В Симферополе право на "Надежду" забирают у детей-инвалидов

Непростая ситуация сложилась в симферопольской школе «Надежда», где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.

Из-за недостатка учебных классов школа рискует потерять реабилитационно-коррекционный центр для учеников с надомной формой обучения.

Непростая ситуация сложилась в симферопольской школе «Надежда», где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.

Родители надомников связывают закрытие центра с их последующей изоляцией. Родители учеников, которым нужно получить образование, ждут от школы полноценного учебного процесса. Сменить «Надежду» на другую школу или социальный центр никто из участников конфликта не хочет.

- Повысилась рождаемость, и в новом учебном году нужно набрать два дополнительных первых класса, - комментирует ситуацию директор школы «Надежда» Татьяна Панасышена. -  Ребят физически негде разместить. А мы по закону должны предоставить им право на образование. Дети – надомники, безусловно, не лишатся своих прав. Они смогут посещать школу, но в рамках учебного процесса. «Надежда» - в первую очередь школа. По российскому законодательству мы не можем быть школой и социальным центром одновременно.

- А как получилось, что при «Надежде» возник социальный центр?

- У нас очень сложная история. Изначально был садик «Крымпотребсоюза». В 90 –е годы собственник передал его городу. По просьбе председателя Центрального райисполкома города Симферополя Сергея Кириленко мы открыли школу – сад для детей с нарушением речи. Прежние нормы права предусматривали создание учебно – реабилитационных центров. Мы забрали в свою структур группу детей со сложными диагнозами, которые в те времена вообще не обучались. Группа состояли из пятнадцати человек и размещались в подвальном помещении на улице Аральской.

Как отмечает Татьяна Онуфриевна, статус учебного заведения, где она стала заведующей, регулярно менялся. Изменялись социальные потребности, на них реагировала структура, созданная для детей с особенностями развития. После возвращения Крыма в состав России «Надежда» стала школой общего среднего образования. Но при ней сохранился реабилитационно – коррекционный центр, созданный изначально для группы с улицы Аральской.

Сегодня в классах школы «Надежда» занимаются дети с задержкой психического развития и нарушениями опорно – двигательного аппарата. Их обучение проходит по адаптированным общеобразовательным программам. Школа полностью оборудована для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное заведение стало участником программы «Доступная среда». Особая гордость школы – лифт, установленный для учеников и сопровождающих их родителей.

- 80 процентов наших выпускников находят свое место в жизни, - приводит цифры Татьяна Панасышена. – Они устраиваются на работу, поступают в техникумы и высшие учебные заведения. Чтобы сесть за парту в нашей школе, нужно получить направление медицинской педагогической комиссии и  заключение врачебно – консультационной комиссии. Следующий шаг – заявление родителей.

Центр их вселенной

-  В центре при школе «Надежда» с нашими детьми работает логопед -  дефектолог, они общаются между собой, не замкнуты в пределах дома, - рассказывает о достоинствах реабилитационного центра мама ребенка- инвалида Екатерина Смирнова. – Мы можем привести сюда детей к 8 часам утра и оставить их до 17 часов вечера. С детьми занимаются специалисты, их бесплатно кормят, сопровождают в туалет.

- Что изменится, если надомники по мере возможности будут посещать занятия в школе?

- Время пребывания очень сократится. Ограничатся возможности родителей по трудоустройству – в наших семьях есть и другие дети, которых нужно обеспечивать. Мы потеряем занятия с логопедом – дефектологом. И  проблема нехватки учебных мест не решится. В этом году откроют классы за счет наших детей, а что будет через год или два?

- Какие альтернативы школьному Центру имеются в нашем городе?

- Никаких. При управлениях соцзащиты можно найти занятия для детей, но кто их будет кормить из ложки, водить в туалет? Родители снова должны быть рядом, какая тут социализация? Думаю, городским властям не центр нужно закрывать, а школу нашу расширять. В городе пустует здание института минеральных ресурсов – почему его не отремонтировать и не сделать школой для детей – инвалидов? Место расположения очень удобное, площади большие. Модуль поставить возле «Надежды» – тоже решение вопроса, причем меньшими затратами.

Наука побеждать

Активная борьба за центр для детей – надомников очень беспокоит родителей перспективных учеников. Их детям нужны аттестаты и возможность продолжить образование. Отсюда опасение, что из-за конфликта «Надежда» потеряет статус школы и станет социальным центром.

- Как бы ситуация не дошла до того, что нашу школу закроют, - опасается Станислав Счастливцев, сын которого посещает центр при школе. – Активисты – это не весь родительский состав. Спор весь только из-за того, что некоторые мамы привозят детей - инвалидов на весь день в центр и живут своей жизнью. А я привожу своего сына к 9 утра и забираю в 15 часов дня. Если центр закроют, буду возить его точно также в нашу школу.

Сын Станислава прикован к инвалидной коляске, но при помощи педагогов из «Надежды» учится быть победителем.

- Мой ребенок сумел стать победителем Республиканского конкурса «Русское слово», - гордится Станислав Счастливцев. –  Он читал прозу о войне с таким чувством, что на глазах у членов жюри выступили слезы. Я благодарен нашему директору Татьяне Панасышеной за то, что она подарила нам «Надежду». Мне хорошо знакома история школы еще с тех времен, когда она была садом. «Надежда» – заслуга нашего директора.

Потребность в «Надежде» как в учебном заведении высока не только в пределах Симферополя. К сожалению, сложный опыт Татьяны Панасышеной не торопятся повторять в других городах Крыма. А поскольку больные дети не должны лишаться шанса на обучение, их родители готовы решать проблему любыми способами.

- Моя подруга из Ялты продает квартиру и переезжает в Симферополь, чтобы отдать ребенка в школу «Надежда», - утверждает председатель родительского комитета школы Татьяна Алексеенко. – Как женщина я понимаю активных мам, у детей которых поврежден интеллект. Им выгодно, чтобы с их детьми занимались в центре, чтобы за ними ухаживали на бесплатной основе. А нам нужно учиться. Нигде в России нет такого, чтобы школа была одновременно социальным центром.

Задача на выживание

Право на надежду должно быть у всех. Оно не зависит от диагноза в медицинской карте и степени материальной обеспеченности семьи, где воспитывается ребенок – инвалид. Выясняем, как его будут отстаивать в городском управлении образования.

- «Надежда» в 2020 учебном году функционирует в соответствии с уставом, -  Доводит позицию управления образования  официальный представитель администрации города Симферополя Андрей Черниченко. -  Нет повода для волнения родителям и их детям, речь о закрытии центра не идет. Ситуация на контроле управления образования. В настоящее время решается вопрос об открытии дополнительных двух классов для детей с тяжелыми нарушениями речи на базе «Надежды». При этом нарушения прав детей, которые являются учениками «Надежды», никто не допустит.

Очень хочется верить, что «Надежда» сможет открыть новые классы, сохранить занятия для детей- надомников и прийти к полному соответствию нормам российского законодательства. Правильное решение этой сложной задачи станет настоящим подарком для детей, которые не могут сидеть за партами обычных городских школ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 4 марта 2020

Заголовок в газете: Право на "Надежду"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру