Социальная изоляция: как расширить границы общения для детей-инвалидов

26.02.2020 в 12:13, просмотров: 1711

Проблемы у детей с ограниченными возможностями здоровья начинаются на этапе социализации. Первый шаг - детский сад, где особенный ребенок рискует остаться вне коллектива. Дальше - школа, в которой непросто отстоять свое место за партой.

Социальная изоляция: как расширить границы общения для детей-инвалидов

- Проблемы детей-инвалидов начинаются с самого рождения, - заявляет председатель Крымской республиканской общественной организации родителей детей-инвалидов «РОСТ» Светлана Сахарова. - Главная из них - социальная изоляция. Следующий уровень сложностей - отсутствие комплексной семейной реабилитации и реабилитации ребенка. На сегодня просто не существует единой системы реабилитации для детей с опорно-двигательными и ментальными нозологиями.

Как убеждена Светлана Сахарова, замкнутость семей, где есть дети-инвалиды, носит не только социальный характер. Существуют и другие сдерживающие факторы, вынуждающие такие семьи вести закрытый образ жизни. Особенно сложно приходится родителям, воспитывающим детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

- У нас город не доступен для свободного перемещения на инвалидной коляске, - констатирует малоприятный факт Светлана Сахарова. - Все, кто ходят по нашим тротуарам, спускаются в подземные переходы, знают об этом. В результате семьи с детьми-инвалидами замкнуты в районах проживания.

Социальная изолированность особенных детей, по мнению экспертов, во многом определена отношениями взрослых людей. К взаимодействию, способному расширить возможности детей-инвалидов, не удается прийти их родителям и родителям здоровых детей.

- У проблемы социализации две стороны, определяющие суть конфликта, - комментирует ситуацию Светлана Сахарова. - Родители детей с особенностями не готовы отдать своих чад в школу. Родители обычных детей не готовы принять в коллектив детей с инвалидностью. По их мнению, такие дети мешают нормальному учебному процессу.

Примечательно, что сами дети прекрасно находят общий язык. В процессе общения они не видят различий между собой.

- Как мама особенного ребенка, я столкнулась с проблемами и в детском саду, и в школе, - рассказывает организатор мероприятий КРООРДИ «РОСТ» Нина Петренко. - В садах не хватает специалистов, имеющих опыт общения с детьми-инвалидами, в школах в первую очередь родители обычных детей не хотят их воспринимать. Поэтому социализировать нужно не только наших детей, но и общество в целом.

Выход из положения общественники видят в создании проектов, способных сблизить семьи, где воспитываются дети с разными показателями здоровья. Один из них - проект «Разноцветное лето» успешно реализуется в течение нескольких лет.

- С 2015 года мы путешествуем по Крыму, - рассказывает Светлана Сахарова. - Побывали в Никитском ботаническом саду, в Генуэзской крепости, в парках миниатюр Бахчисарая и Евпатории. Поверьте, всегда находятся желающие помочь раздвинуть границы мира для детей, ограниченных состоянием здоровья.

В 2020 году организаторы планируют расширить взаимодействие до уровня инклюзивного фестиваля. Поводом для масштабного мероприятия станут проводы зимы - Масленица.

- Фестиваль пройдет 1 марта в селе Залесное Бахчисарайского района, - рассказывает Светлана Сахарова. - Вход свободный, а программа предусматривает не только народные гулянья и чаепития, но и проведение мастер-классов. С детьми будут работать мастера народных промыслов, откроется выставка работ, созданных нашими ремесленниками.

Социализация в процессе творчества - успешная методика, хорошо зарекомендовавшая себя в специализированных школах-интернатах. В качестве волонтеров охотно выступают студенты кафедры декоративного искусства Крымского инженерно-педагогического университета.

- Детям легче дается общение со студентами, сказывается близость по возрасту, - говорит председатель ассоциации «Палата народных художественных промыслов и ремесел Республики Крым» Наталья Гордецкая. - Поделка, выполненная собственными руками, становится символом собственной состоятельности. Никто не верил в возможности ребенка, а он взял и сделал.

Ставший популярным метод арт-терапии может стать основой нового проекта, способного решить вопрос с занятостью особенных детей, наделенных творческими способностями. Между «РОСТом» и «Палатой народных художественных промыслов и ремесел Республики Крым» достигнута договоренность о создании творческих мастерских. После курса обучения в них выпускники получат шанс остаться для последующей работы либо применить знания и навыки в домашних условиях.



|