Как действует в Крыму поисковой отряд добровольцев "Лиза Алерт"

Потеряться - не значит пропасть

Днем рождения ПСО «Лиза Алерт» добровольцы считают 14 октября 2010 года. Его появлению, как и волонтерскому движению по поиску пропавших людей, предшествовала трагическая история 4-летней Лизы Фомкиной.

Потеряться - не значит пропасть

Вместе с тетей девочка потерялась в подмосковном лесу, и пять дней их практически никто не искал. Когда информация попала в Интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиск своими силами. Лизу нашли на десятый день, но было уже слишком поздно. С той поры тысячи волонтеров по всей стране выходят на поиски пропавших людей, чтобы помощь пришла вовремя.

200 заявок на сотню волонтеров

Крымский региональный поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» существует всего год. До этого на протяжении нескольких лет действовала группа в социальной сети «ВКонтакте», занимавшаяся размещением информации о пропавших на интернет-ресурсах, распечаткой и распространением ориентировок о разыскиваемых на территории полуострова. Официальный отсчет деятельности «Лиза Алерт Крым» начался с поиска в сентябре 2018-го пожилой женщины в Керчи, которая вышла из дома и пропала. С тех пор волонтеры приняли уже более 200 заявок на поиск пропавших людей, 175 граждан найдены живыми, еще 26 завершены со статусом «Найден. Погиб» и 18 человек остаются в розыске.

«Основные города присутствия поисковиков - Севастополь, Симферополь, Ялта, Керчь, где есть сформированный актив, - рассказала региональный представитель «Лиза Алерт Крым» Наталья Кропочева. - Волонтеры стараются выезжать в любую точку Крыма, распространять ориентировки, отработать какие-то свидетельства. В Симферопольском районе было несколько совместных поисков, сейчас в работе заявки из Красноперекопска, Джанкоя, Сак».

Сейчас в региональном отряде 76 активных членов. Это люди в возрасте от 18 лет, которые готовы потратить свое время и средства на поиск пропавших. Но это вовсе не означает, что волонтерской работы не найдется для каждого желающего. Например, женщины в декретном отпуске занимаются поисками, не выходя из дома, - обзванивают больницы, размещают информацию и отслеживают активность в социальных сетях.

Необходимые знания добровольцы получают на обучающих семинарах, которые проводят опытные поисковики. В дальнейшем полевые выезды на региональном уровне закрепляют полученные навыки.

- Мало рассказать один раз человеку про компас и отправить в лес. Мы периодически ищем условных «потеряшек» по заданным параметрам, учим находить артефакты и использовать полученную информацию, - отметила Наталья Кропочева. - На самом деле это постоянная работа для обретения и закрепления навыков поисковика.

Сейчас на материке «горячий сезон» походов в лес за грибами, и каждый опытный поисковик на вес золота. Но уже в октябре в Крыму пройдет большой семинар «Лиза Алерт» по обмену опытом и обучению новых членов добровольческого движения. В идеале, чтобы в каждом городе действовали три-четыре поисковых группы, готовые к выезду, не говоря о группах информационной поддержки.

В связке с полицией и спасателями

В России система взаимодействия поисковиков-добровольцев с правоохранительными органами и МЧС за девять лет существования движения отработана и налажена. В Крыму соглашения о сотрудничестве только планируются к подписанию. Однако обмен оперативной информацией уже идет, и прежде, чем обратиться за помощью в «Лиза Алерт», необходимо подать заявление в полицию о пропаже человека.

- У нас есть образцы соглашений с МВД, Следкомом, МЧС, и там мы обозначены как общественная организация в лице председателя, - пояснила Кропочева. - В основном это касается оперативного обмена информацией о пропавших людях. Причем обмен двусторонний: как только заявление поступает в органы, они тут же сообщают нам, и, если к поисковикам поступает обращение, мы проверяем данные у правоохранителей. Бывает так, что мы отказываем в поиске, поскольку пропавший находится в официальном розыске как нарушитель. В криминальных историях участия не принимаем.

Связь с правоохранителями крайне важна для получения информации с камер видеонаблюдения, особенно в крупных магазинах и банках, где отдел безопасности предоставляет запись только по запросу полиции. Чтобы не нарушать требования закона о распространении персональных данных, полицейские дают номер «горячей линии» поисковиков «Лиза Алерт» родственникам пропавшего, чтобы они самостоятельно предоставляли всю необходимую информацию.

В обход полиции поиски не ведутся. Но еще до регистрации заявления будет объявлен сбор поисковиков, если речь идет о пропаже ребенка или пожилого человека, когда на счету каждая минута.

- С МЧС ситуация иная - их привлекают к поискам, когда речь идет о труднодоступных участках, куда наши добровольцы пойти не могут, - уточнила представитель движения. - У нас нет профессионалов и оборудования, поэтому мы обследуем близлежащие территории, где человек мог зайти или выйти - на скалы и в горы идут профессиональные спасатели.

Например, совместно с сотрудниками МЧС волонтеры «Лиза Алерт» искали дедушку в окрестностях села Оборонное Севастопольского региона. Добровольцы работали в информационном поле, а кинологический отряд «Вектор» прочесывал местность. Тогда поиски увенчались успехом.

В зоне риска старики и дети

Чаще всего в Крыму теряются пожилые люди, а также страдающие провалами в памяти. На их долю приходится 60% заявок. Основная причина - внезапное ухудшение самочувствия в малолюдном месте, отсутствие возможности позвать на помощь или сообщить близким по телефону и, как следствие, гибель. Зимой к этому добавляется переохлаждение, летом - обезвоживание. Поэтому чем раньше начнется поиск, тем выше шансы найти человека живым.

- Многие считают, что заявление о пропаже человека в полиции примут по истечении трех суток. Это далеко не так. Обратиться к правоохранителям нужно в первые сутки до наступления темноты, потому что поисковикам приходится тогда выходить в ночь, а это усложняет задачу, - подчеркнула поисковик-волонтер. - Для людей с потерей памяти необходимо всегда при себе иметь GPS-трекеры, которые будут показывать передвижение и местонахождение человека. В крайнем случае, класть в карман одежды записки с адресом и контактным номером телефона. Конечно, к таким людям необходимо более пристальное внимание, контроль присутствия человека дома через определенный промежуток времени.

Поисками пропавших детей в основном занимаются правоохранительные органы, поскольку таких заявлений не так много. Добровольцев привлекают в том случае, если ребенок пропал из поля зрения взрослых где-нибудь в парке и нужно в короткий промежуток времени прочесать большую территорию.

- В прошлый раз мы искали 3-летнюю девочку четыре часа, - уточнила Кропочева. - Она просто далеко уехала на самокате, прежде чем поняла, что потерялась. Родители обратились в полицию, а те посоветовали обратиться к нам.

Профилактические лекции для детей и родителей о том, что делать в таких случаях, волонтеры проводят в рамках отдельного направления «Школа профилактики». Поисковиков можно пригласить в детский сад, в школу, чтобы ребенок получил навыки, как действовать, если вдруг он потерялся: нужно обратиться за помощью к сотрудникам в форме или взрослым с детьми. В то же время родителям не стоит бегать по парку, а лучше оставаться на месте и найти возможность сделать объявление.

Сбежавшие из дому подростки не частые фигуранты поисков. Здесь работа в основном идет по социальным сетям, и ориентировки не распространяются до тех пор, пока есть шанс вернуть беглеца домой силой убеждения.

- Пока в поисках с нашим участием удавалось уговорить беглецов вернуться домой, - добавила Кропачева. - Ребята не знают о последствиях, что будут отнесены к категории склонных к бродяжничеству и это создаст проблемы в будущем при поступлении в вуз или трудоустройстве.

Отдельная категория - это гости Крыма. Для многих побережье и горно-лесная зона полуострова кажется сродни парку, но в темноте можно отойти на пару метров от палатки и заблудиться или оказаться на скальном выступе.

В степной зоне опасность представляют заброшенные карьеры по добыче строительного известняка. Огромные ямы становятся нелегальными скотомогильниками, и если по неосторожности туда упасть, то выбраться очень тяжело. На карте эти территории выглядят просто полем и по незнанию можно угодить в ловушку.

- Еще одной из причин исчезновения туристов является то, что здесь не работают основные мобильные операторы России, - указала представитель «Лиза Алерт». - Люди не выходят на связь, пока не доберутся до места проживания и купят местную сим-карту, а родственники начинают паниковать. Так, этим летом в Коктебеле по ориентировкам нашли семью, члены которой просто не успели перейти на другого оператора и позвонить домой.

Если можешь помочь

Есть ряд случаев, когда люди выходят из дома и след их теряется. Нет никаких свидетельств, что кто-то их видел, где-то они промелькнули на камерах видеонаблюдения. Несмотря на всю загадочность подобных случаев, экстрасенсов среди поисковиков нет. За все время существования «Лиза Алерт» нет ни одного случая, когда человека нашли при помощи людей с паранормальными способностями. Напротив, есть случаи, когда через волонтеров псевдоясновидящие пытались выйти на родственников пропавших и предложить свои услуги за определенную плату.

Участие в поисках дисциплинирует и приводит психику в состояние баланса. Конечно, найти разыскиваемого человека погибшим очень тяжело. За год на счету крымских волонтеров два таких случая. Это как боевое крещение, которое надо пережить, чтобы дальше чувствовать себя намного увереннее, ответственнее за себя и за поставленную задачу - на кону человеческая жизнь.

- Моя сестра - участник московского поискового отряда. От нее приходилось не раз слышать подробности поисковых операций, и со временем начинаешь с этим свыкаться, - призналась Кропачева. - Изначально я хотела заниматься только поиском детей и с этим решением пришла в отряд. Но потом поняла, что тут не может быть полумер. Есть пропавший человек, есть родные, которые надеются найти его живым, и есть время, которое играет против. И чем больше будет поисковиков, тем выше шансы это время использовать рационально. И тут нет разницы, ребенок или взрослый, нужно заниматься поиском, если ты можешь это делать.

По любому вопросу о пропаже или вступлении в отряд «Лиза Алерт» следует сообщать по телефону 8-800-700-54-52. Оператор примет информацию и перенаправит в региональный отряд, который свяжется с заявителем. В группе в ВК «Лиза Алерт Крым» есть анкета добровольца для желающих примкнуть к движению. Там же можно связаться с организаторами для передачи оборудования, канцелярских товаров или другой добровольной помощи поисковикам.

Комментарий психолога

- В случае пропажи человека его родным следует на время поисков держаться вместе, -советует старший психолог Отдела воспитательной работы и психологического обеспечения ГУ МЧС России по Республике Крым Вероника Циркун. - Неизвестно, сколько времени уйдет на поиски, и в этот период нужна поддержка и понимание людей, объединенных общим горем. В таком состоянии поведение человека может быть крайне агрессивным. Родственники могут обвинять друг друга в пропаже близкого человека, вспоминать давние обиды. Нужно работать с этой реакцией, которая может присутствовать в острой стрессовой ситуации, не пытаться перекричать или отстраниться, лучше все реакции свести к плачу.

Также лучше оградиться от общения с посторонними. Праздное любопытство, расспросы, высказанные предположения только усугубят ситуацию. Зародить сомнения в этой ситуации проще простого, человек может найти проблему там, где ее нет, накрутить себя.

В общении лучше употреблять четкие и короткие фразы, утвердительные интонации. В таком состоянии у людей туннельное восприятие, и человек может не понимать, что происходит вокруг, поскольку сосредоточен только на одном - пропал его близкий.

Каким бы ни был результат поисков, от близких потребуются определенные действия, на которые нужны силы. Если человека найдут живым, то за ним нужно будет ухаживать, возвращать к жизни. Если человек погиб, необходимо организовать похороны. Поэтому не стоит терять силы, забывать есть и спать, в ожидании развязки.

Связь с поисковиками и правоохранителями лучше всего поддерживать тому, кто способен воспринимать информацию адекватно и объективно. Безэмоционально ни у кого не получится. Но это должен быть близкий человек, располагающий максимальными данными для поисков - где чаще бывает пропавший, как пролегает его ежедневный маршрут, к кому он любил заглянуть в гости.

Если пропал маленький ребенок, рекомендации остаются такими же. Не нужно заниматься самообвинением или искать крайних. Нужно поддерживать друг друга, не оставаться наедине со своими переживаниями.

Участие близких в поиске пропавшего должно соответствовать первому правилу оказания помощи - не навреди себе. Особенно если это касается поисковых операций в лесу.

Комментарий МЧС

Заместитель начальника Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Крым Александр Тареев:

- Крымский отряд «Лиза Алерт» будет работать с ЦУКС, поскольку мы первыми получаем информацию о пропавших людях и подключаем к поиску волонтеров. Вводную даем мы и ориентируем, кто из руководителей пожарно-спасательных отрядов будет с поисковиками держать связь. Опыт взаимодействия есть - в прошлом году совместно искали пропавших пожилых людей. Добровольцы «Лиза Алерт» работают оперативно, постоянно обучаются, обладают опытом. Большое количество участников и их представленность в регионах позволяют уже через 15 минут оказаться на месте. Безусловно, в поиске пропавших людей это серьезная поддержка и помощь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 16 октября 2019

Заголовок в газете: Потеряться - не значит пропасть

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру