конечно, владения в Ялте были куплены им, но интересная деталь: записана покупка была на его жену - в Российской империи женщины тогда платили меньше налогов, чем мужчины.

Кому пришла в голову идея замка в средневековом стиле, Агнии Павловне, кому-то из членов ее семьи или архитектору, мы не знаем. Автор нового строения, инженер-технолог Николай Сергеевич Шервуд происходил из известной семьи инженеров и архитекторов. Многие здания, объекты культурного наследия, в центре Москвы созданы Шервудами. Николай Шервуд тоже блистал идеями: так, например, он первым придумал проект канатной дороги на Ай-Петри, который, однако, в жизнь воплощен не был.

Новое Ласточкино гнездо

- В Алупке Николай Шервуд жил с 1911 года, в доме в районе автостанции, - говорит Мария Михайловна. - Тут же находилась его контора по прокату автомобилей. Это был необыкновенно талантливый молодой человек! Он увлекался театром, он обожал театр! И последние предсмертные слова его были: «Я не выучил роль»… И вот ему предложили построить этот замок. Он, по всей вероятности, разобрал этот дом, сделал большую бетонную плиту, заложил все щели в Аврориной скале и построил замок «Ласточкино гнездо». В газетах того времени отмечено, что к лету 1913 года строительство было завершено. На видовых открытках уже пишут: «Новое Ласточкино гнездо». Оно значительно отличалось от прежнего. Шервуд создал балконы, зубчатые башенки, остроконечные шпили - все это придало строению романтический вид. Но тогда архитектора корили: какие-то кубы настроил!.. Чертежей и документов нам не осталось - опять же время было такое: перед национализацией замок разграбили, сорвали отделку мебели, обои. Люди голодали, не было никаких товаров, и народ сшил рубашки из тканевых обоев, содранных со стен замка! В акте национализации пишут, что по дому были разбросаны документы! Все собрали и выбросили в море… Сложно сказать, куда повела дорога и Агнию Рахманову - тогда многие эмигрировали из страны, но фотографии и документы не брали - надеялись вернуться… Мария с мужем эмигрировали во Францию, купец Рахманов умер в 1914 году, Шервуд умер от туберкулеза в марте 1917-го. Его похоронили на кладбище храма Архангела Михаила. Памятник ставить позже было некому, а крест со временем, конечно, сгнил. Хозяйка жилья, которое арендовал Николай Сергеевич в Алупке, умерла вслед за ним, ухаживать за могилой было некому, и на сегодняшний день она утеряна. Но всем этим людям главная память в Крыму - замок «Ласточкино гнездо», визитная карточка Крымского полуострова.

Ресторан и библиотека

Дальнейшая история «Ласточкиного гнезда», несмотря на близость событий к нашему времени, тоже обросла мифами. Так, например, ходят слухи, что замок хотели разобрать по кирпичику и перенести на другое место. И его действительно разбирали по камушкам, но совсем для других целей. В советское время в замке уже никто не жил. Его национализировали, отремонтировали и сделали в нем ресторанчик. Тогда же в городе вывешивали плакаты, что здесь можно выпить чаю из самовара…

- Арендаторы менялись довольно-таки часто, - рассказывает Мария Михайловна, - хотя посещаемость была высокая, и когда-то частный и для хозяев уютный дом наполнился шумом и суетой общественного места. Но впереди замок ждали куда более серьезные испытания. Случились они в ночь с 11 на 12 сентября 1927 года. Только последний посетитель покидает ресторан, как происходит сильнейшее землетрясение магнитудой 8 баллов. Люди только что ушли! Сам замок «Ласточкино гнездо» очень сильно пострадал: башня упала на балконы, разбила сами балконы, столы, стулья - там, где еще недавно ужинали посетители, груды камней!.. Замок постарались восстановить быстро - уже тогда считали, что он привлекает туристов. По-быстрому отремонтировали все, кроме верхней башни и перил на балконах. И тогда уже замок «Ласточкино гнездо» был отдан под библиотеку созданного при советской власти санатория «Жемчужина».

Землетрясения в Крыму не такое уж и редкое явление - примерно раз в сто лет происходят сильные толчки, а мелкие в три балла бывают каждый год. Море разбивает свои волны о скалы, и в скалах образуются трещины, а в них в свою очередь появляются потоки воздуха. Таким образом, плита, на которой стоял замок «Ласточкино гнездо», стала разрушаться. И только в 1966 году замок решают восстановить. Организация «Ялтаспецстрой» работала по проекту архитектора Ираклия Татиева и инженера Владимира Тимофеева.

- Люди из их команды оставили воспоминания, - делится Мария Михайловна. - Строителям пришлось снять целый этаж замка, чтобы уменьшить нагрузку на скалу. Пронумеровали все камушки, повесили люльки на балконы второго этажа. И пять человек, которые варили там металлические каркасы, закачивали бетон. Работали по два часа смена. И они восстановили плиту и замок! Второй этаж возвращали по кирпичику - каждый пронумерован, чтобы потом он встал на свое место! Работы длились до 1971 года. А потом реставраций было еще две. Группа Татиева и Тимофеева спасала замок, но, конечно, где-то использовали не совсем те же материалы, что-то не смогли восстановить в первоначальном виде, к тому же землетрясения происходят каждый год, и за замком надо следить. Поэтому в 1985-м и 1991-м «Ласточкино гнездо» снова восстанавливали.

Тогда решено было сдать помещение в аренду и создать там итальянский ресторан, и вот во время реставрационных работ итальянец, на тот момент арендатор замка, якобы нашел документы - чертежи Николая Сергеевича Шервуда! И чуть ли не в самом замке! Это еще одна удивительная история «Ласточкиного гнезда». Где эти документы сегодня, в Италии или здесь, в строительных архивах? И если они все-таки существовали, то в каком тайнике могли храниться десятилетиями, никем не найденные и не затронутые даже землетрясением?

- Эта история больше похожа на вымысел, но, может быть, мы когда-нибудь сможем найти и чертежи Шервуда... А еще «Ласточкино гнездо» ремонтировали в 2017 году. Правда, памятную плиту на замке оставили прежней, и первым владельцем до сих пор числится Александр Штенгель. Но мы с вами уже знаем, что это лишь вымысел! - завершает свой удивительный рассказ Мария Михайловна.

Елена СЕМАЕВА, фото автора и из архива

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 9 августа 2023

Заголовок в газете: ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЮЖНОГО БЕРЕГА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру