В Крыму академик Игорь Курчатов провел лучшие дни своей жизни

Немирный атом и дача в придачу

Детство и юность одной из самых знаковых фигур российской науки прошли в Симферополе. И, видимо, время это было действительно счастливым. Ведь главной наградой за свои заслуги перед отечественной наукой Игорь Васильевич считал не премии, ордена и медали.

Немирный атом и дача в придачу
К юбилею прославленного ученого симферопольская библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского приурочила выставку гордого имени «Игорь Курчатов: атом должен быть мирным», фото: Н. Степанченко.

«МК в Крыму» проследил путь великого изобретателя от крымского школьника до крымского дачника.

Причины, следствия и последствия

До Крыма приключения Игоря Курчатова сводились к путешествию на волжских пароходах из Симбирска, куда семья переехала в 1908 году из маленького городка Сим, на дачу и обратно. Да, увидел свет будущий академик на Урале. В метрической книге Симского завода за 1903 год так и записано, мол, родился сын Игорь у «частного землемера Василия Алексеева Курчатова и его законной жены Марии Васильевой, оба православные».

В Крым, в Симферополь, семья попала в 1911 году. Причина, заставившая Курчатовых покинуть родные места, была весьма печальна - туберкулезом заболела Антонина, сестра Игоря, которая была старше его на 5 лет. Увы, спасти девочку не удалось. Болезнь победила. Ребенка похоронили на старом симферопольском кладбище, которое находилось в пределах нынешних улиц Крылова и Караимской.

Но жизнь продолжалась. И для родителей успехи сыновей, Игоря и Бориса, в учебе стали светом в конце тоннеля.

В Государственном архиве РК хранится весьма интересный документ - аттестат об окончании Симферопольской мужской губернской казенной гимназии учеником Игорем Васильевичем Курчатовым, который «с 24 августа 1912 г. при отличном поведении обучался по 16 мая 1920 г. и окончил полный восьмилетний курс, причем обнаружил нижеследующие познания...». Далее, само собой, отличные оценки. Правда, золотой медали на руки Игорь не получил: не то было время. Зато, уже став взрослым, Курчатов с лихвой компенсировал отсутствие этого материального подтверждения личных достижений другими весьма ощутимыми наградами - ему удалось стать лауреатом Ленинской премии и четырежды лауреатом премии Сталинской, он был трижды Герой Социалистического Труда, получил пять орденов Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, медали: «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Севастополя», «В память 800-летия Москвы», золотую медаль имени Леонарда Эйлера, а также серебряную медаль Мира имени Жолио-Кюри. И это далеко не полный перечень.

Работа головой

Такого человека, как Курчатов, давно следовало бы возвести в ранг супергероев. А почему нет? Повествуют же западные киношники с широких экранов о некоем Говарде Старке, «отце атомной бомбы», мультимиллионере и отце Железного Человека. А ведь наш Игорь Васильевич Курчатов персонаж куда более интересный. И, что самое важное, вполне себе реальный. Его по праву считают родоначальником советского атомного проекта, который он вел со старта и до своей кончины.

В военные годы во власти Курчатова было вызывать ученых из эвакуации и демобилизовывать из Красной армии и Военно-морского флота специалистов для так называемой Лаборатории №2. В этой святая святых в период 1943-1945 годов разрабатывали оружие, которое и по сей день считают самым устрашающим и разрушительным. Курировал работы сам Иосиф Виссарионович, а на подхвате был нарком химической промышленности Первухин. Создание в августе 1945-го Специального комитета при Государственном комитете обороны стало отправной точкой официального рождения в СССР атомной отрасли. 20 августа было организовано Первое управление, которое возглавил генерал-полковник инженерно-технической службы Борис Львович Ванников. Симбиоз Курчатов-Ванников имел успех. Один из участников атомного проекта физик Игорь Николаевич Головин позднее вспоминал: «Б.Л. Ванников и И.В. Курчатов как нельзя лучше дополняли друг друга. Курчатов отвечал за решение научных задач и правильную ориентацию инженеров и работников смежных областей науки, Ванников - за срочное исполнение заказов промышленностью и координацию работ».

В 1946 году Курчатов встретился с высшими лицами Страны Советов, после чего Сталин подписал около шести десятков (!) документов, сделавших атомную отрасль приоритетной для государства и значительно повысивших статус и уровень жизни физиков-ядерщиков.

Возвращение к истокам

«Игорь Васильевич очень любил Крым, с ним у него были связаны воспоминания о студенческих годах. После создания атомной бомбы и получения высших наград ему предложили построить дачу. Он попросил, чтобы эта дача была в Крыму (в Мисхоре)…» - вспоминал о Курчатове его помощник В. В. Гончаров.

Положа руку на сердце, стоит признать: желание Курчатова исполнили на раз-два-три (такие стратегически значимые умы в Союзе ценить умели). Академику и строить-то ничего не пришлось. Дачу Курчатову выделили знатную, в полном соответствии табели о рангах.

Двухэтажный особняк, доставшийся Курчатову в 1950-м, возвели в Мисхоре еще в начале века, в дореволюционный период, по проекту весьма востребованного в те годы и почитаемого в наше время архитектора Николая Петровича Краснова, автора знаменитого царского дворца в Ливадии и еще более пяти десятков чуть менее знаменитых архитектурных достопримечательностей. Экскурсоводы рассказывают: «Когда-то дача и прилегающий к ней участок принадлежали химику Келлеру. Он жил в Москве, имел там аптеку, а в Крыму тешил себя виноделием, изобретя Пиногри своего имени. Среди отдыхавших на даче именитых и знаменитых значится композитор Игорь Стравинский, автор написанного в 1911 году и ставшего популярным балета “Петрушка”». В настоящее время «Дача Курчатова» - санаторий, где лечат голубой глиной, и парк, и пляж - под рукой. Одним словом, место вполне себе престижное.

Но думал ли о престиже Курчатов? Современники в один голос твердят, что в последнее десятилетие своей жизни Игорь Васильевич выглядел очень усталым, перенес два инсульта и понял, что круг его жизни вот-вот замкнется. Вместе с этим пониманием пришло и осознание того, что самое время хоть ненадолго прийти туда, откуда все начиналось, в Крым, прийти, чтобы вспомнить прошлое и проститься с будущим.

Ему удалось побывать на своей даче лишь дважды. Но, наверняка, каждый раз по дороге на Южный берег, когда перед его взором наконец представала бесконечная, сверкающая на солнце водная гладь, Игорь Васильевич вспоминал, как в 1912-м он ехал к этому самому морю вместе с отцом, с каким непередаваемым удовольствием купался и с каким глубоким восхищением следил за утлыми суденышками рыбаков, воображая себя пиратом и мечтая отправиться в дальние странствия навстречу приключениям.

Память и памятники

Памятников Курчатову в России также не мало: на родине, в городе Сим Челябинской области, перед проходной главного корпуса завода ОАО «Агрегат»; там же на первом этаже средней образовательной школы № 1; в Москве на площади его имени; в городе Челябинске возле здания Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ); в городе Озерске Челябинской области в сквере между улицей Ермолаева и проспектом Ленина; в городе Дубне Московской области в начале улицы Курчатова и на территории ОИЯИ; в городе Обнинске Калужской области на улице Курчатова; в городе Снежинске (копия памятника в Озерске); в городе Курчатов Курской области на площади Свободы; в городе Волгодонске перед главным корпусом завода Атоммаш. Памятник И. В. Курчатову и А. П. Александрову есть и в Севастополе - здесь в 1941-м они занимались размагничиванием кораблей.

В Симферополе же о памятнике Курчатову говорили очень долго, с 2016-го, спорили, надо ли. Предлагали к 115-летнему юбилею, то бишь в 2018 году, поставить монумент на Макуриной горе, ул. Ленина (в этом районе некоторое время проживала семья Курчатовых). Но с этим как-то не сложилось. Однако в Симферополе есть улица и переулок Курчатова. А с сентября того же 2018-го его имя носит одно из старейших учебных заведений Крыма, симферопольская гимназия №1 (ул. Карла Маркса, 32), та самая гимназия, в которой учился Игорь Васильевич. Там, собственно, и установили бюст Курчатова. Мол, нужно же обозначить координаты того места, откуда будущий великий атомщик сделал первые шаги в науку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2023

Заголовок в газете: НЕМИРНЫЙ АТОМ И ДАЧА В ПРИДАЧУ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру