Призрак пионера и забытый город: что можно увидеть по пути в Лисью бухту

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края Крым может удивлять бесконечно.

Зимние путешествия к морю особенные. Есть в них небольшой диссонанс, навеянный стереотипами. Ведь даже у тех, кто всю жизнь прожил в Крыму, пляж и море ассоциируются прежде всего с летом и отдыхом. Тем очаровательнее прогулка по пустынному берегу в несезон. Тишина, пронзительно чистая вода и воздух, от свежести которого перехватывает дыхание.

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края Крым может удивлять бесконечно.

В январе мы решили съездить в Лисью бухту. Перенаселенное летом, зимой это место стало совершенно пустынным и диким.

В теплое время здесь буквально некуда ступить: тесно стоящие палатки толпятся, создавая целые города, берег усеян предметами походного быта и загорающими, музицирующими, плетущими фенечки, медитирующими местными обитателями. Так повелось с давних времен: Лисья бухта не одно десятилетие притягивала хиппарей, эзотериков, йогов и просто творческих личностей.

Зимой же здесь, между горами и морем, тишина и безлюдье…

Ментальный магнит

Попасть в этот заповедник красоты и молчания на удивление просто: доехать от Феодосии до пгт Курортное, а дальше идти вдоль берега направо, в сторону виднеющегося вдали мыса Меганом.

Однако, даже отправляясь пообщаться исключительно с природой, мы не могли не встретить на своем пути местные заброшки. Возможно, они притягиваются к некоему ментальному магниту, натренированному за годы исследований и поисков подобных объектов.

Выйдя в Курортном, мы перешли небольшую речку по старенькому мостику и попали в мрачное царство развалин.

Руины бетонных зданий прятались среди скал и зарослей ежевики, черные кипарисы безмолвно застыли вдоль дорожек с потрескавшимся асфальтом, небо серой ватой нависало над этим странным местом, цепляясь за сосновые ветки.

Погуглив, мы узнали, что это бывший пионерлагерь «Солнечный». Большая часть расположенных на его территории домиков была деревянной и бесследно исчезла в пламени пожара.

Остались самые стойкие кирпичная подсобка, кафельные туалеты и бетонное строение, судя по всему, служившее актовым залом. На его стенах шелушились толстоногие пионеры, половую принадлежность которых можно было определить только по одежде.

Рядом остатки бассейна, выложенного камнями, дальше по засыпанной рыжей хвоей дорожке летняя сцена. Лавочек, располагавшихся амфитеатром, давно нет, сцена заплетена девичьим виноградом, сквозь пряди которого призрачно белеют паруса нарисованного корабля. Этот парусник, чудом уцелевший среди разрухи, будто символ ушедшего детства, светлого времени, полного надежд и мечтаний.

Оставив позади тонущий в цепких объятиях винограда и ежевики пионерлагерь, выходим к морю.

Самоцветы и петроглифы

Под ногами шуршат разноцветные камешки, пересказывая веселые летние истории, передразнивая чаек и туристов, тихо хихикая и романтически вздыхая.

Море спокойно и лениво поглаживает берег. Мы идем вдоль молчаливых кафешек, впавших в зимнюю спячку, и пустынных лодочных гаражей.

На этом участке маршрута тоже не обходится без заброшек. Наверху, на холме, возвышается серая коробка недостроя. По ее фасаду, между балконами, вьется белый водяной дракон масштабное и впечатляющее граффити.

Думали, что это недостроенный дворец олигарха в бухте - оказалось...

Думали, что это недостроенный дворец олигарха в бухте - оказалось...

Смотрите фотогалерею по теме

Это недостроенный в 1990-е годы пансионат КРАЗ. Рядом с основным корпусом, от которого остались лишь голые стены, такое же пустое здание столовой.

Идем дальше по берегу. Цивилизация остается позади, там же маячит величественный профиль Кара-Дага. Пляж сплошь хрустящие камешки, глянцево поблескивающие влажными боками в соленой воде прибоя. Зеленые, колдовские, темно-красные, будто драконья кровь, сахарно-белые можно собрать целую коллекцию самоцветов!

На пути встречаются огромные валуны, скатившиеся с холмов, их приходится обходить по самой кромке моря.

На одном из них нарисованный красками маяк. Это стражник у входа в Лисью бухту, хранящий спокойствие и здешние порядки. Дальше будет встречаться множество петроглифов, омы, лабиринты, магические котики с тремя глазами, но маяк единственный.

Дальше дорожка становится глинистой, скользит между морем и обрывистым берегом.

Встречается парочка местных обитателей. Обросшие дредами, закутанные в шарфы и пледы, бродят они по пустынному пляжу в поисках вдохновения.

Единицы, но все же кое-кто остается в «Лиске» на зимний период. Такие любители природы строят надежные укрепления, полуземлянки с печками, утепляют палатки и проводят здесь ветреные крымские зимы.

У таблички «Ландшафтный парк Эчки-Даг» грунтовая дорога убегает в горы. Над изгибом бухты на фоне чистого холодного неба вырисовываются три голые каменные вершины Делямет-Кая, Кара-Оба и Кокуш-Кая. На восточном склоне последней находится уникальный природный объект Ухо земли (Хулах-Иернын). Это карстовая пещера глубиной 132 метра, обросшая складками породы из-за сложных тектонических процессов и принявшая форму ушной раковины.

Тут же неподалеку крымская сосна тянется ветвями к морю, находясь почти в горизонтальном положении. За такую форму и необычную позу она получила название «Крыло дельтаплана».

Как в том фильме…

На склонах Эчки-Даг прячутся родники. Их тоже три, как и горных вершин. Родники оборудованы, ими активно пользуются туристы и обитатели Лисьей бухты.

В этот раз мы не стали подниматься в горы, а решили пройтись дальше вдоль моря.

Складчатые склоны высокого берега нависают над пляжем, заслоняя солнце в послеполуденное время, поэтому вечер приходит сюда рано. Тем более зимой. Поэтому нам следует поторопиться.

Возникла интересная идея обойти Меганом, добраться до Судака и оттуда уже уехать в Керчь, однако, подумав, мы отмели ее как нерациональную.

Надо отметить, что зимой транспорт из Судака ходит не очень хорошо, и добираться пришлось бы с пересадками.

Поэтому, примерно на середине пути до мыса, было решено возвращаться обратно.

Однако нас остановили загадочные строения, призрачно маячившие в пыльных лучах солнца.

Стрельчатые проемы, зубчатые башенки, колоннады все это напоминало покинутый город из восточной сказки.

В сущности, так и оказалось. Здесь, на берегу Черного моря, между Лисьей бухтой и Солнечной долиной, уже несколько лет дремлют развалины волшебного города. Это декорации к фильму «Большая рыба», киногородок Ахтамань, возведенный в 2003-2004 годах. Кинопремьера должна была состояться в 2005 году, однако фильм так и не сняли.

Теперь живописные руины используются для фотосессий местными фотографами.

Вот так, совершенно не планируя, мы посетили три заброшенных объекта в Восточном Крыму.

Пообещав себе, что маршрут следующего путешествия по этим краям обязательно будет проходить через горы, мы отправились в обратный путь.

Солнце уже пряталось за скалистые вершины, и по берегу расползались синеватые пальцы сумеречных теней. В Лисью бухту спускался тихий зимний вечер.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2023

Заголовок в газете: ЛИСЬЯ БУХТА: ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА ПО ПЛЯЖУ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру