Виктор Игнатенков: "О подводной службе не жалею..."

Капитан 1 ранга рассказал, как с Севастополя началась его кругосветка

В семье у Виктора военных традиций не было. Отец - инвалид с детства. А вот двоюродный брат окончил трехгодичное Кронштадтское военно-морское училище, служил оператором ракетного оружия и летал на самолете Ту-4. После общения с братом Виктор решил идти в военно-морское училище.

Капитан 1 ранга рассказал, как с Севастополя началась его кругосветка

Выпускник предыдущего года той же школы, которую окончил и Игнатенков, Владимир Масорин поступил в Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова в Севастополе. Курсант Масорин приехал в отпуск, встретился с Виктором, убедил его ехать в Севастополь, где в училищах готовят подводников.

Перископ и бутылка шила

По окончании училища распределили Виктора Игнатенкова на Камчатку. Еще на четвертом курсе учебы сказалась любовь к литературе и тяга к чтению - Виктор познакомился с сотрудницей библиотеки Севморзавода Аней, которая вскоре стала его женой и с ним прибыла на Камчатку. В отделе кадров Камчатской военной флотилии для Виктора не смогли найти место на лодке. Предложили лейтенанту место на ракетном катере. Тот отказался, через день вернулся к кадровику. Тот же вопрос и тот же ответ про ракетный катер. Мимо проходил капитан с авиационными погонами, который проявил интерес к молодому лейтенанту. Пригласил к себе в часть Игнатенкова инженером лаборатории по подготовке крылатых ракет «Аметист» для лодок 670 проекта.

Каждый месяц Виктор ходил к кадровику с просьбой перевести его на подводные лодки. В конце концов тот сказал: «Есть новое формирование экипажа на лодку 667-Б проекта, которая должна с Северного флота перейти на Камчатку». На Камчатку лодка прибыла в марте, и Виктор стал настоящим подводником. А в июне лодка К-469 получила повреждение в Филиппинском море, когда гонялась за «собственным хвостом». На боевой службе искали американские лодки и попали в подводный каньон. Из-за отражения собственных шумов от стенки каньона лодка на глубине около 90 метров коснулась рифа и разбила гидроакустическую станцию в носу лодки. А нос титановый и варить его можно только на ремонтном заводе в Большом Камне. Лодка стала на завод, а Виктор ушел на командирские классы и потом был назначен старпомом на лодку 671 проекта. Атомоход направили в качестве охранения авианосца «Новороссийск» в Индийский океан. Лодка с Камчатки пришла в Приморье, а ее там никто не ждал. Запрашивают добро на вход, а в ответ: «А кто вы такие»? Когда проходили пролив Лаперуза, то обещали ледокол. Всплыли в проливе. В носу лодки льдина с автобус, такая же на корме. Ледокола нет. Приходит указание идти самостоятельно. Нос приподняли над водой, чтобы торпедами в носовых аппаратах не рисковать. Корму притопили, чтобы винты о льдины не повредить. С таким деферентом в полынье разогнались, застопорили ход, продавили лед и пошли дальше. У острова Путятин ночь болтались. Утром зашли в базу. Начали поднимать перископ, а он не поднимается. Оказалось, что льдина сдвинула тумбу перископа. Работяги группы карантинного надзора сказали: «Две недели на ремонт». Мичман, старшина команды штурманских электриков, сказал: «Завтра сделаю. Только - бутылка шила. И сутки меня не трогайте». И он таки сделал перископ за сутки.

ЧВММУ им. П.С. Нахимова с одноклассником и земляком Березенковым Виталием, 1969 год.

На борту «Советского Союза»

Экипаж уходил на боевую службу в январе. Денег с собой в поход за границу приказали не брать. Через полгода пришло время сменить экипаж на лодке. Пора домой возвращаться. Уставший экипаж подводной лодки разместили на борту самого большого в то время лайнера «Советский Союз», бывшего трофейного германского парохода «Ганза».

- По громкой связи раздается команда: «Старшим воинских команд собраться в курительном салоне второго класса», - вспоминает Виктор. - Старпом Игнатенков приходит в салон, где уже собрались капитаны, майоры. Следом входит командир его лодки капитан 2 ранга Гальченко и садится рядом. Помощник капитана парохода спрашивает: «Товарищи, у кого есть справка начальника воинского эшелона?» Тишина. Помощник делает паузу и продолжает, указывая на Гальченко: «Вот у вас здесь есть капитан 2 ранга. Наверное, он и будет старшим начальником воинского эшелона!» Командир меня по плечу похлопал и говорит: «У меня и старпом справится». Так я и стал командующим войсками «Советского Союза». А это ни много ни мало, но 3 тысячи войск.

Пароход огромный, ориентироваться на нем сложно. Пришел начальник питания парохода (попросту - главный кок) и спрашивает: «Где твой камбузный наряд?» Игнатенков удивлен пропажей выделенного ранее наряда: «Может, заблудились? Я же их отправил. Может, не в ту дверь вошли?» Проблем было очень много, и их приходилось решать круглосуточно.

СПК ПЛ 671 проекта в кают-компании ПЛ «К-454». 1978 год. Боевая служба.

Прибыли в Петропавловск, по причалу мечется офицер комендатуры в поисках капитана 2 ранга Гальченко. Виктор только тут и узнал, что не он, а его командир по приказу был старшим эшелона, и задал ему вопрос в лоб: «А это как понимать, насчет старшего воинского эшелона?» Александр Семенович с улыбкой пожал плечами: «Ну, ты же справился». Чуть позже стало ясно, почему члены экипажа за все время перехода так ни разу командира и не видели. Оказалось, что заведовал рестораном на том пароходе закадычный друг командира, вот они-то и не расставались весь переход.

В походе хорошо, но дома лучше

Прибыл экипаж на базу со всем своим барахлом и документацией. Гальченко покидает лодку, идет на повышение с уверенностью, что на его командирскую должность назначат Игнатенкова, но командованию виднее. Командиром лодки становится Качанов Владимир Александрович, который уже четвертый год служил старпомом.

- Перед выходом на боевую службу у меня зуб разболелся, но командир в поликлинику не отпустил, - рассказывает Игнатенков. - Дескать, не время. Я сам пошел на свой страх и риск. Зуб в поликлинике расковыряли, лекарство положили. На Камчатке лодка 2 часа идет на выход по бухте, потом час до точки дифферентовки, еще час - до точки погружения. За 4 часа на мостике я намерзся так, что спустился вниз с разболевшимся зубом и пошел к доктору, выпускнику Одесского мединститута. Доктор Соловей насыпал горсть таблеток, но таблетки боль не сняли, а небо уже вспухло. Доктор взял скальпель, располосовал небо. Гной вышел, и на час-другой наступило облегчение. А потом боль вернулась с удвоенной силой. Доктор пожаловался на то, что анестезии у него нет никакой, усадил меня на обычный стул. Одну руку на лысину положил, голову держит, другой - за клещи взялся. Зуб обломился, доктор другие клещи взял и полчаса туда-сюда елозил, тройной корень зуба удалял. У меня от боли слезы по лицу ручьем лились. А на следующий день появился боевой листок с картинкой «Первая жертва боевого похода. Старпому выдрали зуб!».

С командиром Качановым у Виктора было две боевые службы, и обе с медицинским уклоном. Редкий случай - у матроса желтуха. Парень молодой, в экипаж его сверх штата взяли в поход, закрепили «вечным рабочим» на камбуз. А на камбузе стояли ящики с 400-граммовыми баночками гексавита (поливитамины). Много позже выяснили, что он полбаночки за раз и слопал. Доктор глянул на его желтую физиономию и поставил диагноз - желтуха! Особиста из изолятора выселили, «больного» там заперли. Проходит еще день, и у лейтенанта Махутова, командира БЧ3, случилась каменно-почечная болезнь, на стенку от боли лезет. Первый раз дали радио «Как лечить?», второй раз. Лодку возвращают на неделю раньше срока. Больных выгрузили из лодки, сдали врачам. Виктор запрашивает добро на выход на берег, но приходит команда «Отставить! На бочки!». Лодку поставили на бочках напротив поселка в карантин по причине желтухи. Офицеры в перископ смотрят, окна своих квартир разглядывают. Ночь простояли, а утром команда: «Подходите! Никакой желтухи нет!» Карантин внезапно закончился. На этой боевой службе старшим был капитан 1 ранга Комарицын Анатолий Александрович, будущий адмирал, начальник Главного управления навигации и океанографии МО РФ. По итогам службы он направил представление о назначении Игнатенкова командиром лодки 671 проекта нового формирования. Документы ушли на оформление приказа.

На мостике ПЛ «К-454» в Приморье. Январь 1979-го. Слева командир лодки Гальченко А.С., старпом командира Игнатенков, вахтенный офицер - командир БЧ-4, начальник РТС Игнатов В.

А тем временем следующая боевая служба проходила в дальнем охранении в Охотском море. У матроса случилось воспаление аппендикса. Импровизированная операционная в кают-компании оборудована, всё спиртом залили для дезинфекции. Начали операцию. Доктор два часа режет, а найти аппендикс не может, растерялся. Дали на берег радио. Камчатка рядом, подошел корабль, прибыли медики. Разрезанного пациента по вертикальному трапу в носилках передали на борт корабля. Через 15 минут пришло радио: «Операция прошла успешно. Действуйте по плану!»

На берегу ждал приказ: «Старпому Игнатенкову прибыть в Приморье принимать лодку». Прибыл, а лодка давно в заводе меняет систему размагничивания. Принимать дела не у кого. Предыдущий командир лодки убыл преподавателем в учебный центр. Старпом лежит в госпитале. Механик находится на учебе. Рулят всем этим хозяйством помощник командира, капитан-лейтенант и командир третьего дивизиона.

В кают-компании со старшиной команды гидроакустиков Цырулиным.

- Лодка уникальная, - рассказывает Виктор Иванович. - С января 1962 года лодкой К-115 командовал Иван Романович Дубяга. Эта лодка первая в мире перешла подо льдами из Баренцева моря в Тихий океан. Лодка всплыла для плановой встречи со спасательным судном у мыса Желаний. Второе всплытие возле дрейфующей полярной станции «СП-12», затем в Чукотском море в намеченной точке встречи с ледоколом «Пересвет».

Тихий океан. контрольный выход перед боевой службой с командиром Гальченко А.С. и боцманом Эдуардом Кулаковым, 1978 год.

Игнатенков имел допуск к самостоятельному управлению лодкой другого проекта, и нужно было сдавать новые зачеты. Сдавал флагманскому штурману флота контр-адмиралу Владимирову. Первый вопрос: «Какой у тебя навигационный комплекс?» Ответ: «Плутон 2-У». - «И что? Он у тебя работает?» Ответ: «Компасы работают, лаг работает, на автопрокладчике штурманенок иногда спит». Владимиров улыбнулся, подписал зачетный лист: «Иди!»

Семья. Жена Анна, сын Павел, 1972 год.

На мостике легендарной К-115

И начал Игнатенков командовать легендарной лодкой. Сказалось отсутствие ремонта лодки. За три с половиной года службы на ней было 63 пожара, возгорания и пробоя кабельных трасс. Но экипаж был готов к подобным происшествиям и оперативно их ликвидировал.

- Шли Охотским морем в тумане при циклоне, - рассказывает Виктор Иванович. - Определять свое местоположение было не по чем. Неба не видно, звезд нет, радиомаяки не слышим, берег не хватаем ни глазом, ни локатором. Глобальная система радионавигации «Марс» - на профилактике. Да еще и дно плоское. Остро стал вопрос: «Где мы?» Нам еще нужно идти через четвертый Курильский пролив. На кого мы налезем? Всплыли заранее, идем, идем… Нет ничего, ни берегов, ни звезд. Наконец-таки появились островки. Махнули локатором и поняли, что за пять суток отклонились от маршрута всего на полмили.

Командир ПЛ «К-115» капитан 1 ранга Игнатенков, 1988 год.

Прибыли на Камчатку и стали на дефектовку механизмов на завод, работяги пошли по отсекам. А штаб флотилии принимает лодку. Только штабисты спустились в прочный корпус, и тут раздается аварийный сигнал: «Пожар в 8-м отсеке».

- Штабистов сразу в сторону, развернули временный пост, - вспоминает Игнатенков. - Пять минут спустя следует доклад: «Пожар потушен. Разбирается». Через несколько минут узнаем, что пожара никакого не было. В трюме сидел матросик, увидел, как по коллектору преобразователя побежал круговой огонь, и объявил тревогу. Перестраховался.

Лодка К-115 свой век отслужила, выводят ее из состава флота, готовят к списанию. Экипаж частично сокращен, активную зону реакторов выгрузили. Игнатенков просился на новую лодку проекта 949А «Антей». Но тут уже наступили горбачевские времена, назначения все время откладываются. Да и по возрасту - «переросток». И тут повезло - его пригласили в училище. Он пишет рапорт с просьбой о переводе в Севастополь на кафедру боевой подготовки в Высшее военно-морское инженерное училище. Год прослужил преподавателем, два - начальником кафедры. Училище при разделе флота отдали Украине. Вся кафедра новую присягу не приняла, ушла из училища. Но нужно еще было пять лет служить, и капитан 1 ранга продолжил службу на командном пункте флота вплоть до должности старшего помощника оперативного дежурного штаба флота. Когда пришло время увольняться в запас, пригласили в севастопольскую школу Министерства обоpоны РФ работать преподавателем-организатором ОБЖ. И с тех пор уже 23 года Игнатенков работает в школе.

Новый год 1981 год в экипаже К-454 с матросами и помощником командира капитаном-лейтенантом Игорем Причкиным.

Семейный причал

Виктор Иванович благодарен своей супруге, с которой отметили в 2021 году 50-летие совместной жизни. Он считает, что если бы все жены были такими, как она, то офицерам служить было легче. Когда муж приходил домой, Анна никогда не расспрашивала о службе, понимала, что он пришел отдыхать. Она худенькая и хрупкая, хорошая хозяйка, но все шкафы сама переставляла, сама вбивала нужные гвозди. В семье два сына. Старший, Павел, пошел по стопам отца, поступил в ЧВВМУ им. П.С. Нахимова. Но на четвертом курсе не стал принимать украинскую присягу и завершил учебу в училище подводного плавания в Санкт-Петербурге. Принял участие в переходе лодки «Томск» с Севера подо льдами на Камчатку. Награжден за этот поход медалью Ушакова. Помощник, старпом, командир лодки, начальник штаба бригады подводных лодок. 48-летний капитан 1 ранга Павел Игнатенков сейчас служит начальником цикла управления в учебном центре в Обнинске.

Встреча выпускников 1971 года - 45 лет спустя.

Младший сын Виктора Ивановича, Андрей, - выпускник первого выпуска российской школы в Севастополе. К воинской службе не тянулся, отучился на кафедре океанотехники и кораблестроения Севастопольского госуниверситета. Полтора года проработал на Севморверфи, стал главным технологом и ушел в ЦКБ «Коралл». Принимал участие в строительстве Крымского моста, проектировал понтоны для доставки арок моста. Был награжден медалью.

В заключение Виктор Иванович отметил:

- Я не жалею, что служил на подводных лодках. Я не достиг больших чинов и званий, за ними особо и не гнался. Служил там, куда командование направляло. Но лучше службы на подводных лодках я не знаю ничего. На лодках сплоченный коллектив, свой микроклимат, товарищеские отношения. Я до сих пор поддерживаю связь и с матросами, и с мичманами, и с офицерами. Считаю, что был я хорошим командиром. Когда написал рапорт о желании пойти в академию, командир дивизии спросил: «А кто же лодкой командовать будет?»

9 мая 2003 года перед штабом флота с Володиным В.И.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 12 мая 2021

Заголовок в газете: "О подводной службе не жалею..."

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру