Ползучая угроза: застройка ЮБК и Севастополя в зоне постоянного риска

30.11.2019 в 18:28, просмотров: 1517

Севастополь особенно богат на оползни. Сегодня 20 оползней заслуживают пристального внимания на береговой черте от мыса Северная Коса при выходе из Севастопольской бухты до мысов Лукулл и Тюбек на западе площадью более 800 тыс. кв. м. Сотня оползней в той или иной степени проявляет себя в черте города и в пригороде с общей площадью в 821 тыс. кв. м. Кадастр оползней Крыма дает полную картину состояния склонов Крымского полуострова: сейчас зарегистрировано около 2500 активных и потенциальных оползней, из них 70% - на ЮБК.

Ползучая угроза: застройка ЮБК и Севастополя в зоне постоянного риска

Каждый оползень имеет свой номер, название по месту нахождения и характеристику. Среди них есть естественные оползни, независимые от хозяйственной деятельности человека (абразионные и эрозионные). Есть техногенные, возникшие после вмешательства в ландшафт человека. И конечно, есть смешанные, в активизации которых присутствуют и природные, и антропогенные факторы.

Ржавый вантуз

Интересна история оползня №934 в Сушильной балке возле ТЭЦ на южном берегу Северной бухты. В 2007 году в начале мая поступили сигналы от членов садовых товариществ в Сушильной и Воловьей балках на появление родников там, где их никогда не было. А затем был звонок от работников железной дороги, обеспокоенных угрозой движущегося склона. Официальная версия комиссии - грунтовые воды активизировали процесс.

- Были деформированы теплотрассы, газопровод, дороги, - вспоминает ведущий специалист государственного унитарного предприятия «Крымгеология» Алексей Федоров. - Никаких предпосылок к внезапной активизации не было: осадки за зимне-весенний период не превышали средних, пригрузок или подсечек в пределах склона не было. Поэтому я был очень удивлен, получив сообщение о ЧС, но, когда прибыл на место, мне хватило полчаса, чтобы установить причину внезапной активизации оползня. Я попросил работника ТЭЦ показать мне водовод, по которому станция получает воду. Водовод оказался проложенным в тоннеле на водоразделе между Воловьей и Сушильной балками на высоте 100 метров над уровнем моря. Тоннель длиной 350 м и диаметром около 2 метров с трубой диаметром 600 мм был затоплен на высоту не менее метра. На верхней точке водовода для спуска накопившегося воздуха устанавливается вантуз. В месте его крепления коррозия проела металл. Свищ с каждым днем увеличивался. Из отверстия вода под давлением хлестала несколько недель, затопив тоннель до самого края. Вот это вода и смочила склон в дачном товариществе, образовав лужи и родники. Склон двинулся вниз, унося асфальтовую дорогу, угрожая железнодорожному полотну дороги Бахчисарай - Севастополь на берегу бухты. Директор ТЭЦ, получив информацию, позвонил в водоканал и потребовал перекрыть водовод. Склон был переувлажнен в результате длительной утечки (более 1 месяца, как я потом выяснил). Поскольку тоннель не герметичен, а водораздел сложен породами, впитывающими воду как губка, у самого тоннеля вода по рельефу местности не текла и выходила на поверхность на отметках около 35 метров и ниже.

Тогда для борьбы со «стихийным» бедствием из резервного фонда Украины были выделены серьезные средства. Железнодорожное сообщение с городом не прекращалось, но скорость движения поездов на этом участке резко ограничили. Со временем вода в тоннеле высохла, вантуз был восстановлен, подвижки грунта прекратились, дорожное полотно подверглось ремонту. И про этот оползень городские чиновники забыли. Но оползневики про него помнят и сегодня. Пока «грунтовые воды» подобных событий на этом участке больше не провоцировали.

Сухая речка и Сухарная балка

За оползнем №338 на 18-м километре дороги Севастополь - Ялта Алексей Федоров и его коллеги наблюдали довольно пристально. После очередного обследования в середине апреля 1997 года городские власти Севастополя были проинформированы о том, что в ближайшие несколько дней произойдет катастрофа. Был даже видеосюжет Владимира Илларионова на Севастопольском телевидении. Оползневиков поблагодарили за информацию, но реакции не последовало. Как и прогнозировали специалисты, в ночь с 18 на 19 апреля сообщение между городом и селами Варнутской и Байдарской долин и Южным берегом Крыма было прервано, был разорван кабель правительственной связи, разрушена линия электропередачи. Нормальное движение по вновь построенной дороге возобновилось только 10 июня 1997 г. В ходе восстановительных работ была выявлена трещина в плотине озера Тороповой дачи. Для ее укрепления со стороны села Оборонного была пробита лесная дорога, по которой на плотину самосвалы возили грунт. Там работала тяжелая строительная техника. По проекту часть автодороги Севастополь - Ялта должна была сместиться восточнее от каньона реки Сухой. Для этого производились буровые, а затем и взрывные работы. Теперь шоссе опирается на скальное основание и не подвержено влиянию возможного оползня. В период строительных работ транспортное сообщение осуществлялось либо через Терновку и долину реки Бельбек, либо через село Оборонное, воинскую часть ракетчиков «100» и по старой римской горной дороге до села Резервного.

Площади и объемы оползней в Сухарной балке и у Сухой речки, а также масштабы ЧС были значительно большими, чем у села Поворотного, однако времени на ликвидацию последствий было затрачено гораздо меньше (Сухарная балка - 18 суток, Сухая речка - 51 сутки, село Поворотное - 150 суток).

Профессионал (геолог-оползневик) может дать временной прогноз развития процесса, если он обладает информацией о динамике за длительное время, о том, какие работы выполнялись на участке, о количестве выпавших осадков, штормовой активности моря и некоторых других данных.

- В 1995-м у нас не было никакой информации о ситуации, которая сложилась к началу августа на участке железной дороги в Сухарной балке, - рассказывает Алексей Павлович. - Мы с коллегой начали обследование возникшего оползня №1070, когда уже было остановлено движение пассажирских поездов. К сожалению, наше руководство дало указание наблюдать, но не вмешиваться в те решения, которые принимали «генералы» от МЧС и МПС. В результате около двух суток было потеряно. Движение по железной дороге между станцией Мекензиевы горы и Севастополем отсутствовало в разгар туристического сезона и интенсивного железнодорожного сообщения с 4 по 22 августа.

Рекордсмены среди оползней

На крутом обрывистом берегу между мысом Феолент и Георгиевским монастырем много лет вызревал гигантский обвал. Склон временами увлажнялся до предельной величины. Но точную дату движения грунта никто назвать не мог. И вот одним погожим днем обвал произошел. Язык оползня перекрыл пляжную зону в океанариуме по соседству с Яшмовым пляжем. Язык его вышел в море метров на 10. Длина оползня составила 150 метров. По причине запрета на посещение этого участка гражданскими лицами никто не пострадал.

Еще один, наверное самый крупный в Крыму, рукотворный оползень спровоцировала работа руководства Балаклавского рудоуправления имени Горького. Отвалы Псилерахского карьера складировались на склонах Василевой балки над пляжной зоной. Грунтовые воды Караньского плато щедро смачивали склон, питали родники по всей балке. Рыхлый грунт отвалов напитывался водой не один год. И в декабре 2006 года склон пришел в движение. Буквально за двое суток до катастрофы БелАЗы продолжали отсыпку терриконов над Василевой балкой. И в этот день по счастливой случайности на пляже никого не было. Оползень снес большую часть металлической лестницы к пляжу от пансионата, вышел в море почти на 300 метров. Почти два года море перемалывало «подарок» от горняков Балаклавы.

На западном побережье между устьями рек Бельбек и Кача практически весь берег поражен оползнями, в пределах которых периодически происходят катастрофические смещения без вмешательства человека.

Балаклавские оползни

  В Балаклаве можно наблюдать целый музей оползней под открытым небом. Между пляжами Ближним и Золотым действуют восемь оползней. Их провоцируют пригрузка склонов обвалами, переувлажнение после пожаров, террасирование и увлажнение террас. Длина этих оползней до 115 метров, ширина  - до 25, средняя площадь – 1200 квадратных метров. На западном склоне котловины Мегало-Яло есть ещё 7 оползней природного и техногенного характера. Здесь есть гравитационные и древне-оползневые накопления. Но и старания лесников нарезать террасы и высадить сосны для укрепления склонов привели к обратному эффекту. Нарушился естественный дренаж склона, на террасах стала скапливаться дождевая и талая вода, нагружая склон и делая его предельно влажным. В урочище Аязьма пять оползней можно отнести к средней юре и четвертичным делювиальным. Длина их - от 35 до 88 м. В урочище «Вангели»  наблюдаются 6 оползней в четвертичных делювиальных  накоплениях (обвалы-глыбы, суглинки). Из них  3 - абразионных и 3 «цокольного» или «висячего» типа. На участке от Балаклавы до мыса Айя шесть оползней в разные годы активизировались после пожаров.

  Прямой экономический или косвенный (экономический и социально-экологический)  ущерб при активизации оползневых процессов в разное время причиняли  оползни №126 (Балаклавский), №338 (Сухая речка), №918 (Любимовский большой), №919 (Качинский), №921 (Учкуевский). Значительный след оставили оползни у набережной Достоевского, на ул.Тонельная, на дороге к селу Морозовка в Алсу, Сухарский, на ул. Подольцева, на ул. Новикова,   в Василевой балке, в Графской балке, у села Поворотного, у базы отдыха «Каравелла», а также ряд оползней в пределах Севастопольской зоны ЮБК.

    Потенциальная опасность  - 840 км побережья Крыма, оно на многих участках абразионно-обвальное или абразионно-оползневое, начиная с запада, заканчивая востоком. Это значит, что берег ссыпается в море, а море все больше размывает его.

Западное побережье

  В ноябре 2000 года  в пределах дачного поселка «Берег» (оползень Балочный северный) на плато появилась трещина растяжения. В ночь на 23 марта 2001г заколовшийся блок шириной 280 м в течение нескольких минут сместился вниз на 20 метров и продвинулся в сторону моря на 25 м. В зоне сжатия (выпора) в 50 м от берега возник остров длиной 170 м и шириной до 24 м. Через 2 года остров был размыт морем.

  В  2001-м в 2,5 км  южнее, в пределах территории аэродрома «Бельбек»  (оползень Любимовский большой) события развивались быстрее: от возникновения в конце ноября трещины на плато до смещения блока размером 210 м (вдоль берега) на 35 м прошел всего один месяц. Остров здесь не образовался, но дно в море выдавило на протяжении более 100 м.

  События такого же порядка происходили ранее на Учкуевском оползне, но здесь ситуация усугубляется полным освоением плато (дачи, мини гостиницы) сразу за бровкой головного срыва оползня. Отсутствие централизованной канализации и неорганизованный поверхностный сток способствовали в 2018- 2019 годах увеличению ширины оползня на 100 м и активизации большей его части. Некоторые дачные участки уже пострадали, ушли к линии прибоя. Другие - ждет аналогичная участь.