Живописный хаос
Маршрут допускает большое разнообразие вариантов и вариаций прохождения в зависимости от состава группы, светового времени и погоды. Рассмотрим один из них, когда машина паркуется у ресторана «Шалаш» на Байдарском перевале. Оставив ресторан по левую руку, в самом западном уголке площадки находим у трансформаторной будки приметную тропинку с лесенкой, начинаем подъем под сенью леса. Метров через 200 постепенно тропинка выходит на скальный склон. Оглянувшись назад, видим в необычном ракурсе храм Воскресения Христова на скале Кизил-Кая (412 м).
Влево с тропы отдельный ход через скальные ворота ведет в живописный хаос обвалов и провалов. Он заслуживает отдельного внимания. Лабиринт тропинок среди нагромождения скал с обилием пещер и провалов наводит на мысль, что вся эта масса незаметно для глаза ползет к морю. Так оно и есть. На оторвавшейся от основной горы террасе есть свои полянки и свой лес. Есть даже уютная туристическая стоянка с бревнами и кострищем. На краю террасы - видовые площадки, подходящие для фотографирования в любое время года. Здесь царит своя микрофлора. Скалы заросли плющом, тропы в феврале усыпаны подснежниками. Летом можно встретить желтопузика - безногую ящерицу. Она безопасна и очень грациозна. Приходят сюда и косули, и кабаны. По весне лесок наполняется щебетом птиц. Какой-то «Затерянный мир».
Массив Челеби
А основная тропа выходит к некрутому взлету с тросовыми перилами. Такая мини-виа-ферата (их всего три) БСТ помогает при снегопаде и в тумане, но летом ею пользоваться смысла нет. Наша промежуточная цель - купол горы с информационным стендом. Это уже высшая точка Байдарской яйлы, самой западной в Главной гряде. Она не велика, но интересна обзором и разнотравьем. Постоянного водосбора яйла не имеет, но талые и дождевые воды частично разгружает на юг к скале Парус и к мысу Сарыч, частично - в Байдарскую долину к селам Кизиловому и Тыловому. Карстовый процесс можно заметить в нескольких местах, но настоящих пещер, интересных для спелеологов, здесь нет. Высота над уровнем моря 657 метров. Форма купола горы такова, что кромка обрыва значительно ниже вершины, но до нее стоит прогуляться. Открывается прекрасный вид на Форос и панорама южнобережья до мыса Сарыч. Внизу по автодороге ползут малюсенькие автомобили. Даже гигантская скала-останец Парус на автотрассе кажется совершенно небольшой. А вот массив Челеби с дороги смотрится внушительно. Его отвесные скалы в конце прошлого века облюбовали крымские альпинисты и гости полуострова…
Массив Челеби когда-то был береговым рифом океана Тетис, о чем говорят многочисленные следы раковин и морских обитателей древнего океана. Вместе со всем будущим Крымом гора стала частью суши и под лучами солнца покрылась зеленой растительностью. А потом началась череда катаклизмов, ломавших земную кору, разрывающих цепи гор, создающих гигантские обвалы и каменные хаосы. И по сей день каменные глыбы время от времени срываются со стен Главной гряды. Но с 1927 года, после Крымского землетрясения, особых изменений рельефа уже не происходило.
Создавая карты местности, геодезисты устанавливали на вершинах гор триангуляционные знаки, которые можно было бы видеть с соседних вершин. При помощи специального оптического прибора с компасом можно определять магнитный азимут на каждый установленный знак и угол возвышения. Есть такие знаки и на Челеби. Один из них на кромке Хаоса над церковью на вершине скалы Форос высотой 639 метров над уровнем моря. От Байдарских ворот до основной вершины горы по прямой около километра, с учетом рельефа местности - почти полтора. Неторопливым шагом - минут 30 хода.
Круговой обзор
Видовая площадка на вершине у информационного стенда охватывает весь горизонт на 360 градусов. Узнаваема трапеция скалы Ильяс-Кая, у подножья которой скальные пальцы-останцы Тышлар (Храм Солнца). От вершины Ильяса на запад тянется Делекли-бурун. На заднем плане - Кокия-Кая и Куш-Кая. На переднем плане скальная вершина Мачук высотой 599 метров. Над Ласпинским перевалом возвышается Аджер-Канат (550 м), далее тянется хребет горы Каланых-Кая (613 м).
Между горами Ильяс-Кая и Мачук когда-то было поселение Ласпио, которое впоследствии оставило свое имя всему урочищу Ласпи. На площади 12 га располагалось до 60 усадеб. Это очень плотная застройка для горных греческих поселений. В лесу сейчас можно увидеть множество каменных развалов, оставшихся от многочисленных строений. Здесь были и жилые дома, и загоны для скота.
На склоне к северо-востоку от вершины Мачук располагался храм святого Георгия XV-XVII веков. Размеры его скромны: чуть более 6 метров длина и 3 метра ширина. Форма храма прямоугольная с апсидой диаметром 2 метра. Руины храма и частично его некрополь в 1976 году обследовала группа Е.А. Паршиной. Интересно, что внешний слой стен был облицован плоскими известняковыми плитами на известковом растворе, а внутренние стены покрыты рваным бутовым камнем. Археологи предполагают, что храм первоначально был трехапсидным, но позднее подвергся перестройке. Кровля была увенчана полукруглой черепицей-татаркой, а пол вымощен сланцевыми плитами. При разборе завала камня строения были обнаружены фрагменты капители, мраморной колонны, предалтарной преграды. Исследователи подняли плиты пола и нашли 26 серебряных монет Крымского ханства XV-XVI веков и бронзовую чашу. Под полом также оказались плитовые могилы.
Царство плюща
Тропа для уставшего путника предлагает обратный путь к «Шалашу» или к автобусу на остановке «Мыс Сарыч». У кого еще есть силы, тот идет к скалам Тышлар и поднимается на вершину Ильяс-Кая. Сперва дорога петляет в густом лесу среди дуба, граба, бука, кизила. Здесь настоящее царство вечнозеленого плюща, который не только обвил все деревья, стремясь к солнцу, но и закрыл ковром многовековые каменные развалы, оставшиеся от поселений. На влажной почве множество следов кабаньих копыт, глубокие борозды от крепких «пятаков» среди корневищ деревьев и кустов. После Храма Солнца подъем к вершине не очень сложный, имеет свои виа-фераты и занимает около 20-30 минут. При выходе на предвершинный гребень можно встретить диких козлов, которые за многие годы привыкли к туристам и с удовольствием лакомятся хлебом и фруктами прямо с руки. Как правило, они укрываются от солнечного зноя под одиноким деревом. Далее на гребне ясно читается основание храма. Здание опиралось на скалу и фундамента не имело. Совершив путешествие по югу России в период с 1843 по 1848 год, известный французский путешественник и ученый, швейцарец по происхождению, Фредерик Дюбуаде Монпере описал его подробно: «Верные старым греческим традициям жители Ласпи построили храм на наивысшей точке скалы, видимой издалека с поверхности моря, здесь чувствуешь величие богов. Церковь, посвященная Св. Илье, была местом частых паломничеств. Перешеек служил мостом, для того чтобы добраться пешком до подножия утеса, отсюда можно довольно легко подняться на вершину горы, идя по тропе, которая извивается между лежащими здесь развалинами домов, через мох и заросли. Часовня Св. Ильи, занимающая наивысшую точку горы, сейчас лишь развалина, украшения которой были выполнены из инкерманского известняка».
Из просветительских побуждений археологи оставили на вершине горы несколько фрагментов обследованного храма, клинообразные камни арки свода, керамиды свода. Но бестолковые туристы и экскурсоводы-гиды разобрали экспозицию, стащили все эти артефакты в один большой террикон выше по склону. Теперь о существовании храма напоминает только неправильной формы вырубка в скале. Но храм был!
Обратный путь до Байдарских ворот займет около часа. Но можно продолжить движение от Храма Солнца в сторону вершины Каланых-Кая по верхней кромке. По хребту без труда спускаемся на Ласпинский перевал, а там автобусом уезжаем в нужную точку.
Выходя на маршрут, запасайтесь водой. По пути надежных круглогодичных родников нет. Учитывайте, что погода на яйле может меняться стремительно. Одевайтесь по сезону, но с запасом на случай непогоды.