Как не проигравший ни одной битвы адмирал сумел одержать победу в сражении за умы и сердца потомков

Прискорбная амнезия

Тех, кто не помнит побед, своих и чужих, неминуемо ждет поражение. Этот жестокий урок история преподавала человечеству не раз и не два. Но выводы так и не сделаны. Философствовать по этому поводу можно бесконечно. Но есть ли смысл? Скорее стоит вспомнить конкретные случаи. И устыдиться.

Прискорбная амнезия
Уникальная часовня в севастопольской Орловке, которая носит имя покровителя моряков – адмирала Ушакова. Возводит её – своими руками – известный русский путешественник Фёдор Конюхов, фото: М. Львовски

«МК в Крыму» приводит примеры исторической амнезии в отношении выдающегося флотоводца, одного из создателей Черноморского флота Федора Федоровича Ушакова и делится рецептом, каким образом с помощью энтузиазма всего лишь нескольких неравнодушных людей эту болезнь удавалось излечить.

Истинный новатор и любители «бесхозного»

Сама смерть адмирала 2 октября 1817 года в Российской империи осталась почти незамеченной. Память великого человека почтили лишь маленькой заметкой, промелькнувшей в московском журнале «Русский вестник» под названием «Известие о кончине адмирала Федора Федоровича Ушакова», да небольшим сообщением в петербургской газете «Северная почта» «О смерти знаменитого адмирала».

И это при том, что еще при жизни Ушакова весьма уважаемые российские военно-морские издания на все лады расхваливали гениальность и непревзойденное новаторство… английского адмирала Горацио Нельсона. Их редакторы и авторы не знали или, что скорее, попросту не желали знать, что воспеваемые ими заслуги забугорного героя - лишь бледный плагиат, лишь своего рода реконструкция малой части того, что Ушакову удалось ввести в практику морских сражений за много-много лет до англичанина. Но есть ли пророк в родном Отечестве? Видимо, для кого-то да. Ведь в Лондоне на Трафальгарской площади воздвигли многометровую колонну, увенчанную статуей Нельсона. И никто из «объективных» историков того времени ни здесь, ни там не попытался развенчать эту в буквальном смысле возведенную на пьедестал ложь. Мол, какая разница… А разница-то большая.

Кадр из фильма Дмитрия Антонова «Святые и близкие. Федор Ушаков».

Как Христа ради…

Итак, об истинном новаторе Ушакове надолго забыли.

А попытка увековечить имя адмирала произошла при, мягко говоря, необычных, а вернее странных обстоятельствах. Началось все так, что в пору краснеть.

В 1913 году в адрес Морского генерального штаба поступило письмо от некоей А. Ф. Ушаковой, проживающей в Петербурге на Васильевском острове по 23-й улице, в доме № 18. Отправительницей его оказалась внучатая племянница забытого адмирала. Апполинария Федоровна писала: «Вынужденная крайне тяжелыми материальными обстоятельствами, я намерена в ближайшее время подать прошение о даровании мне пенсии… Приближающийся 100-летний юбилей со дня смерти деда вряд ли застанет меня в живых. Я обращаюсь к Вам с горячей просьбой - поддержите мое всеподданнейшее прошение и дайте мне, единственной из оставшихся в живых внучке адмирала, дожить свои дни безбедно, достойно памяти деда».

Прошение было удовлетворено. Более того, «ушаковской внучке» удалось пробудить интерес к деду-герою, причем не только у министра, но и у высших офицеров морского генерального штаба. Их прям-таки осенило: «А ведь реально был такой! Патриот и образец для подражания!»

В итоге в своем высочайшем прошении высший офицерский состав генштаба напомнил царю-батюшке Николаю ІІ, что весьма недурственно было бы как минимум найти могилу Ушакова, еще лучше - ее восстановить, а совсем хорошо сделать и то и другое, плюс к этому издать полную биографию и краткое жизнеописание выдающегося отечественного флотоводца. Кроме того, испрашивалось высочайшее повеление на сооружение в 1917 году памятника, «приняв должные меры к ассигнованию необходимого кредита и объявив добровольную подписку по флоту, а также устроив всероссийскую подписку на памятник, давая тем самым обществу возможность почтить подвиги великого русского флотоводца».

6 марта 1914 года на заседании Совета министров слушалась записка морского министра И. К. Григоровича об увековечивании памяти адмирала. Присутствовавший император Николай ІІ дал согласие на проведение «по всей империи подписки». Сбор добровольных пожертвований по всей России начался. 

«Новая жизнь» на святых костях

В 1929 году на месте разграбленного Санаксарского монастыря существовала коммуна «Новая жизнь». Это был долгий период запустения и осквернения обители. Именно тогда мародеры сбили главы с церквей, изуродовали внутреннее убранство, перекопали монастырское кладбище и разрушили часовню над могилой адмирала Феодора Ушакова.

Позже, когда хозяевами монастыря стала школа сельских механизаторов, в нижнем храме Усекновения главы Иоанна Предтечи стояли трактора. О том, где находится могила славного флотоводца, забыли.

В 1940 году школьный учитель Николай Ильин стоял на месте разрушенной часовни отца Феодора (в миру Ивана Игнатьевича Ушакова, родного дяди прославленного адмирала) в бывшем мужском Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре. На мраморной колонне, видневшейся посреди битого кирпича и прочего строительного мусора, он сумел различить: «…дъсь покоится прахъ его выс…ревосходительства и высок… почтеннаго боярина флота а…рала и разных росiйскихъ и i…транныхъ орденовъ кавалер… Феодора Феодоровича Ушако… скончавшагося 1817 года, сентябр… на 74 году отъ рожденiя». 

Памятник адмиралу сегодня. Кадр из фильма Дмитрия Антонова «Святые и близкие. Федор Ушаков».

Лестница в небо

Ранее в книге Алексея Новикова-Прибоя, посвященной адмиралу Ушакову, Н. А. Ильин прочитал, что место погребения прославленного флотоводца в настоящее время неизвестно, его могила утрачена. О том, как выглядело в 1940 году место упокоения прославленного адмирала, Николай Ильин сообщил писателю примерно следующее: «Могила адмирала Ушакова Ф. Ф. забыта. Мраморный памятник повален и около него колют дрова. Памятник поверженный, валяется среди мусора, где сейчас стоянка лошадей. Могила его находится у стены бывш. Церкви Санаксарского монастыря в 3-х километрах от г. Темникова. Часть надписи отколота. Никто из преподавателей школы комбайнеров и пионерского лагеря, находящихся на территории этого монастыря, не счел нужным обратить внимание на могилу славного героя-патриота родины».

Алексей Силыч Новиков-Прибой ответил и сообщил, что по затронутому вопросу он обратился в Теньгушевский райисполком и в Военно-морской музей в Ленинграде: «Надеюсь, что Ваша инициатива не пропадет даром и теперь на восстановление памятника герою и патриоту - адмиралу Ушакову обратят внимание те, кому ведать сим надлежит. За сообщение надписей благодарю. Крепко жму руку».

24 сентября 1940 года пришло письмо из Центрального Военно-морского музея. Учителя поблагодарили за внимательное отношение к памятнику и попросили сообщить о том, как пойдет его ремонт. После проведения реставрации памятник был установлен на могилу, место захоронения благоустроено и обнесено оградой. Ильин сделал несколько фотоснимков и отправил их 19 мая 1941 года в Центральный Военно-морской музей.

С 2001 года Федор Ушаков считается небесным покровителем Российского военно-морского флота. А с 2005-го «своим» святым его почитают и военнослужащие стратегических военно-воздушных сил.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 9 ноября 2022

Заголовок в газете: ПРИСКОРБНАЯ АМНЕЗИЯ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру