В Симферополе собраны уникальные материалы об истории троллейбуса

наш музей трамвая и троллейбуса

Как часто, следуя из Симферополя в Алушту или Ялту, мы обгоняем междугородние троллейбусы, не обращая на них внимания. А ведь это не просто общественный транспорт, это целая история, можно даже сказать, эпоха, затронувшая уже три поколения.

наш музей трамвая и троллейбуса
Один из залов музея.

Я пришел в 15:10.

- Здравствуйте! Какой я у вас сегодня по счету?

- Здравствуйте, вы у нас сегодня первый…

Честно говоря, обидно, что даже не все симферопольцы знают о существовании музея истории трамвая и троллейбуса, расположенного на территории троллейбусного парка крымской столицы. В этом году ему исполняется 46 лет. Таких музеев в мире - единицы, притом что экспонаты нашего сделают честь любой, самой солидной экспозиции.

В трех залах представлены: летопись симферопольского трамвая ­- с момента первого пуска и до «ухода на пенсию»; история строительства горной троллейбусной трассы Симферополь - Ялта; все этапы «троллейбусной жизни» - от первого рейса до наших дней и множество прочих, зачастую уникальных, свидетельств особого статуса крымского троллейбуса.

Модели троллейбусов в экспозиции музея

Здесь бережно хранятся старые фотографии, модели городского транспорта, первые компостеры и коллекция билетов - всех, что когда-либо выпускались. В музее вы узнаете о знаменитых троллейбусных династиях, познакомитесь с рекордами «рогатого друга» крымчан. Всего в экспозиции представлено более 3000 экспонатов. Торжественное открытие музея состоялось 3 ноября 1977 г. Через год музей был зарегистрирован Крымским областным управлением культуры с профилем «исторический».

В разное время музей посетили гости из Великобритании, Америки, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Голландии, Польши, Финляндии, Чехии, Словакии, Швейцарии и стран Африки. На фоне этого обидно сознавать, что многие крымчане не только не были здесь, но и не слышали о существовании музея. Спешу поделиться тем, что увидел и узнал, в надежде, что и вы приобщитесь к маленькой частичке истории нашего полуострова.

Памятник крымскому троллейбусу на Ангарском перевале

Время первых

В октябре 1958 г. Совет Министров Украины принял решение о строительстве первой в СССР и Европе горной междугородней троллейбусной линии Симферополь - Алушта - Ялта. Первая очередь этой линии Симферополь - Алушта протяженностью 52 км была построена и сдана в эксплуатацию в рекордно короткий срок - 11 месяцев.

За это время было построено 2 троллейбусных парка в Симферополе и в Алуште, 16 тяговых подстанций, установлено более 3 тысяч опор и подвешено свыше 200 км контактного провода. Параллельно создавали инфраструктуру, возводили мосты и остановки. Техника тогда была, конечно, не такая, как сейчас. Зато строили качественней и надежней. Вот такой парадокс...

Фото из фондов музея.

В мае 1959 года было организовано Крымское троллейбусное управление.

Многие, конечно, слышали, что наша горная троллейбусная трасса Симферополь - Ялта - уникальна во всей Европе по своей протяженности. Так вот, маленькая поправка: не в Европе, а во всем мире - 96 км от аэропорта Симферополь до Ялты!

12 сентября 1959 г. началась обкатка контактной сети в г. Симферополе, а 7 октября было открыто регулярное движение на маршруте Железнодорожный вокзал - Марьино, протяженностью 8,5 км. Это был своего рода стартовый участок на пути к главной цели - Ялте.

И вот, спустя месяц, 6 ноября 1959 г., в торжественный обстановке был открыт первый в Европе высокогорный троллейбусный маршрут Симферополь - Алушта. Протяженность - 52 км, высшая точка трассы - 752 м над уровнем моря. Позже он будет признан самым длинным в мире!

Отправление первого троллейбуса из Алушты. 6 ноября 1959 г. Фото из фондов музея

Настоящими счастливчиками считали себя те, кто получил приглашение на самую первую троллейбусную поездку по маршруту Симферополь - Алушта. В этот день троллейбусы вышли на маршрут из Симферополя и Алушты - навстречу друг другу. Из столицы Крыма машины выехали с портретом Ленина на капоте. Алуштинские были украшены портретом Хрущева. Время было рассчитано так, что Ленин с Хрущевым «встретились» на Ангарском перевале. Там же - в наивысшей точке трассы - состоялся короткий митинг в честь этого знаменательного события.

Симферопольский ж/д вокзал, 6 ноября 1959 г. Фото из фондов музея

К запуску первого междугороднего маршрута Крым получил 40 новых троллейбусов: 30 чехословацких «Шкод» и 10 отечественных машин. Однако, советские не выдержали трудностей крымской горной трассы, и вскоре остались одни «чехи», и впредь по Крыму бегали только они. В дальнейшем каждую новую модель троллейбуса «Шкода» испытывали именно на трассе Симферополь - Ялта. Оно и понятно, это вам не стенд какой-нибудь - все по-настоящему!

В первых троллейбусах билеты продавали кондукторы. Проезд до Алушты стоил 6 рублей 50 копеек (цена до реформы 1961 г.). Дополнительно, за эти же деньги, пассажиры получали рассказ обо всем, что видели из окон. Роль экскурсовода выполнял все тот же кондуктор!

Водителей для троллейбусов набирали из самых опытных мастеров шоферского дела. Обучали их в Севастополе, где к тому времени уже 9 лет работало троллейбусное движение, а также был учебный комбинат.

Первая чешская головка токоприемника на деревянной штанге

Самая первая чешская головка токоприемника крепилась на деревянной штанге. Она была очень жесткая, часто срывалась с проводов, а зацепившись, нещадно рвала их. Сами деревянные штанги тоже ломались, позже их заменили на стальные, а над головкой токоприемника поработали специалисты мастерских нашего симферопольского троллейбусного парка, модернизировав ее так, что вызвали восхищение чешских конструкторов. В дальнейшем все головки токоприемников, получившие общее название «Симферопольская», компания «Шкода» выпускала именно по нашим чертежам.

Симферопольская головка токоприемника, 1962 г

Рекорды и подвиг

Прошло время, и билетные кассы превратились в компостеры, пробивающие билеты разными рисунками из дырочек. И тут отличились наши умельцы! Чешские компостеры, установленные изначально в троллейбусах, быстро ломались, и в конце концов ремонтники симферопольских мастерских троллейбусного парка разработали свой собственный - вечный компостер. Впрочем, разве есть что-то вечное для нашего пользователя? Если помните, последние модели компостеров иногда попадались с отломанными ручками, но вся остальная конструкция по-прежнему оставалась безотказна и неубиваема.

Виды компостеров

Один из самых интересных объектов музея - объемная панорама гурзуфского участка трассы и знаменитый мост, построенный в 1961 году из специально отлитых железобетонных изделий по проекту Киевского филиала «Союздорпроекта». Автор проекта - Борис Барило. Гурзуфский мост поддерживает трассу Алушта - Ялта над ущельем реки Авунда. В те годы он был одним из уникальных во всей Европе благодаря своей конструкции - мост изогнут сразу в двух плоскостях.

Троллейбусная линия Алушта - Ялта, протяженностью 33 км, была проложена тоже в 1961 году, но немного раньше окончания строительства моста, так что некоторое время троллейбусы проезжали эту часть маршрута по старому отрезку дороги.

Объемная панорама одного из этапов строительства отрезка дороги

В старые добрые времена билеты на троллейбус Симферополь - Ялта можно было купить уже при посадке на поезд в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Харькове, Риге и Вильнюсе. На вокзалах этих городов вывешивали специально отпечатанные рекламные плакаты, призывающие заранее приобретать троллейбусные билеты на ЮБК.

В разгар сезона троллейбусы на Алушту и Ялту отправлялись каждые 2 минуты! Одновременно между столицей Крыма и ЮБК курсировало около 150 машин, совершая до 500 рейсов в сутки! В советское время уникальный маршрут перевозил до 10 000 000 пассажиров в год!

У симферопольского музея троллейбуса есть свои поклонники. Один из них - гражданин Великобритании Стив Кернс, менеджер по связям компании «Транспорт Лондона». Он уже не раз побывал здесь и все время приезжал с подарками. Несколько лет назад из Англии приехали сразу 30 человек - все любители электрического транспорта. Они проехали на троллейбусе до Ялты и остались в полном восторге!

Приглашение на первую троллейбусную поездку по маршруту Симферополь - Алушта

В летописи крымского троллейбуса есть и свои герои. Настоящий подвиг совершила 3 августа 1970 года водитель Нина Круговая. На Массандровском спуске в полный пассажиров троллейбус врезался тяжелый панелевоз. От разлившегося бензина моментально вспыхнул пожар, но Нина, несмотря на то, что была тяжело травмирована и прижата рулевой колонкой к сиденью, успела отъехать в сторону и открыть заднюю дверь. Ей самой, к сожалению, так и не удалось выбраться из горящего троллейбуса. Имя Нины Круговой осталось в сердцах друзей и коллег по работе и 42-х спасенных ею пассажиров.

Рабочие династии

Одна из потрясающих традиций симферопольского троллейбуса - рабочие династии! Согласитесь, это о многом говорит, когда на одном и том же предприятии работают отец, сын, а потом еще и внук! За время существования «Крымтроллейбуса» здесь трудились и трудятся более 250 сотрудников 83-х семейных династий, общий стаж работы которых составляет около 6 370 лет! Такие показатели - гордость для любой, самой солидной компании.

Семейные династии работников Крымтроллейбуса

Даже у самого музея есть своя династия! Много лет его смотрителем был Георгий Михайлович Славный - старейший работник предприятия, участвовавший вначале в организации строительства междугородней трассы, а затем и в создании музея. Сейчас на его месте трудится сын - Андрей Георгиевич Славный. Спасибо им огромное за бережное сохранение истории нашего полуострова.

Не менее интересен в музее и уголок крымского трамвая, история которого началась задолго до истории троллейбуса. Здесь тоже много интересного и познавательного: один из первых трамвайных кассовых аппаратов, коллекция билетов, необычные модификации трамвая, уникальные фотографии прошлых лет. Самый яркий и необычный экспонат здесь - объемная экспозиция в виде трамвая, идущего по одной из улиц Симферополя. Макет выполнен так натурально и качественно, что невольно возникает желание забраться внутрь!

На крыше трамвая - маршрутная доска с номером и названием «Бетлинговская». Улица была названа в память о талантливом крымском враче Николае Николаевиче Бетлинге (1838-1902). Во второй половине XIX века, будучи доктором медицины, Бетлинг начал службу в Симферопольском военном госпитале. Спустя несколько месяцев он был назначен старшим врачом Симферопольских богоугодных заведений, где работал, не оставляя при этом военной службы, 33 года и 3 месяца. Вспоминая забытые имена, мы отдаем дань памяти врачам города, служение которых обществу и охране здоровья населения трудно переоценить. В 1920 году улица им. Бетлинга была переименована в улицу им. Калинина.

Ну, а самый первый трамвай на улицах Симферополя появился в июне 1914 года. Это были пробы, а уже в июле заработал и первый маршрут: «ЖД вокзал - Центр».

Симферополь, Привокзальная площадь, 1970 год. Фото из фондов музея

Из досье «МК»

Первый троллейбус был создан в Германии инженером Вернером фон Сименсом, вероятно, под влиянием идеи его брата, проживавшего в Англии доктора Вильгельма Сименса, высказанной 18 мая 1881 года на двадцать втором заседании Королевского научного общества.

Передача электроэнергии осуществлялась благодаря восьмиколесной тележке (kontaktwagen), катившейся по двум параллельным контактным проводам. Провода располагались достаточно близко друг от друга и при сильном ветре нередко перехлестывались, что приводило к коротким замыканиям. Экспериментальная троллейбусная линия протяженностью 540 м, открытая компанией Siemens&Halske в предместье Берлина Галензе (Halensee), действовала с 29 апреля по 13 июня 1882 г.

Тележка, бегущая по проводам на четырех парах роликов, и есть «троллей», от чего пошло название троллейбуса.

Грузовые троллейбусы в основном использовались в странах бывшего СССР в период 1930-1970-х гг. В военные годы для экономии бензина в троллейбусы переоборудовали серийные самосвалы, тягачи и другую грузовую технику. В послевоенное время в таких машинах уже не было необходимости, но их можно было еще заметить на улицах крупных городов даже в 1960-1970-е годы.

МК Между тем

Факты из жизни зарубежного троллейбуса

* В мире существуют две полностью подземно-туннельных троллейбусных линии. Обе построены в Японии, специально для обслуживания горного туристического маршрута между городами Татэяма и Омати. При этом обычных городских троллейбусов в Японии нет.

* Троллейбусы в Будапеште появились в 1949 году. Первому троллейбусу сразу дали номер 70, так как в этом году праздновался 70-летний юбилей Сталина. И сейчас троллейбусов до 70-го номера в Будапеште нет.

* В Европе на начало 2015 года работало 90 троллейбусных систем (вместе с Украиной, Белоруссией и Молдавией - 141).

* Крупнейшая на начало 2015 года троллейбусная система в Европе (за исключением СНГ) находится в Афинах (Греция). Протяженность контактной сети более 350 км, эксплуатируются более 300 машин.

* По состоянию на начало 2015 года троллейбусы есть в городах Австрии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Франции, Чехии, Швеции и Эстонии.

Рекламный плакат

МК Между тем

Факты из жизни отечественного троллейбуса

* Первый пассажирский троллейбус в СССР был изготовлен на московском заводе «Динамо» в 1933 году. Первыми троллейбусами Советского Союза стали машины ЛК-1, названные в честь Лазаря Кагановича.

* Первая троллейбусная линия в СССР была построена в 1933 году в Москве.

* В Российской Федерации традиционно название «троллейбусный парк» применяется в Москве и Санкт-Петербурге, столицах автономных республик (кроме Казани и Уфы), в городах Абакане, Архангельске, Благовещенске, Видном, Воронеже, Рубцовске, Твери, Тюмени, Химкaх. Предприятия 76 остальных троллейбусных городов именуются «депо». В Белоруссии, напротив, существовавшее повсеместно название «депо» в 2007 году было заменено на «парк».

* В России на начало апреля 2015 года действует 84 троллейбусных системы - больше, чем в любой другой стране мира.

* Старейший на территории СНГ линейный троллейбус эксплуатировался в Симферополе, это Škoda 9Tr 1972 года выпуска.

* А теперь - самое главное: самым протяженным троллейбусным маршрутом в мире является междугородный маршрут Симферополь - Алушта - Ялта (86 км) в Крыму!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 12 июля 2023

Заголовок в газете: НАШ МУЗЕЙ ТРАМВАЯ И ТРОЛЛЕЙБУСА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру