Онуфрия просит называть ее матерью. Так принято в их древней обители, затерянной в русской глубинке. Монах есть тот, кто миру не причастен, но она словно яркий огонь разгоняет полумрак под старинными сводами храма. Вносит элемент хаоса в скрытый от посторонних глаз строгий устав, чем-то напоминая своих необычных подопечных – диких лис, которые чудом находят приют за вековыми монастырскими стенами. Знает ли она, каким должен быть монах XXI века?
– Лисы, которые выросли в клетках, навсегда остаются инвалидами, – говорит Галина Волынская. – Матушка Онуфрия посвящает свою жизнь спасению этих животных. Она их выкупает со звероферм за свои деньги, которые старается заработать, продавая ручные подделки. Живут они на территории монастыря. Тут же нашли дом брошенные собаки. Онуфрия – это человек с большим и добрым сердцем.
Кто-то в этом увидит историю о спасенных лисах, и на них действительно невозможно смотреть без улыбки и умиления. А кого-то затянут добрые глаза матушки, светящиеся внутренней теплой лаской. Главная героиня весь фильм задается вопросом: зачем она это делает. В понимании Онуфрии статус монаха надо заслужить. И это не просто люди, которые молятся в монастыре, это те, которые отдают частичку себя другим людям, миру, животным.
– Фильм начинается с гимна преподобного Симеона Нового Богослова «Монах есть тот, кто к миру непричастен». В ходе беседы наш персонаж раскрывается, и мы приходим к пониманию, что монах – есть тот, кто дарит свет, и что он сам выбирает, что готов отдавать этому миру. Тем самым отвечаем на главный вопрос: каким должен быть монах XXI века, – заключает режиссер.
По словам Галины, в поиске своего героя она прослушала много сценариев. Когда в руки попал сценарий Наталии Варламовой – матушки Пелагеи, которая вернулась в Россию из Израиля, она просто почувствовала, что это ее история с глубоким подтекстом и персонажем. До этого Галина снимала клипы и рекламу. Документалистика стала ее дебютом. Надо отметить, успешным.
– Нельзя сказать, что фильм дался легко, – вспоминает режиссер. – Чтобы снимать в монастыре, нужно получить разрешение игуменьи. Даже когда нас благословили на эту работу, не все позитивно отнеслись к нашему появлению в божьем храме. Съемки проходили во Владимирской области. Снимали беспрерывно почти неделю, чтобы всё успеть. Морально нам помогала наша матушка, героиня за которой очень интересно наблюдать. Онуфрия из семьи известного театрального режиссера. Несмотря на то, что она практически выросла в театре и ей знакомо, как держаться в кадре, перед нами и нашими зрителями она предстала искренней и настоящей. Признаюсь, что у нее тоже были сомнения, когда мы начинали проект, но сегодня я рассказываю ей о каждом показе «Огнёвки», передаю все пожелания зрителей. И сегодня матушка для меня больше чем героиня фильма…
Кинофестиваль "Святой Владимир" в Севастополе состоялся при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив.