Названы 3 великих русских художника недооценивших Крым

25.02.2020 в 22:10, просмотров: 2761

У многих известных россиян на полуострове были дачи, другие просто ездили сюда на этюды, но находились и те, у кого южное солнце вызывало мигрень, местные виды – оскомину, а достопримечательности – сарказм

Названы 3 великих русских художника недооценивших Крым
Михаил Нестеров. Автопортрет (1915). фото: pravmir.ru

№ 3. Нестеров: разоблачение великана

Прежде чем добраться до Крыма член Товарищества передвижников, автор полотен, которые в своё время называли «сенсационными», Михаил Васильевич Нестеров вдоль и поперёк изъездил Европу. И, что называется, повидал. В Крым он решил отправиться в апреле 1844-го. 10-го апреля художник познакомился с Севастополем. Он сразу же пресёк всяческие попытки местных рассказать сразу всё обо всех изюминках города. Мол, «изюм буду выковыривать сам, медленно и постепенно». Сказал – сделал. Но не порадовался. В Свято-Владимирском соборе Херсонеса ему не пришлось по вкусу алтарное полотно (5х9 метров), выполненное академиком живописи Алексеем Корзухиным. Этот признанный лучшим в России шедевр сакрального искусства Нестеров назвал «неважным». Помимо творений профессиональных конкурентов художника раздражала и местная дороговизна – на обратной дороге из Георгиевского монастыря в город художник решил заехать на французское кладбище, за что пришлось раскошелиться на 7 рублей, этой необоснованной траты художник не мог забыть всю жизнь. А, посетив Ялту, Михаил Васильевич и вовсе поставил на Крыме жирный крест: «впечатление привлекательное.., но – увы! – не грандиозное». Мол, никакой Крым не великан, а только рядится в одежды великана.

Фёдор Васильев. Автопортрет (1873). фото: rg.ru

№2. Васильев: непонявший и недолеченный

Фёдор Александрович Васильев, вундеркинд от живописи, прожил очень не долго. Ему едва минуло 20 лет, когда врачи диагностировали у него прогрессирующий туберкулёз. Эскулапы надеялись, что отступить болезнь может заставить смена климата. И Общество поощрения художников выделило Васильеву деньги на поездку в Крым. И в 1871 году художник отправился на юг за здоровьем. Но перемена места внезапно вызвала у него серьёзную депрессию. Буйная природа Южнобережья на произвела на автора «Заброшенной мельницы», «Болота в лесу» и «Мокрого луга» положительного впечатления». «Тоскую по России и не верю Крыму», - сетовал он в письме к Крамскому. 6 октября 1873 года Фёдор Васильев умер в Ялте. Его похоронили на местном Иоанно-Златоустовском кладбище. Памятник на могиле, который, увы, не сохранился, ставил его знаменитый свояк Иван Шишкин.

Василий Поленов: Портрет художника Ильи Репина (1879), фото: veryimportantlot.com

№1. Илья Репин: ничего украинского

Илья Ефимович Репин родился в небольшом городе Чугуеве, под Харьковым. Его украинское детство нельзя назвать сытым и безоблачным, однако художник всё равно ностальгировал по тем беззаботным временам. Вершин художественного мастерства он достиг в 1878 году. Тогда же он решил взяться за написание эпичного полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Он хотел лишний раз доказать свой профессионализм, а заодно вернуться в детство, проехав по памятным местам далёких лет, чтобы собрать материал для картины и вновь проникнуться украинским колоритом. Перво-наперво Илья Ефимович и его пятнадцатилетний ученик и Валентин Серов отправились в Крым. Здесь по легенде один из персонажей задуманной картины Иван Сирко в 1663 году «закупорил» хана и сделал невозможным соединение его армии с армией поляков. Однако знакомство с полуостровом ужасно разочаровало Репина. Крым образца 1880 года оказался схож скорее с московским настоящим художника, нежели с его украинским детством и легендами, собранными его украинским другом-консультантом Дмитрием Ивановичем Яворницким. Ничего, что могло бы в дальнейшем стать пищей для живого воображения художника, решившего создать шедевр о Запорожской Сечи, Репиным на крымской земле обнаружено не было.



|