Как в Крыму закладывали основы подводного флота России

От "Лосося" до "Марксиста"

В августе 1907 года в Севастополь по железной дороге прибыли первые боевые подводные лодки типа «Голланд» - «Лосось» (командир - старший лейтенант Б.А. Быков) и «Судак» (командир - лейтенант Б.С. Бескровный).

От "Лосося" до "Марксиста"
фото: crimea.mk.ru

25 августа и 10 сентября стотонные подводные лодки плавкраном подняли с платформ и опустили на воду «вблизи товарной станции Севастополь… против разъезда трамвая по вокзальному спуску». Там в свое время стояла церковь Святого Феодосия (в настоящее время восстановленная). Обе лодки и корабль-конвоир (транспорт «Пендераклия») образовали отряд подводного плавания Черного моря и вошли в состав 28-го флотского экипажа. 

Боевое крещение

Еще три лодки прибыли 4 мая 1908 года по железной дороге в разобранном виде. Это были подводные лодки типа «К»: «Карп» (командир - лейтенант А. Андреев), «Карась» (лейтенант М. Бабицин), «Камбала» (лейтенант граф П. Келлер). Заведующим отрядом подводного плавания был назначен капитан-лейтенант Николай Михайлович Белкин. Приказом от 30 сентября 1909 года отряд подводного плавания Черного моря переформирован в дивизион подводных лодок в том же составе. Начальником дивизиона назначен капитан-лейтенант Вячеслав Клочковский, участник Цусимского сражения в должности старшего штурмана на броненосце «Адмирал Нахимов». В апреле 1914-го дивизион выделен в самостоятельную часть, подчиненную непосредственно командующему Морскими силами Черного моря (МСЧМ), а уже 15 сентября 1914 года приказом по Черноморскому флоту №49 была сформирована бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, транспорта «Березань», заградителя «Краб» и водолазной партии. Во втором дивизионе находилась школа подводного плавания. Начальником бригады стал уже капитан 1 ранга Клочковский. 

"Камбала" в Севастополе.

19 июля 1914 года началась Первая мировая война. Она сразу же показала эффективность действия подводных лодок против надводных кораблей. Так, 19 июля немецкая подводная лодка «U-9» потопила в Северном море три английских крейсера: «Хог», «Абукир» и «Кресси». 28 сентября подводная лодка «U-26» на Балтике потопила крейсер «Паллада», погибший со всем личным составом. До войны русский флот на Черном море был значительно сильнее турецкого, но в конце июля 1914 года положение изменилось. В Дарданеллы вошли два немецких новейших корабля: линейный крейсер «Геббен» и легкий крейсер «Бреслау». В ночь с 15 на 16 октября германо-турецкий флот произвел массированную атаку Севастополя, Феодосии, Одессы, Новороссийска.

17 октября Россия объявила войну Турции. Были предприняты мероприятия по усилению подводных сил Черного моря. С 1 января 1915 года в бригаде было сформировано три дивизиона с тремя конвоирами. К 1916-му - четыре дивизиона в составе 17 подводных лодок в разной степени готовности, транспортов «Березань» и «Днестр», пароходов «Возрождение» и «Днепровец», «Блокшива №5» и временно прикомандированного заградителя «Великий князь Алексей». В 1916 году Черноморский флот получил 6 новых ПЛ типа «АГ» («Американский Голланд») (АГ-21, 22, 23, 24, 25, 26). Всего до Октябрьской революции на Черном море было 19 подводных лодок различных проектов. 

27 октября 1917 года подводная лодка «Гагара» (А. Беляев) вернулась из последнего боевого похода в мировой войне на Черном море. Боевым результатом ее похода было повреждение парохода «Ватан».

9 декабря боевые действия на Черном море официально прекратились.

Советские подводники

- В октябре 1917 года бригада подводных лодок ЧФ перешла на сторону Советской власти. Однако Юг России оказался в руках белогвардейцев и интервентов. Тем не менее в Николаеве продолжалась сборка заложенных в США в 1917 году и переданных России в разобранном виде пяти подводных лодок (АГ-21, 22, 23, 24, 25, 26), - рассказывает об истории создания советского подводного флота председатель Севастопольского Совета ветеранов-подводников, капитан 1 ранга Виталий Манторов. - 14 ноября 1920 года последний белогвардейский транспорт убыл из Севастополя. Братоубийственная война на юге России закончилась. В Севастополе по прибытии Красной Армии не оказалось ни одной подводной лодки. При оставлении белыми Севастополя интервентами были взорваны и затоплены на большой глубине 13 подводных лодок, а 4 лодки (АГ-22, «Буревестник», «Тюлень» и «Утка») уведены в Бизерту. Необходимо было создавать подводные силы Черного моря заново. Еще 1 июня 1920 года на николаевском объединении заводов «Тремсуд» (трест морского судостроения) в присутствии уполномоченного ЦК Компартии Анатолия Васильевича Луначарского была спущена на воду подводная лодка АГ-23. Первым командиром лодки стал Иконников, а инженер-механиком - Водяницкий. В тот же день была заложена подводная лодка АГ-24. В октябре 1920 года в Одессе председатель Центрального Исполнительного Комитета Михаил Иванович Калинин посетил АГ-23. После этого черноморские подводники получили боевые торпеды с Балтики...

Председатель Севастопольского Совета ветеранов-подводников, капитан 1 ранга Виталий Манторов, фото из личного архива В. Манторова.

21 октября подводная лодка АГ-23 вошла в состав сил МСЧАМ (Морских сил Черного и Азовского морей). Этот день стал днем создания дивизиона подводных лодок, то есть - Днем создания подводных сил молодой Советской Республики. Начальником дивизиона назначили А.А. Иконникова, комиссаром - В.Е. Голубовского. В состав сил дивизиона кроме АГ-23 вошли: в постройке АГ-24 и в ремонте «Нерпа». Через день в присутствии главкома Вооруженных сил Республики Сергея Каменева и наркома здравоохранения Николая Семашко начали сборку секций АГ-26. В дальнейшем до 1931 года дивизионом командовали Ю.В. Пуаре, А.Н. Бахтин, Н.Н. Головачев, Н.А. Жимаринский, Г.В. Васильев.

12 ноября 1920 года командующий Южным фронтом Красной армии М.В. Фрунзе приказал выйти в море к Севастополю единственной подводной лодке АГ-23. Она обнаружила и обстреляла парусник из состава уходящих из Севастополя морских средств генерала Врангеля. Это был первый выход советской субмарины в Черное море на боевое задание.

В феврале 1921 года подводная лодка АГ-23 перешла в Севастополь.16 июля 1921 года был поднят Военно-морской флаг на АГ-24, 26 мая 1922 года - на АГ-25, 3 июня - на «Нерпе», 11 июля 1923 года - на АГ-26. В 1923 году в составе дивизиона было пять подводных лодок и плавбаза «Георгий». 

Красный флот

В августе 1921-го АГ-23 (А. Иконников) и АГ-24 (Г. Шредер) в составе практической эскадры под флагом начальника Морских сил Черного моря (МСЧМ с 24.06.21) Эдуарда Панцержанского совершили первый длительный морской поход вдоль берегов Крыма и северо-западного побережья Черного моря. Они посетили Евпаторию, Ак-Мечеть, Скадовск, Очаков, Николаев, Одессу, Херсон, Тендровский рейд. Во время похода отрабатывались выходы в учебные атаки, учения по борьбе за живучесть, занятия по специальности. Выявлены недостатки в состоянии материальной части и специальной подготовке личного состава. Повысился уровень морской и боевой подготовки подводников. 

16 октября на V Всероссийском съезде комсомола принято шефство над Красным Военно-морским флотом Республики. В результате 3-х комсомольских призывов на флот пришли тысячи добровольцев. Коллективы предприятий брали шефство над конкретными кораблями и подводными лодками. Лодки наряду с номерами получили наименования: АГ-23 - «Шахтер», «Нерпа» - «Политрук», АГ-24 - «Коммунист», АГ-25 - «Марксист», АГ-26 - «Политработник». Командирами были Б.М. Ворошилин, Н.А. Горняковский, Г.А. Шредер.

Офицеры - участники Первой мировой войны - обобщили свой боевой опыт в создании «Правил службы на подводных лодках». Антироссийский курс западных держав вновь подтвердился в Конвенции о черноморских проливах, принятой Лозаннской конференцией в июле 1923 года. Она устанавливала ничем не ограниченный проход военных кораблей любых стран через Босфор и Дарданеллы, как в мирное, так и в военное время, что создавало угрозу государствам Черноморского бассейна, и в первую очередь СССР. Подводные лодки в составе возрождаемого Черноморского флота существенно укрепляли южные морские рубежи СССР. В сентябре-октябре 1923 года под флагом начальника МСЧМ Александра Векмана отряд кораблей, в состав которого входили подводные лодки, совершил поход вдоль Крымского и Кавказского побережий до Батуми с заходом в Феодосию и Новороссийск. 19 декабря 1923 года соединение приказом РВС ЧМ №232 получило наименование «Отдельный дивизион подводных лодок МСЧМ». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 11 ноября 2020

Заголовок в газете: От "Лосося" до "Марксиста"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру