В марте состоялись встречи с единомышленниками не только на популярных тропах, оставшихся еще от советских времен, по которым водили отдыхающих профсоюзные экскурсоводы и гиды. Многолюдно было и на малопосещаемых ранее скальных гребешках и взлетах.
Выход на тропу
В урочище Ласпи, выше автотрассы на Ялту, у домика лесника есть поляна, обозначенная на туристических картах как «Турстоянка Ласпи». Лет 20-30 назад там действительно можно было заметить палатки и даже бивуаки солидных групп. Сегодня туристы только воду там набирают и спешат к иным стоянкам. Чаще - к морю. Рано утром мы оставили на поляне свою машину и направились на запад по старой, заброшенной асфальтированной дороге. Когда-то, до строительства современной автострады через перевал, она была единственной артерией, связывающей Севастополь и пионерский лагерь «Ласпи». От дороги сейчас остались только редкие куски покрытия на крутом подъеме, россыпи камней, скальные блоки и следы от выдранных кабельных трасс. Героями были водители, которые возили по этой дороге детей в лагерь и обратно. Получасовой подъем до смотровой площадке на гребне горы. Автодорога шумит внизу, у дымных шалманов в ожидании шашлыка и чебуреков кучкуются любители гастрономического туризма. Мы же наслаждаемся ароматом можжевельника и яркими красками первоцветов. Тропа начинает взбираться по лесу среди дубов-колдунов и кизила, выходит на открытый скальный взлет. Это единственный участок маршрута, где могут пригодиться трекинговые палки. С него открывается панорама Ласпинской котловины от мыса Сарыч до мыса Айя. Идеальное место для фотосессии. Местные вороны уже привыкли к туристам и в ожидании лакомства кружат над головой. Оставленные кусочки хлеба или колбасы принимают, как входной билет на гребень горы. Названий у горы много. Кто-то называет ее Каланых-Кая, кто-то - Крыло Дракона (Аджер-Канат), кто-то - Донгуз-Орун. Последнее название подходит для этого массива, если наблюдать его от села Тылового. В вольном переводе «донгуз» - свинья (дикая), «орун» - место обитания, стояния, лежания. Два озерца на окраине села вполне можно назвать «свинячим местом».
Первый привал
Высшая точка массива - 627 метров, но крутизна подъема теряется при неторопливой ходьбе. А куда торопиться, если вы пришли любоваться окрестными видами. Мы явно наступаем на пятки группе из шести человек, но нас вовремя отвлекли крокусы, которых на этой микрояйле очень много. Здесь же множество одичавших плодовых деревьев - груша, яблоня, черешня. Как они тут росли и кто их культивировал? Загадка. Вроде и родников быть не может. Нет и дорог для подвоза воды. Поверх мхов и лишайников замечаем следы пребывания коз и зайцев. А рядом на поляне выложены каменные спирали. И не одна, а несколько. На горизонте хорошо читается Северная сторона Севастополя и полоска моря в районе Качи. Байдарская долина как на ладони. Чернореченское водохранилище, озера в селах Широком и Передовом. Основной источник водоснабжения Севастополя пока в более-менее удовлетворительном состоянии. Зеркало его отражает синеву неба и облака. Старается не думать об отсутствии дождей и снега в горах, о сухих подземных лабиринтах пещер Крыма. Остается только молиться о щедрых весенних дождях.
Видим свою машину у домика лесника, рядом с ней уже более двух десятков транспортных средств. Несколько коров щиплют траву на поляне. Живописно смотрятся сосны на отвесной скале над Тыловым. Решаем продолжать траверс горного массива на восток до предвершинного скального взлета. Здесь, между скалами на безветренной полянке, организуем первый привал и легкий перекус с чаем из термоса. Едва различаем на западном гребне Ильяс-Каи фигурки людей, штурмующих Виа-Феррату. Нам виден только горизонтальный участок, самый простой. Точечки движутся довольно быстро, но на гребне появляются всё новые и новые восходители. Представляю, как они перещелкивают карабины самостраховки. Кажется, даже щелчки слышу. Но это, конечно, фантазия.
Путь продолжаем по хорошо читаемой тропе в сторону опор линии электропередачи. Тропа становится всё шире, местами напоминает дорогу. По левую руку - Байдарская долина. Просека ЛЭП уходит вниз в Ласпи. Здесь важно не заблудиться. Почти сразу за стальным столбом к храму Солнца идет спусковая дорога. По ней можно и всадникам на лошадях спускаться. Есть тропа, ведущая на гребень горы. Мы выбирает пологую лесную дорогу, огибающую взлет слева. Только здесь замечаем запоздалые подснежники. В старом лиственном лесу их просто море. Через 30 минут мы стоим перед выбором - спуститься к Тышлару (храму Солнца) или уйти влево по Байдарской яйле на восток к Байдарскому перевалу и ресторану «Шалаш». Догоняем наших попутчиков, от которых поотстали на Каланых. У них одна машина осталась в Ласпи, а вторую они заблаговременно у «Шалаша» припарковали. Вот к ней они не спеша и топают. Мы решаемся на компромисс - идем на вершину горы Челеби. Вершина куполообразная, с хорошим обзором и редкой растительностью. До Байдарского перевала минут 15 спуска. Но нам сегодня туда не нужно. Тропы и дороги на яйле хорошо видны, а вдоль них множество каменных пирамид-туров. Наверное, в тумане хорошее подспорье. Встречам около десятка одиноких путников и пар с рюкзаками. Все спешат в Ласпи...
Движение вниз
С вершины Челеби любуемся вершинами гор Южной гряды, вспоминаем, как бродили по ним. Ищем знакомые ориентиры. На горизонте угадывается контур Чатыр-Дага. Теперь самое время допить чай, съесть по печенюшке и по яблочку. Полдень давно миновал, и в лучах солнца, склоняющегося к морю, на гребне Ильяс-Каи хорошо видна вереница восходителей. Но теперь мы видим только вершину и счастливых покорителей горы уже на спуске. Вечером они будут обзванивать друзей, делиться в соцсетях фотографиями и впечатлениями. Обязательно посмотрим на туристических страничках. С Челеби дорога ведет нас в сторону Ласпи с постоянной потерей высоты. Указатели стоят через каждые 50-100 метров. Временами переходим с шага на бег. Просто ради удовольствия и разнообразия. Видим скопление людей на скалах-пальцах храма Солнца. Затопчут. Там и паломники, и случайные прохожие, и группы из пансионатов и санаториев ЮБК, экскурсанты под предводительством гидов.
Ну вот и знакомая до боли лесная дорога, укатанная лесовозами, джипами, квадроциклами и мотоциклами. Шлагбаумы с замками им не помеха. Техники сегодня не видно и не слышно, но люди идут сплошным потоком и вверх и вниз. Популярность Тышлара зашкаливает. Еще три часа светового времени, вполне достаточно, чтобы подняться к пальцам и спуститься. Нам на этом участке знаком каждый поворот, каждый камень и каждая тропка. Здесь ежегодно проводится несколько популярных соревнований по спортивному ориентированию. Поневоле запомнишь все подробности маршрута. Дорога петляет по склону и выводит нас к нашей машине на поляне. Прогулка в очень щадящем темпе с остановками для видеосъемки и непродолжительного пленэра заняла около 5 часов. На поляне множество отдыхающих. Дымятся мангалы, слышна музыка, детский смех. Лес начал одеваться в листву. Шла последняя неделя марта. До начала самоизоляции оставались считанные дни...