Почему Кондаков уютной клинике предпочел неспокойную службу на флоте

За плечами Василия Филипповича осталось семь автономных походов.

Не было никаких рекомендаций по распределению времени несения вахт, смен, времени отдыха, организации питания, помывки личного состава, по многим другим вопросам. Ответы искались в ходе несения боевой службы. Трудно было всему экипажу в течение 45 суток находиться под водой.

За плечами Василия Филипповича осталось семь автономных походов.

Лодка всплывала только ночью для подзарядки аккумуляторных батарей. Для курильщиков исключений не делали, а на лодке курение строжайше запрещено.

Штормовая операция

В 1965 году в составе Первой смешанной эскадры кораблей Черноморского флота в должности внештатного флагманского хирурга на крейсере «Слава» (бывший - «Молотов») с 1 мая по 15 августа Василий Кондаков находился в Средиземном море. Это был первый выход в Средиземное море такой армады наших кораблей.

На гидрографическом судне разведки ЧФ врач старший лейтенант медицинской службы Кузнецов приступил к операции по поводу острого аппендицита штурмана капитан-лейтенанта Седунова. Врач в течение 8 часов не мог найти аппендикс и запросил помощь. Командир крейсера получил приказ идти навстречу. Через 7 часов встреча в назначенной точке состоялась. Шторм - 4-5 баллов. Гидрографическое судно как щепка летало по волнам. О транспортировке больного на борт крейсера не было даже речи. Кондакова обвязывают страховочным концом, и, когда ГИСУ поднялся на волне вровень с бортом крейсера, врач совершил отчаянный прыжок на борт гидрографа. Отдышался и в течение часа закончил затянувшуюся операцию. Случай был непростой, найти аппендикс смогли только за печенью. Когда шторм стих, больного переправили на борт крейсера, где спешно вылечили в течение месяца.

В июне 1967 года в балаклавском Доме офицеров Василий Кондаков по личной инициативе обратился к главкому ВМФ адмиралу флота СССР Сергею Георгиевичу Горшкову, доложил о необходимости базового лазарета. Главком отнесся с пониманием к этому предложению. В 1969 году 270-й базовый лазарет был сдан в эксплуатацию, оснащен всем необходимым, самым современным медицинским оборудованием. Василий Кондаков был назначен начальником нового 270-го лазарета с присвоением очередного воинского звания - майор медицинской службы.

Медицинский спецназ

В 1972 году военному врачу и подводнику Василию Филипповичу Кондакову не хотелось расставаться с подводным братством, для которого успел сделать немало и которое признало его своим человеком. Но последовал приказ главнокомандующего ВМФ СССР о назначении Кондакова командиром 503-го Отдельного медицинского отряда специального назначения. В новую должность Кондаков вступил в 1972 году. Главной задачей была разработка системы развертывания группы специализированных госпиталей для приема раненых и пораженных из очагов массовых санитарных потерь. Речь шла об очагах ядерного и химического поражения. Причем решить эту задачу нужно было в ограниченные сроки с мобилизацией всех специалистов медицинской службы, технических работников, техники (автомобили грузовые и санитарные, бензовозы и автоцистерны). Отряд должен был на территории Крыма развернуть пять специализированных госпиталей на 200 коек каждый за 72 часа. По истечении трех суток госпитали должны начать принимать раненых и пораженных. При подготовке этих формирований в течение двух лет разрабатывалась вся документация, технические обоснования. Велась активная работа с военкоматами Севастополя и Крыма по подбору медицинских специалистов, технических работников и транспорта, которые по сигналу могут быть мобилизованы и отправлены в указанные точки развертывания госпиталей. Но автотранспорт нужно не только мобилизовать, но и заправить топливом, обеспечить ГСМ, поддержать техническое состояние. Нужны опытные водители и автомеханики.

Космонавты в гостях у подводников, Балаклава, 60-е.

Личным составом части было получено, расконсервировано и подготовлено для работы всё медицинское оборудование на пять госпиталей. Можно себе представить огромное количество палаток, разборных коек, полевых кухонь, прачечных. Сотни и сотни ящиков с медицинским оборудованием доставлялись на место точно по графику. Автономное электроснабжение медицинских городков в те времена было делом непростым.

Десантники-испытатели парашютов.

В 1975 году по приказу министра обороны СССР в течение 72 часов были мобилизованы и доставлены в пункты развертывания госпиталей свыше тысячи медспециалистов, сотни технических работников, 76 автомашин различного назначения, развернуты хлебозавод, прачечные, пробурена скважина для получения воды. По истечении отпущенного времени Василий Кондаков доложил о готовности к приему пораженных и раненых. Отряд начал фактическую работу по приему 300 статистов. Морская инженерная служба установила осветительные приборы на территории развернутых госпиталей и обеспечила работу электрогенераторов. Военные комиссары Крыма и Севастополя ответственно отнеслись к своим обязанностям, в срок и в полном комплекте мобилизовали медицинских специалистов и технических работников, автотехнику. Из 1723 приписанных к этой воинской части только 8 человек не прибыли в назначенные точки (все - по болезни)!

В Средиземном море.

Современные мобильные госпитали МЧС, которые развертывают сейчас в местах техногенных и природных катастроф - результат кропотливого труда специалистов 503-го Отдельного медицинского отряда специального назначения под командованием Василия Кондакова. По итогам проделанной работы Василий Филиппович был представлен к очередному воинскому званию - подполковник. Он считает, что основная заслуга в успехе учений принадлежит личному составу воинской части ОМОСН.

Главный токсиколог

Следующее назначение состоялось в 1976 году. По приказу главкома ВМФ Кондаков вступил в должность главного токсиколога ЧФ. В сферу его деятельности с этого дня входил контроль за хранением отравляющих веществ, ракетного топлива, ядерных боеприпасов, ядовитых технических жидкостей. Места хранения были разбросаны по местам дислокации воинских формирований по всему Крыму, Кавказу, Ростовской области, Краснодарскому краю. В обязанности Кондакова входило оказание помощи врачам при лечении больных, пострадавших от указанных компонентов. На ракетно-технических базах, где работали с ракетными компонентами (топливо и окислитель), и на плавучих ракетно-технических базах строго выполнялись все инструкции по технике безопасности. Ни одного нарушения с летальным исходом не было.

Валентин Данилов, Василий Кондаков, Борис Малько. День освобождения Балаклавы.

Еще в 1971 году Кондакову довелось в составе международной комиссии работать во Вьетнаме. Изучали последствия влияния жидкости «Оранж» на людей и животных. В 1978 году Василий Филиппович заочно окончил Академию радиационной, химической и биологической защиты имени маршала Тимошенко. И после 10 лет службы в должности главного токсиколога ЧФ уволился в запас, работал консультантом в Институте биологии южных морей. А с 2007 года перешел на общественную работу в органы защиты ветеранов города Севастополя.

Василий Филиппович Кондаков.

На парадном мундире Василия Филипповича Кондакова 23 государственные медали, орден Богдана Хмельницкого, значок лауреата общегородского форума общественного признания «Честь имею жить в Севастополе», жетон «За дальний поход».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 23 октября 2019

Заголовок в газете: Из тайги на подлодку

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру