Чудесный скит: Пойдешь прямо, потом направо - Господь тебя приведет

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно.

От друзей и знакомых не раз слушал рассказы о посещении в лесах над Терновкой удивительного скита. Забот в тот период хватало, передачи сериала «Крымские маршруты» снимал по заранее выработанному плану. А когда пришло время поинтересоваться дорожками-тропинками до скита, друзья сказали однозначно: «Пойдешь прямо, потом направо. Господь тебя приведет»! Легенда интересная, но для пешехода не вполне ясная...

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно.

Пришлось поискать подробности. Уже на первом этапе оказалось, что путей к обители несколько. Кратчайший, в 5 километров, идет от села Терновка, которое до 1945 года носило название Шули. Вот там мы с друзьями оставили машину и пошли за околицу. Подтверждение правильно выбранного пути - Терновское (или Айтодорское) озеро. Рукотворное водохранилище с современной надежной дамбой, с переливным колодцем, с бетонными желобами для отвода сбрасываемой в паводок воды.

Правильный путь

После озера дорога слегка поднимается в гору, но ненавязчиво. Кусты лещины и кизила справа и слева прикрывают ее от зноя. По правую руку водоносный железобетонный арык постройки времен приблизительно 1970 года. Чуть дальше в кустах журчит естественным руслом ручеек. Оказывается, что это и есть река Ай-Тодорка. При желании можно здесь найти указанный на картах родник Бозана-Чокрак. Но нам это не удалось. Дорога раздваивается. Левая ведет к роднику Ай-Тодор (Святой Феодор). Сегодня он щедро благоустроен и дает чудесную воду, выходящую из глубокой трещины в горе. Есть и небольшая купель у источника, в которую можно бултыхнуться. Вторая дорога на перекрестке забирает влево и пересекает естественное русло реки. Весной и осенью здесь много воды и грязи. Переход и переезд на городском авто требуют смекалки и умения преодолевать броды. Под сенью леса взлет дороги по крутому склону выводит к православному кресту из стальных труб на открытом всем ветрам перекрестке горной дороги. На западе угадывается вершина Джилек высотой 477 метров над уровнем моря. За ней начинаются земли села Родного. К северо-востоку - Белая гора (473 м). Под ней виден родник Ай-Тодор, обустроенный купелью в 2018 году. Вправо от креста на запад дорога ведет к скиту. Чуть ниже по склону заброшенный и одичавший черешневый сад с вкраплением яблонь и лесных самосеянцев. Вдоль дорог обилие кизила. В засушливый октябрь 2020 года ягоды были скупыми - с тоненькой и сладко-кислой мякотью на больших косточках. Влаги явно не хватало.

Кратчайший путь к обители идет от Терновки.

Дорога выполаживается и идет на понижение. Справа угадывается водоем. Увы, воды в нем в этот год практически нет. Дождей мало, а родники до этого водоема не дошли. Деревья вдоль дороги стремительно уходят в небо. Граб, бук и сосны будто готовились стать корабельными мачтами. В их тени виднеются ворота скита. Есть калитка и звонок. Но в день нашего похода калитка была нараспашку. Звонить не пришлось.

Терновский пруд по пути к скиту.

Заметно добротное хозяйство: куры, утки, пасека, крольчатники. Братия трудится по мере сил. Ухоженный сад со следами профессиональной обрезки, грядки огорода с зеленью и овощами. Каменщики ведут кладку здания, готовят штукатурку, кровельщики режут металл. Строится новая обитель.

Последнее начинание Августина

Историки утверждают, что деревня Ай-Тодорка располагалась где-то рядом с истоком одноименной речки еще в XIX веке. Тогда она была полноводной и покрывала все потребности в орошении садов и огородов, поила огромные стада коров и овец. А что касается монастыря, то в 1475 году турки-османы сожгли его, а монахов истребили и разогнали. После присоединения Крыма к России на полуостров вернулось православие. Причем не на словах, а на деле. В 1868 году император Александр II решил поддержать возрождающийся Инкерманский Свято-Климентовский монастырь большим лесным массивом в районе деревни Ай-Тодор. Лесные угодья давали строительный лес, ягоды, грибы, дичь. На склонах гор появились сады. Это было доброе подспорье к пахотным землям монастыря в Инкерманской долине. Здесь создается лесная резиденция наместника Свято-Климентовского монастыря. Монахи дружно взялись за дело и к 1909 году построили храм Святого Феодора. Но, увы, простоял он только до 1925 года, оставив после себя новый топоним «Монастырская балка». Советская власть нещадно боролась с православной верой. Храм и сооружения скита после его закрытия жители соседних деревень использовали в качестве источника стройматериалов для своих домов.

Автор с архимандритом Августином в Георгиевском монастыре, 1994 г.

Очередное возрождение Спасо-Преображенского скита началось в 1996 году стараниями архимандрита Августина. За свою короткую и яркую жизнь он (в миру - Александр Половецкий) успел поднять из небытия три обители и семь церквей. Среди них храм Двенадцати апостолов в Балаклаве, Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь на мысе Феолент, Инкерманский Свято-Климентовский монастырь... В возрасте 34 лет Александр стал диаконом Свято-Никольского храма на Братском кладбище, а потом в том же 1989 году - священником. Получил приход в Балаклаве, где требовалось восстанавливать руины храма Двенадцати апостолов. В тяжких трудах и заботах он был всегда приветлив, радостен. Настоятель передавал жизнелюбие и своим прихожанам. Из общения с ним запомнилась его добрая улыбка и целеустремленность. Когда нужно было разгружать машины со стройматериалами, сам брался за арматуру и мешки с цементом. Заражал всех своим оптимизмом и при реконструкции храма святых равноапостольных царей Константина и Елены в селе Флотском. В 1992 году отец Александр возглавил приход церкви Святой Троицы в Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. 22 августа 1994 года отец Александр принял постриг с именем Августин и стал наместником Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря. Архимандрит Августин спешил творить добро, возрождать храмы Крыма. Спасо-Преображенский скит у Терновки стал последним начинанием Августина. Ночью 13 сентября 1996 года он вместе с иеромонахом Агапитом погиб в автомобильной катастрофе под Белгородом. Похоронены они в Свято-Климентовском монастыре.

Среди вековых деревьев и дышится как-то по-особенному...

С именем Кассиана Грека

Престол храма Спасо-Преображенского скита освятили во имя преподобного Кассиана Грека, Угличского чудотворца (в миру - Константин Гаврас). Кто он и откуда? После взятия в 1453 году турками Константинополя и гибели в бою последнего императора Византии Константина XI, его брат Фома Палеолог с семьей бежал в Италию под покровительство Папы Римского. Дочь Фомы Софья стала предметом трехлетних переговоров папского двора с великим князем Московским. Римский папа надеялся «приручить» московского князя, женив на византийской царевне. Семья мангупских князей еще в 1425 году породнилась с Палеологами, когда старший сын Алексея Иоанн женился на византийской царевне Марии. Тогда готский князь взял себе герб Палеологов - двуглавого орла. Проследить родословную Константина трудно, он принадлежал к ветви рода Комнинов и одновременно к роду мангупских князей. Ему посчастливилось выжить в ходе обороны Константинополя, он переселился в Морею при дворе Фомы в Италии. С 1460 по 1465 год жил на Корфу, позже переехал в Рим вместе с детьми Фомы Палеолога. Константин прибыл в Москву 12 ноября 1472 года в составе свиты царевны Софьи Фомичны, невесты великого князя Московского Иоанна III Васильевича. Константин пожелал остаться в России и прожил в Москве десять лет, но позже решил покинуть шумный град, жить далее в уединении и иноческом служении Богу. С разрешения Иоанна III Константин уехал в Ростов Великий к архиепископу Ростовскому Иоасофу (Оболенскому). Вскоре Иоасоф ушел в Ферапонтов монастырь и принял постриг. Константин последовал за ним. Там он получил возможность молитвенного уединения, писания книг и после ночного ведения принял постриг с именем Кассиан.

Кассиан Грек.
В 1477 году Кассиан покинул Ферапонтов монастырь и с братией на берегу Волги в 15 верстах от Углича облюбовал место для хижины у впадения в Волгу речки Учмы. При поддержке Угличского князя Андрея Васильевича, основал иноческую обитель, построил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. После трудов праведных, предчувствуя свою кончину, преподобный обратился к братии: «По отшествии моем, возлюбленные братия мои, имейте между собою мир и любовь. Не опускайте службы Божией, пойте молебны; на литиях поминайте усопших и синодик прочитывайте, ибо кто поминает усопших, тот и сам будет помянут. Страннолюбия не забывайте. Умоляю вас, питайте нищих, сиротам помогайте и вдовиц защищайте от обижа­ющих их. Крестьян своих берегите, печалуйтесь за них пред государем и вель­можами. Берегите единодушно землю, принадлежащую обители. Игумена своего слушайтесь и повинуйтесь ему о Господе, как родному отцу своему, потому что, по апостолу, тии бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще». Преподав такое наставление братии, преподобный Кассиан причастился Живо­творящих Христовых Таин и, благодаря Бога за всё, предал свою чистую душу Господу 2 октября 1504 года в возрасте 80 лет. С того дня прошло без малого 500 лет. В конце XVIII - начале XIX веков на месте Кассианова Учемского монастыря были построены две каменные церкви Успения Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи. Но в конце 1930-х годов монастырь был взорван властями. Сейчас о памятнике средневековой культуры напоминают только три холмика камней, крест и часовня, сооруженные мышкинскими краеведами.
Здесь всё напитано тишиной и покоем.

Намоленное место

На территории скита есть источник святого Феодора Студита, ниже которого обустроена купель. Мужчины могут в ней совершить омовение, женщинам позволено только обтереть руки и лицо. Такое неравенство существовало недолго. Сейчас в северной части скита есть купели для всех паломников, в том числе и для женщин. Престольные праздники скита - 19 августа (Преображение Господне), 21 мая (тезоименитство преподобного Кассиана Угличского) и 2 октября (день кончины преподобного).

Вход в скит.

Сегодня на территории скита действуют два храма: в честь Преображения Господня, воздвигнутый на фундаменте бывшего молитвенного дома, и во имя преподобного Кассиана Угличского. Кто же такой Феодор Студит, в чью честь освящен горный источник? Византийский святой, апологет иконопочитания, преподобный Феодор принял многие мучения и скитания. Он известен как автор строгого монастырского устава. Этот устав, названный Студийским, приняли в Киево-Печерской лавре. Преподобный Феодор при жизни своей и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления.

Храм Спасо-Преображенского скита.

Посетив храм, совершив омовение в купели, мы не торопились покидать намоленное место. Здесь всё напитано тишиной и покоем. Среди вековых деревьев и дышится как-то по-особенному. Прошлый наш приход в скит совпал с ярким осенним листопадом 2020 года. Лес горел багрянцем. А в этот раз яркая майская листва только пробивалась среди высоких стволов. Чистый светлый лес производил какое-то волшебное впечатление. Чуть отойдя от ворот обители, мы увидели на горизонте плато Мангупа и южные его стены. И даже на таком большом расстоянии в скалах горы Баба-Даг угадывались очертания Свято-Благовещенского мужского монастыря. Цель нашего следующего путешествия наметилась сама собой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 26 мая 2021

Заголовок в газете: Скит под сводами лесами

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру