Куклы Маркизы: тайны высшего общества открылись экскурсоводу из Крыма

Элегантные дамы, одетые в стиле рококо, прекрасно обосновались в Бахчисарае.

Климат здесь ничем не хуже французского, дворец имеется, и общество подобралось очень достойное. Есть у прекрасных дам даже своя интрига. Все они, как одна, прячут кисти рук под спущенными рукавами своих красивых платьев. Никаких комбинаций из пальцев дамы не составляют. За манеры этих дам, кукол ручной работы, ручается автор - экскурсовод из Бахчисарая Ольга Поточенко.

Элегантные дамы, одетые в стиле рококо, прекрасно обосновались в Бахчисарае.

Капризы от Маркизы

- Руки и ноги моих кукол выполнены из плотной ткани и набиты синтепоном, - открывает тайны высшего общества Ольга Поточенко. - Лица сделаны в стиле папье-маше. Все платья сшиты из благородных тканей - в ходу бархат, шелк, шифон и парча. Вот только кисти рук я так и не научилась делать. Поэтому рукава на платьях всегда приспущены. За оборками и кружевами мои дамы прячут издержки моего творчества.

Чтобы понять, как Бахчисарай стал родным городом для нарядных кукол, нужно ближе познакомиться с их автором - Ольгой Поточенко. По образованию она самый настоящий агроном. Но по полям за трактором никогда не ходила. Страстная любительница живописи, архитектуры и истории Крыма Ольга Поточенко ездит с туристами по самым красивым уголкам нашего полуострова. В отличие от замученных бытом представительниц прекрасного пола, эта элегантная дама никогда не забывает о красоте. Каждый ее наряд, сумка и косынка - уже произведение искусства. Не зря в студенческие годы Ольгу Поточенко однокурсники называли Маркизой.

И какая же Маркиза обойдется без каприза?

Шляпа, бусы, ридикюль - ну, вылитая Помпадурь.

Но в этом есть и свой расчет:

Не потеряется народ.

Такую даму потерять -

Ее ж за три версты видать!

Так, в форме шутки для капустника, Ольга Поточенко рассказывает о себе и своей работе, без которой себя уже не представляет. Но куклы, похожие на романтических дам с полотен Томаса Гейнсборо, Франсуа Буше, - это совсем другая история. Она началась с того, что много лет назад три подружки-одноклассницы увлеклись Францией времен королей Людовиков.

- Мы рисовали кукол, придумывали для них невероятные платья и шляпки, - вспоминает Ольга Поточенко. - Увлекались живописью и прочитали всё, что смогли раздобыть из классики по теме Франции времен мадам Помпадур.

Совершенно невероятно, но время на 30 лет разделило увлечение школьницы и творчество взрослого человека. Первую куклу Ольга Поточенко создала незадолго до своего 50-летнего юбилея!

Дело - в шляпе

- Сначала я покупала кукол и шила для них наряды, - рассказывает Ольга Поточенко. - Куклы были самые обычные, из магазинов игрушек. Потом попробовала набивать туловища, руки и ноги. Лицо было для всех одинаковое - сняла маску папье-маше с красивой немецкой куколки, которую купила в подарок дочери.

Хоть лицо у роскошных дам было одно на всех, похожими друг на друга они не получались. Ольга Васильевна прорисовывала для каждой своей барышни особые черты. Работа велась акварельными красками, а затем для сохранности образа лицо куклы покрывалось специальным лаком. Для причесок мастерица покупала заколки, сделанные с применением искусственных волос. Оставшуюся непокрытой волосами плешину венчали шляпки с невероятным декором.

- Сделать шляпку - это так элементарно, - открывает производственные тонкости Ольга Поточенко. - Кружочек вырезала, дырочку в нем сделала - и всё. Потом верхушку пришила и цветочками, кружавчиками украсила. Шляпа готова!

Так просто дело в шляпе может оказаться только у Ольги Поточенко. Человек, не посвященный в тайны эпохи мадам Помпадур, помимо вопроса: «Как сделать?», спотыкается о прозаическое: «Где взять?». Аристократок из свиты короля в веселый ситец или штапель не нарядить.

- Лоскутки для кукол мне собирал весь Бахчисарай, - гордится земляками Ольга Поточенко - Кто платье бабушкино из бархата принесет, кто платок из шелка. Находилось всё: парча, шифон, атлас. А моя покойная свекровь умела вязать настоящие кружева. Кое-что из ее творчества украсило шляпки и платья моих кукол.

Аристократки из Бахчисарая

- Какой была самая первая кукла и как вы ее назвали?

- Первая кукла была у меня толстушкой. Красавица, конечно, но немножко полненькая. До наших дней она, к сожалению, не сохранилась, но я хорошо помню ее стихотворную историю.

Игнорирует корсет дама в пестром в цвете лет.

Да и зачем ей талия, коль она Наталия?

Особое место среди кукольных аристократок из Бахчисарая занимает Гортензия в роскошном красно-черном наряде. Особым расположением автора Гортензия не пользуется, но зато похожа на свою создательницу бесконечным шармом и неуловимой искоркой озорства, старательно спрятанной в складках и оборках.

Это мадам Гортензия,

Дама с большими претензиями,

Но самая большая претензия в том,

Что ее зовут Гортензия.

Поэтические строки своим куклам Ольга Поточенко всегда посвящала сама. Но для одной из них, своей любимицы по имени Эмилия, сделала исключение. Описать даму с золотистыми локонами и бездонным взглядом синих глаз лучше автора смог классик - Михаил Лермонтов.

Графиня Эмилия нежнее, чем лилия,

Но сердце Эмилии подобно Бастилии.

Эмилия настолько хороша, что ее в свое время даже хотели купить! Но разве можно продать даму с нежным взглядом и крепким сердцем? Эмилия живет в доме Ольги Поточенко и переезжать из него не собирается.

- Неужели вы никогда и ни за какие деньги не продали ни одну свою куклу?

- Продала, причем совершенно случайно, и не одну, а сразу три свои куклы! Всё получилось экспромтом, вообще-то куклы приехали на выставку в Херсонес, но в экспозицию по какой-то причине не вписались. Меня попросили их забрать, что я благополучно сделала. А потом, когда, дожидаясь свою туристическую группу, я приводила кукол в порядок, случилась невероятная история. Ко мне подошла пара, как выяснилось, ребята были из Грузии, и поинтересовалась, сколько стоят куклы. Я не была готова к такому вопросу, немного растерялась. Поэтому продала сразу двух кукол по 100 гривен за каждую. Пара уже почти ушла, а потом вернулась ко мне и купила еще одну куклу по такой же цене.

Среди кукол, которых купили гости из солнечной Грузии, были д'Артаньян и Анна Австрийская. Кем была третья кукла, история умалчивает, но сомнений в ее красоте и достоинстве, конечно, нет. Так закончилась одна из выставок, в которой приняли участие благородные подопечные Ольги Поточенко. А вообще выставки кукол, созданных экскурсоводом по прозвищу Маркиза, проходили в Бахчисарае и Симферополе. С выставки, организованной в Художественном музее покинувшей наш мир художницей Натальей Грищенко, дамы с приспущенными рукавами попали в телевизионные сюжеты.

- Был в моей жизни период, когда я увлекалась не аристократками, а клоунами, - рассказывает Ольга Поточенко. - Но эти куклы мне быстро надоели. Ни одна из них у меня не сохранилась, зато прижился среди моих дам персонаж Николая Носова, выходец из Солнечного города - Ворчун. Была еще дама на чайнике, с юбкой из плотной ткани, но ее я подарила. Были гости, кукла очень понравилась, я ее сняла с насиженного места и подарила!

***

- Эпоха, которую представляют ваши куклы, очень далека от нас: Франция XVII-XVIII веков - как уловить ее дух?

- На помощь пришло увлечение живописью, которое мне привил мой отец. Он был живописцем, создавал замечательные копии. Мы тогда жили в деревне, и только мой папа выписывал журнал «Художник». Книги по искусству в те далекие времена были редкостью. Поэтому папа сделал три большие книги своими руками, и мы вклеивали в них репродукции из журнала «Огонек». Несколько позже в нашей семье собралась хорошая коллекция книг по искусству, но начало было таким, каким я его помню с детства.

Своими любимыми художниками Ольга Поточенко называет Томаса Гейнсборо, Франсуа Буше, а еще Виктора Борисова-Мусатова. Но любить творчество мастеров не означает слепо его копировать или пытаться повторить в отдельных эпизодах. Куклы Ольги Поточенко отличаются самобытностью. У каждой из них свой характер, свое настроение. Нежная Эмилия, роскошная Гортензия, Ворчун и еще несколько прекрасных дам - это самые стойкие куклы в коллекции. Большинство ее экспонатов сгорело в пламени костра.

- Время не щадит никого - куклы испачкались, потеряли свой первозданный вид, - подводит черту Ольга Поточенко. - Я их сожгла и ни разу не пожалела об этом. Оставила тех, которые лучше сохранились, привела их в порядок, насколько это было возможно. Может, вдохновение вернется и я сошью новых помпадуристых особ в роскошных туалетах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 27 мая 2020

Заголовок в газете: Лоскутки для Маркизы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру