По горным тропам в Крыму путешествуют на электромотоциклах

Экологически чистым прогулкам придали ускорение

Прогресс не стоит на месте. Лесники запретили мотаться по лесам на грохочущих эндуро и квадроциклах. Сторонники активного отдыха привлекли электромотоциклы, которые в лесу просто невозможно услышать. Прокатные базы уже не редкость...

Экологически чистым прогулкам придали ускорение

На вершину холма

Экологически чистые прогулки по лесам в окрестностях Балаклавы доступны теперь и в селе Гончарном (бывшее Варнаутка). Оседлать двухколесного коня не очень сложно. Есть ручка «газа», как на настоящем мотоцикле, есть тормоза. Аккумуляторная батарея обеспечивает пробег в течение 3-4 часов. Это более чем достаточно для посещения нескольких видовых площадок. На импровизированной «ферме электроконей» можно ознакомиться с принципами управления и норовом «скакуна», проехать пару пробных кругов по двору. Вместе с инструктором отправляемся к опушке леса. Несложные подъемы по лесной дороге говорят о том, что у меня есть шансы доехать до финиша. Первая задача - объехать Варнутскую долину по кромке леса, не въезжая в села. Обошли стороной село Резервное (бывшее Кучук-Мускомья). Уже через 15 минут проб и ошибок мы по северному склону горы Кала-Фатлар добрались до перевала к урочищу Аязма. Инструктор сознался, что на этом месте «наездников-перворазников», плохо сидящих в седле, спешивают и ведут любоваться окрестностями по крутой тропе на вершину соседней горы (487 метров над уровнем моря). А потом усаживают «по коням» и ведут на базу. Мы же всей группой продолжаем набор высоты по сильно раскатанной горной дороге, изобилующей щебнем и крупными камнями. Всё на грани фола. Мотоцикл вырывается вперед, буксует на мелкой осыпи, но его удается усмирить и въехать с видом победителя на вершину холма.

Открывается изумительный вид на Балаклаву, вершину Кая-Баш и мыс Фиолент. Весь Гагаринский район - как на ладони - от Херсонесского маяка до «Одеколона» у торгово-развлекательного комплекса «Муссон». Под ногами виден пустынный пляж Золотой. Нужно отдать должное электроскакунам - на вершину горы мы въехали совершенно бесшумно. Только камни из-под колес шуршали по склону. Снимаем шлемы, любуемся красотами, наслаждаемся запахом чабреца. Минут через десять принимаем решение спуститься на заброшенный дивизион объекта «100». Подземная противокорабельная батарея нас сегодня не особо интересует. А вот дорога, по которой матросы бегали с первого дивизиона на второй, - очень даже интересна. Конечно, между двумя дивизионами была постоянная телефонная связь. И старая римская дорога позволяла на УАЗике или ГАЗ-66 проехать при необходимости. Но и в пешем порядке нарочный мог минут за 30 добежать до командного пункта. 

Движение вниз

Начинаем спуск и сразу натыкаемся на сложные преграды из упавших сухостойных деревьев. Кроме крутого спуска приходится приноравливаться к преодолению лежащих стволов и веток. Движение крайне замедляется, но цель поставлена, и к ней нужно стремиться. Кабы ни бурелом, спуститься можно минут за 10-15. У нас путь потребовал почти полчаса. Выкатились на перекресток у гаражей-ангаров дивизиона. Здесь когда-то стояли колесные тягачи для перевозки ракет, гусеничные тягачи на случай снежной зимы. Свое стратегическое значение «сотка» потеряла после развала Советского Союза, отойдя в ведение Военно-морских сил Украины. Этот дивизион был продан, потом брошен, потом разграблен. Сборщики металлолома повырезали всё, что могли, вплоть до последнего гвоздя. Жилой военный городок хранит следы благоустройства, но и он зарос ежевикой и лесным дикоросом. Крыши домов провалились, оконные проемы зияют черными дырами. В железобетонном блоке сталкеры также вырезали весь металл. На месте двух пусковых установок, несущих по два контейнера с крылатыми ракетами, сейчас квакают лягушки в затопленных дождевой водой ямах. 

На север от гаражей-ангаров по левому борту оврага Микро-Мале спускается асфальтированная дорога к селу Оборонному. На запад уходит чудная дорога к блоку пусковых установок. По этой дороге можно выйти на гребень скальной гряды и по грунтовой дороге дойти до «Бочки смерти» на Южном форте, спуститься в Балаклаву либо в бухту, либо на Второе отделение «Золотой балки». На юг резко вниз уходит грунтовая дорога на Инжир. Она живописна и интересна, но в сегодняшние наши планы не входит. Есть еще одна явно выраженная лесная дорога с кусочками асфальта, уходящая на восток. Вот она нам и нужна. Это старая римская дорога с участками мощения каменной плиткой. Плитка в те стародавние времена была не заводского производства, типа одна к одной. Камень для мощения лесных дорог добывали где-то поблизости. Интересно, что плоские камни укладывали не плашмя, а на ребро. Тем самым создавалась фантастическая прочность дороги. Ни одна плитка не могла покинуть свое гнездо даже под весом телеги или арбы. Авторство этой дороги приписывается римлянам, и спорить с этой гипотезой нет особого смысла. Но вполне возможно, что горный проход существовал задолго до прихода римлян в Крым. А вот дорожные строители Рима уже приложили знания и умения для благоустройства дороги. Кстати, это та самая дорога, по которой Пушкин с Раевскими верхом из Байдарской долины ехал в сентябре 1820 года в Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь на Фиоленте. 

Обитание тритона

Метрах в 100 от ангара на лесной дороге есть яма-поилка для зверья и колодец. Каково было наше удивление, когда, сдвинув стальной лист-крышку с источника, среди редких стебельков водорослей мы увидели обитателя источника. Подслеповатые глазенки на нас таращил тритон. В этом источнике он успешно охотился на личинок. Среда обитания этого зверька - влажный лес. Как раз то, что и окружало родник. Стайка тритонов в естественной среде обитания для Балаклавы является большой редкостью. Надеюсь, что это семейство никто не побеспокоит и дракончики останутся хозяевами родника. 

Нам эта историческая дорога интересна как кратчайший путь от «Сотки» до села Гончарного. Дорога чиста от валежника, крупных стволов на ней не попадалось, а небольшие ветки мы преодолевали без труда. Удалось насладиться комфортной бесшумной ездой по чистому лесу. Вот только наша бесшумность слегка пугала пеших туристов, встреченных на дороге. Но это уже наши проблемы. Старались быть предупредительными и осторожными. По пути в Варнаутскую долину посетили несколько полян с заброшенными садами. На опушке следы землянок и блиндажей времен Великой Отечественной войны. Знатоки утверждают, что здесь были лагеря и французов в период Крымской войны. Металлодетекторы иногда выводят на хозяйственные ямы лагерей (мусорные отвалы), богатые винными бутылками, консервными коробками, фрагментами упряжи и экипировки, пуговицами и пулями.

За два с половиной часа мы совершили замечательную прогулку по восточной окрестности Балаклавы, не потревожив птицу и зверя. Электробайк - замечательный транспорт. На таком коне можно без вредя для природы путешествовать по всему Крыму. Не удивительно, что такие машины сейчас можно встретить где угодно: и в лесу, и на автодороге. А прокатные пункты стали появляться и множиться, как грибы после дождя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 29 сентября 2021

Заголовок в газете: По горным тропам на электротяге

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру