Турецкий мемориал: почему воинское кладбище под Севастополем оказалось заброшенным

Турецкий мемориал

В сентябре 2004 года довелось принять участие в церемониях открытия братских кладбищ воинов, павших в годы Крымской войны. Приближалось 150-летие войны, и к этой дате спешили сделать многое, работы кипели на всех мемориальных кладбищах. Велись они и на западном отроге Сапун-горы, вблизи поселка Дергачи...

Турецкий мемориал

Работы вели строители Черноморского флота и ООО «Озеленитель» по проекту архитектора Юрия Олейника. Мемориал строился на средства Турецкой Республики. Тема эта не раз поднималась в зале Севастопольского городского совета начиная еще с 1993 года, но одобрения не находила. Связано это было, в том числе, и с предложенным местом строительства на бывшем турецком редуте, названном «Араб-Табия». Это место в окресностях Балаклавы в группе Семякиных высот сейчас хорошо известно - на нем установлен памятник русским воинам, участникам Балаклавского сражения.

Адмирал на церемонии

Только в канун памятной даты разрешение на строительство было получено, но место выбрано иное. В ходе боев XIX века турецкие позиции находились недалеко от вершины Сапун-горы. Своих солдат и офицеров турки хоронили здесь. Кладбище собирательное, были перезахоронения из-под Балаклавы и из других мест. Сколько всего останков нашли здесь пристанище, точно сказать никто не сможет. Убито 10 тысяч человек, умерло от ран - 11 тысяч, умерло от болезней - 24 тысячи. Но это - общие потери страны по всем театрам военных действий Восточной войны. Статистика некоторых исследователей говорит о 40 тысячах погибших в Крымской кампании. Немало для османского войска в 165 тысяч штыков. Даже с учетом павших на Кавказе и на Балканах.

Ритуал открытия мемориала в молодом сосновом бору был торжественный, с музыкой, венками, цветами и речами. Присутствовала делегация Турецкой Республики во главе с командующим военно-морскими силами адмиралом Озденом Орнеком. Потом пошли времена тихого забвения. Памятник не виден с дороги, плотно укрыт от посторонних глаз дачными массивами. Но и в марте 2022 года монумент в 8 метров высотой напоминает о событиях давно минувших лет.

На протяжении многих лет и в российской, и в европейской исторической литературе бытовал миф о профессиональной непригодности турецких воинов к участию в Крымской войне. Этот миф говорил о низкой дисциплине и малом уровне специальной военной подготовки, о склонности к мародерству и отсутствии элементарных принципов личной гигиены. Вроде как турецких солдат союзники использовали только для переноски фуража и боеприпасов. Это в корне неверно. Подобный миф был выгоден политтехнологам упомянутых стран того времени. Уж они-то знали, что войну вели Англия и Франция против России с целью ее ослабления, а Турцию они использовали только в качестве фитиля для этой бессмысленной войны. 

Военная реформа султана Махмуда II в начале позапрошлого века позволила построить турецкую армию по почти европейским принципам. Призыву подлежали мусульмане, а после 1850 года и христиане старше 20 лет. Пять лет служили в действующей армии, потом 7 лет в резерве. Пехоту вооружали гладкоствольными ружьями со штыками (реже - нарезными). Артиллерийский завод в Константинополе лил отличные орудия, не уступающие по качеству английским. Частью войск империи были подразделения, набранные в Сербии, Боснии и Герцеговине, в Албании, Египте, Греции и Тунисе, в Ливии и в Дунайских княжествах. Служили и потомки казаков-некрасовцев, бывших подданных России, покинувших родину после 1708 года. Были еще и башибузуки, набранные из Сирии и Курдистана, не имеющие понятия о воинской дисциплине, стремящиеся к вольнице, мародерству, грабежам. В какой-то степени именно они принесли всей армии дурную славу.

Крымская кампания

14 сентября 1854 года союзнический десант высадился у Евпатории. В его составе были и 9 турецких кораблей, доставивших 7 тысяч пехотинцев и 21 орудие. Позже турецким войскам была отведена роль тылового прикрытия. Но в Балаклавском сражении они сыграли свою роковую роль. Утром 25 (13-го по старому стилю) октября 1854 года Азовский полк стремительно атаковал турецкий гарнизон в 250 человек при английских орудиях на Первом редуте у окраин Кадыковки. Азовцы пошли в штыки и овладели редутом. Украинский егерский полк штурмовал 2-й и 3-й редуты, Одесский егерский полк - 4-й редут. На всех четырех редутах в тот день несли службу турецкие гарнизоны. При попытке уйти от натиска русских войск и укрыться в Балаклаве они были встречены заградительным огнем англичан. В тот день турки понесли около 1500 человек невосполнимых потерь (убитыми и тяжелоранеными). Из них - 170 воинов только на первом редуте. Но взятие редутов оказалось только началом сражения. Русская конница генерала Рыжова вступила в бой с тяжелой кавалерией генерала Скарлетта. Перевес был на стороне союзников, и Рыжов дал сигнал отходить, как бы случайно между вторым и третьим редутами. Когда преследование втянулось в балку между редутами, с них русские артиллеристы дали залп из захваченных орудий. Англичане отступили. На том бы сражение могло и закончиться. Русские неспеша увозили захваченные орудия. Дальше хитросплетение личных взаимоотношений английских генералов и серия недоразумений привели к атаке легкой кавалерии под командованием Кардигана. 673 кавалериста представляли не только элиту английской аристократии, но в этот день еще и прекрасную цель для русской артиллерии. Они были обречены на полное уничтожение. Этот день надолго остался в истории Англии самым черным днем. 

Драматические дни

Вернемся к турецким войскам. В самом начале 1855 года в Евпатории высадилось турецкое подкрепление в количестве почти 22 тысяч человек. Омер-паша высадил две турецкие и одну египетскую дивизии, два эскадрона кавалерии и две полевые батареи. Генерал Хрулев 17 февраля предпринял штурм укрепленной турками Евпатории. Это сражение в исторической литературе не было широко освещено. Штурм окончился неудачей. Русские потеряли 168 человек убитыми и 600 ранеными. Турки - до 120 человек убитыми и 300 ранеными. Значение евпаторийских баталий становится понятным, когда вырисовывается дорога, связывающая Севастополь с континентальной империей.

Еще один след турки оставили в Керчи. Их отряд в 6 тысяч солдат в составе союзнического десанта (французов 6 тысяч человек, англичан 3 тысячи) 24 мая 1855 года высадился в городе и, не встретив сопротивления, принялся за мародерство и грабежи. 

Пожалуй, самыми драматичными днями для турков оказались зимние морозы с 1854 на 1855 год. Обморожения и тиф уносили до 300 человек в сутки. Мемориальный комплекс и сегодня многим должен напомнить о том, что любые проблемы лучше решать за столом мирных переговоров. Военный путь - следствие неспособности дипломатов найти приемлемое решение. Военный путь решения любых вопросов всегда ведет к многочисленным жертвам.

За 18 лет, прошедших с момента открытия мемориала, элементы его обветшали, облицовочная плитка осыпалась, бетон фундаментов выкрошился, арматура проржавела, пилоны из белого турецкого мрамора потрескались. На турецком и украинском языках высечена надпись, которая гласит: «Священной памяти турецких солдат, которые полегли в Крымской войне 1853-1856 годов. Мир их душам». Память из камня и бетона оказалась недолговечной. Да и надпись вызывает противоречивые чувства. Споры о ней идут второй десяток лет. А это уже история.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 23 марта 2022

Заголовок в газете: Турецкий мемориал

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру