Своя «технология»
Улица Нестерова одна из первых при въезде в город. Сразу увидели стенд, информирующий о подрядчике, который обещал завершить работы к 1 июля. На календаре уже экватор лета, но ремонт не завершен. Несколько месяцев назад эта улица походила на поверхность Луны. В ту зимнюю пору ямы на ней походили на лунные кратеры. Редакционная «Волга» лавировала, как луноход.
Объехав два ухаба, попадала в третий. Встречные машины тоже выписывали вензеля. Даже внедорожники снижали скорость до минимума, чтобы не угодить в огромные ямы с водой.
Теперь всё это безобразие скрыл слой асфальта. Мы рискнули поехать по нему. Действительно, уже нет ям, рытвин и бугров, но покрытие приметно рифленое и волнообразное. Возможно, дорожники положат еще один слой? Хотя практика показывает, что асфальт, первоначально положенный неровно, сколько ни укатывай его, ровнее не станет.
Наша машина дребезжала и подпрыгивала, ее раскачивало из стороны в сторону. У обочины увидели «спящий» грузовик и аккуратно сложенные огромные штабеля бордюрных камней. А обочины раскурочены, у автобусных остановок - гравий и измельченный в крошку старый асфальт. Тротуары, которые, к слову, были здесь сносными, засыпаны камнями. Чтобы пройти к автобусным остановкам, людям приходится преодолевать высокие бордюры. Молодежь, может, и без труда с этим справится, а вот для пожилых людей с палочками это серьезные препятствия. По-видимому, тротуары в таком состоянии уже давно, потому что сквозь гравий уже пробились зеленые побеги и одинокий рыжий кот за всем наблюдает с философским спокойствием. Да и кто его может побеспокоить?! На всей улице мы не увидели ни одного рабочего.
Удивительное дело, сегодняшние технологии позволяют осуществлять ремонт дорожного полотна быстро, качественно и с гарантией. Просто снимают старый слой покрытия до основания, выравнивают поверхность, а потом дорожники работают словно кондитеры, сооружающие слоеный пирог. Стелют геотекстиль между песком и грунтом, чтобы они не смешивались и не удерживали влагу. Чтобы нагрузка была равномерной, между песком и щебнем укладывается полимерная георешетка, которая фиксирует слои, придавая покрытию прочность и долговечность. Но это технология по правилам. Местные же жители рассказали, как латали дорогу.
- Подрядчики в Джанкое работают по своей «технологии». Первым делом разбили все тротуары и в таком виде оставили их на несколько недель, потом установили бордюры и опять на несколько недель устроили перерыв. Вообще, дорожников здесь увидишь нечасто. Их пять человек. Старое дорожное покрытие они не снимали, а заровняли его крошкой асфальта. А в ямы насыпали гравий. В таком состоянии дорога простояла пару недель под дождями. А потом за одну ночь на эту крошку рабочие положили асфальт и сразу же куда-то укатали. Почему между срезкой бордюров и укладкой асфальта проходят недели, непонятно, - поделился своим мнением местный житель Александр.
Водитель со стажем Светлана Михайловна сетует на то, что улицы в Джанкое практически не пригодны для вождения:
- Того и гляди угодишь в глубокую яму и останешься либо без колеса, либо без подвески.
Возмущение разделяет жительница этого микрорайона Тамара Васильевна:
- Дорога как визитная карточка города. Если она хорошая, появляется желание в нем остаться и жить, а если везде разруха, хочется уехать отсюда поскорее. В Джанкое с дорогами беда.
Требуются рабочие...
По улице Нестерова проходит несколько маршрутов городского транспорта, здесь большой микрорайон, много малышей и школьников. Обидно, что подрядчики работают спустя рукава, а администрация города не обращает на это внимание. Ощущение, что все разучились работать. Если не начнут относиться к делу как положено, ничего не изменится.
На сайте джанкойской администрации читаем: «Заместитель главы администрации города Джанкоя Светлана Курандина рассказала, что работы подрядной организацией ведутся на улицах Нестерова, Джанкойская, Свердлова, Совхозная и Симферопольская. Здесь делают демонтаж и выравнивают слой асфальтобетонного покрытия, устанавливают бордюрный камень. Завершение работ запланировано на 30 июня текущего года. Контроль за состоянием улично-дорожной сети организуется специалистами управления ЖКХ администрации города в непрерывном режиме на всех этапах работ».
Читая это, удивляюсь тому, что на редакционный запрос: «Кто контролирует ход ремонтных работ?» глава администрации Эдуард Селиванов ответил отпиской. Сослался на закон РК №122-ЗРК/2020 «О перераспределении отдельных полномочий в области осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог) между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым» и порекомендовал обратиться за разъяснениями в Министерство транспорта Республики Крым. А сам он как оценивает работу дорожников и «непрерывный контроль» на всех этапах их работы специалистами ЖКХ?
Удивило меня и то, что в местной прессе и социальных сетях выставили объявление: «В связи с открытием нового предприятия требуются: Инженеры ПТО; Геодезисты; Дорожные мастера; Водители; Грейдеристы; Экскаваторщики; Механизаторы; Операторы асфальтоукладчика; Машинисты катков; Электрики; Сварщики; Дорожные рабочие… Зарплата высокая. Трудоустройство согласно ТК РФ». Опубликовали его 17 мая, когда оставалось полтора месяца до завершения работ.
Неудивительно, что жители очень редко видят рабочих на улице Нестерова и на других улицах, подлежащих ремонту. Мы проехали по указанным на сайте администрации улицам и выяснили, что практически все они находятся в одинаковом полуразрушенном состоянии. Рабочих мы тоже на них не застали.
Зато приятно нас удивило то, что начальник инспекции Гостехнадзора РК Алексей Игнатенко держит под контролем ход ремонта улиц в Джанкое. По его информации, он приезжает в город практически каждые две недели. На официальной странице ведомства написано, что во время визита в Джанкой 10 июня он констатировал отставание подрядчика от графика ведение работ и срыв сроков, установленных главой Республики Крым Сергеем Аксеновым.
19 июня Алексей Игнатенко вместе с помощником заместителя председателя Совета министров Республики Крым - министром сельского хозяйства РК Андреем Рюмшиным и главой администрации Джанкоя Эдуардом Селивановым посетил строительные объекты ФЦП и вновь констатировал, что организация по ремонту общественных дорог в Джанкое «явно отстает от графика».
Мы попытались связаться с подрядчиком. Но в течение нескольких дней указанные на информационном стенде телефоны либо не отвечали, либо находились вне доступа. Когда же наконец ответили, сослались на занятость, обещали перезвонить. Но ждем уже неделю. И потому мы не получили ответа на животрепещущий вопрос: сколько же продержится новое дорожное полотно? Не хотелось бы, чтобы бюджетные деньги, «закатанные» в асфальт, расползлись по былым рытвинам и ямам…