Подвиг защитников ДЗОТа №11: как это было

Ориентир на местности

В окрестностях Севастополя, между селами Верхнесадовое и Фруктовое, есть автомобильный мост через Бельбек. Чуть восточнее его к руслу Бельбека примыкает Камышловский овраг, через который протянулся железнодорожный мост...

Ориентир на местности

Первый вариант его был построен в 1875 году на решетчатых стальных опорах. В 1913 году мост реконструировали на железобетонных быках (248 метров длиной и 32 метра высотой). В ноябре 1941 года советские войска взорвали мост. В 1942-м немцы его восстановили, но сами и взорвали его в 1944 году при отступлении. А в июле 1944-го советские мостостроители возвели новый мост. Вот за этим мостом и располагалась деревня Камышлы, первое упоминание о которой относится к 1686 году. Максимальное население в 562 человека упоминается в 1939 году. Через Камышловский овраг к началу 1941 года проходила одна из главных дорог от Дуванкоя (Верхнесадового) на Севастополь. И с началом войны эту дорогу нужно было обеспечить защитными сооружениями.

Огневая точка

Линии обороны Севастополя в 1941 году строили в спешном порядке, укрепляя их дотами и дзотами, окопами и блиндажами. Строили их и жители Севастополя и военнослужащие. Деревоземляная огневая точка - не что иное, как землянка с тремя амбразурами и перекрытием из бревен с земляной насыпью. Бетона и цемента не хватало на все объекты. Дзот №11 кроме землянки включал в себя стены из бутового камня на цементном растворе. От стрелкового оружия он вполне мог защитить, но против прямого попадания снаряда или мины был беспомощен. В каждой такой огневой точке располагалось до 8 человек личного состава с пулеметом «Максим» или крупнокалиберным пулеметом ДШК. Конечно, были еще винтовки или автоматы, ручные гранаты и запас патронов. «Максим» требовал еще и воду для охлаждения кожуха. Провиант завозили на пять-шесть дней.

На строительство этих точек были направлены курсанты электромеханической школы учебного отряда Черноморского флота. Они успели завершить строительство линии обороны до начала первого штурма. Этим же курсантам вместе с преподавателями предстояла дзоты защищать в составе специального батальона. Перед выходом на передовую в 1-й пулеметной роте батальона прошло комсомольское собрание, принявшее решение-клятву не отступать ни на шаг, драться до последней капли крови.

Три дня боев

Кто же защищал дзот №11? Это краснофлотцы Василий Мудрик, Григорий Доля, Дмитрий Погорелов, Иван Четвертаков (по некоторым документом - Четвертков), Владимир Радченко, Алексей Калюжный. К ним присоединился и Иван Еремко, чей дзот №12 по соседству был разбит. Командовал дзотом старшина второй статьи Сергей Раенко. Огневая точка располагалась на склоне высоты 192,0 западней деревни Камышлы и мешала продвижению фашистов к Севастополю. Активные действия по уничтожению дзота немцы начали на рассвете 18 декабря 1941 года. Подпустив врага на нужную дистанцию, огонь из пулемета открыл Дмитрий Погорелов. Вскоре его сменяет командир огневой точки. Раненный в голову, он продолжал вести бой, пока в 15 часов осколком разорвавшейся мины не был смертельно ранен. За пулемет возвращается Погорелов. В амбразуру попадает снаряд, и безжизненно валится с ног Погорелов. До позднего вечера, пока немцы не выдохлись, у пулемета дежурил Калюжный. В этот день моряки уничтожили около сотни солдат противника. Беспокойная ночь сменилась утренней атакой немцев. За пулеметом погибает Василий Мудрик. Оставшиеся бойцы продержались до ночи, отражая атаки врага. Ночью пришла подмога в количестве трех моряков с боеприпасами и ручными пулеметами. Это политрук Михаил Потапенко, главстаршины Константин Король и Петр Корж. Утро следующего дня личный состав дзота встречает, отгоняя огнем из пулеметов вражескую атаку. Убит Четвертаков, ранен Калюжный, разбит пулемет. Немецкие бомбардировщики пикируют на огневую точку, рвутся артснаряды и минометные мины. Константин Король потерял ногу, истекает кровью, но до последнего дыхания продолжает отстреливаться от немцев. Тяжелое ранение получил Потапенко и по праву старшего приказывает Доле, с раздробленной взрывом правой рукой, ночью идти на командный пункт за подмогой. В бою погибли Корж и Радченко. Без сознания лежит раненый Еремко, которого немцы приняли за убитого.

Доля выполнил приказ и дошел до командного пункта. На следующий день матросы выбили немцев с разрушенного дзота, подобрали чуть живого Еремко. Больше живых на точке никого не было. В противогазной сумке Калюжного была найдена записка, которую он составил 20 декабря. Вот ее содержание: «Родина моя, земля русская! Я, сын комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце. Истреблял врагов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим. Моряки-черноморцы! Деритесь крепче… Клятву воина я сдержал. Калюжный».

В ноябре 1945 года на склоне горы рядом с дзотом был возведен обелиск из инкерманского камня. На нем и по сей день закреплены таблички с именами героев и текстом клятвы Калюжного. А останки моряков были перезахоронены в поселке Дергачи на воинском мемориальном кладбище в 1965 году.

Все вышенаписанное - официальная версия подвига защитников дзота №11. Реально были и другие его защитники, так как рядом находились и другие позиции батальона электромеханической школы. Историкам еще предстоит, поработав с архивами, внести ясность в некоторые вопросы. Но неточности в трактовке событий вовсе не умаляют подвиг моряков.

Вспомнить все

В книге «Полководец» Владимир Карпов приводит воспоминания Григория Доли: «Дзот был деревянным, сложенным из бревен, с перекрытием, имел три амбразуры - левую, центральную и правую. В центральной стоял станковый пулемет, а через боковые амбразуры мы наблюдали и вели огонь из автоматов. Нас было семь матросов: командир дзота Сергей Раенко, Дмитрий Погорелов - пулеметчик, Алексей Калюжный - тоже пулеметчик, Володя Радченко, Василий Мудрик, Иван Четвертаков, ну и я…

Мы знали, что оно (генеральное наступление 17 декабря) должно начаться в эти дни. Все подготовили заранее: воду для пулеметов, для себя, продукты, НЗ пополнили. В общем, ждали. И вот началась артиллерийская и авиационная обработка. Били беспощадно. Я начал было считать, сколько снарядов поблизости от нас разорвалось. Насчитал 450 разрывов самых близких и бросил. А вообще тут все гудело, и земля не успевала осыпаться вниз после того, как ее вскидывали разрывы вверх. Ну, мы вели наблюдение через амбразуры. Ждали, что вот-вот кинутся гитлеровцы. Так оно и случилось.

Мы-то не очень их боялись, поэтому подпустили поближе, чтобы бить наверняка. И когда уже их было отчетливо видно, тут и чесанули из пулемета и автоматов. Они лезли отчаянно. И вот в то время, когда мы отбивали их с фронта, они где-то справа от нас просочились по кустам и подошли вплотную. Близко подошли, стали забрасывать нас гранатами. Выскочили из блиндажа Раенко, Мудрик, Калюжный и я. Из автоматов начали отбивать наседающих фашистов. А Погорелов остался у пулемета. Он отбивал тех, которые спереди на нас лезли. Когда мы отбивались в траншее, нас все время гранатами забрасывали, мы успевали некоторые назад выбросить, а некоторые не успевали. И вот разрывами ранило Васю Мудрика в голову, потом Погорелов высунулся, хотел узнать, как у нас дела, - и его ранило. Калюжного ранило. Видим, много в кустах накопилось гитлеровцев. Погорелов вынес пулемет «максим» на открытую площадку. Ну и как следует мы из «максима» все эти кусты прочистили».

О тех огненных годах написано немало. Но написано далеко не все. Жаль, что уже нельзя поговорить с живыми свидетелями тех боев. А они так много недорассказали.

Шевкие Абибуллаева, руководитель клуба "Красная армия" Денис Сераев и Владимир Сергиенко, 22.06.2016.

Встреча героев

Посетив в июне 2022 года село Камышлы и побывав на дзоте №11, нельзя было не окинуть взглядом природу этой красивой балки. Вспомнилась и Шевкие Абибуллаева, родившаяся в этой деревне 24 января 1924 года. В годы войны он была санинструктором 756-го отдельного минометного дивизиона 25-й Чапаевской дивизии. Невзирая на героизм в боях при обороне Севастополя, Шевкие вместе со всеми ее соседями была депортирована, вернулась в Крым только в 1968 году. Создала в своем доме музей Чапаевской дивизии. Она собрала интереснейшую экспозицию, о которой могла многое рассказать. 22 июня 2016 года в гости к Шевкие приехала автомотогруппа «Красная Армия», а с нею и легендарный поисковик Севастополя Владимир Емельянович Сергиенко. Они много друг о друге слышали, давно хотели встретиться, но эта первая встреча двух живых легенд случилась только в день скорби 2016 года. Увы, эта встреча героев стала и последней. Шевкие Абдритовна упокоена в январе 2020 года в родном селе Камышлы (хотя родилась в Дуванкое), Сергиенко - в октябре 2019 года в своем родном селе Комары (Оборонное).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 22 июня 2022

Заголовок в газете: ПОДВИГ ЗАЩИТНИКОВ ДЗОТА №11

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру