В Коктебель за истиной: фестиваль объединил производителей вина и сыра

Для драматического сюжета включили в фестивальную программу соревновательную часть между винами Крыма и Кубани

Летний Крым богат на фестивали. Театральные, музыкальные, кинематографические, военно-исторические и гастрономические - на всё их многообразие не хватает двадцати четырех часов в сутках и семи дней в неделе. Приходится выбирать, и делаю я это исходя из ожидаемого максимума удовольствия и возможности собрать интересный материал для статьи.

Для драматического сюжета включили в фестивальную программу соревновательную часть между винами Крыма и Кубани

Акцент на эногастрономию

Третий год в Коктебеле проходит винно-гастрономический фестиваль «In Vino Veritas», объединяющий производителей натуральной сельскохозяйственной продукции - вина и сыра. Его устроители вычислили, что «край голубых холмов», как переводится название поселка, находится ровно в центре большой винодельческой агломерации, некогда созданной древними греками. И, влекомые этим открытием, стали приглашать виноделов: крупных и не очень, с вековой историей и только-только выпустивших первую партию вина, с промышленным размахом и «гаражистов». Для драматического сюжета включили в фестивальную программу соревновательную часть между винами Крыма и Кубани со слепыми дегустациями, битвами «Белые против красных» и винную эстафету: утро второго фестивального дня неизменно открывает забег от дома-музея поэта Максимилиана Волошина до холма Юнге с передачей друг другу бутылок с вином. Для просветительства - ознакомительные дегустации о правильном винопитии, мастер-классы по рисованию вином и личное знакомство с производителями обоих берегов Керченского пролива.

Приезжая каждый год на фестиваль, отмечаешь его динамику - задуманный вначале как мероприятие для внедрения винной составляющей в общую канву крымского туризма, он в итоге стал местом встречи друзей, приобрел камерную и полудомашнюю атмосферу. А как может быть иначе, если основные участники - фермерские хозяйства, где на 3-4 га виноградников трудится вся семья. Крупные производители тоже по большому счету своей стабильностью и процветанием обязаны династийности - они главные работодатели в своих регионах, и там, где трудился дед, уже работают его внуки и стараются соответствовать фамилии. Сыроварни и подавно дело семейное, начиная от выпаса коз и коров и до приготовления самого продукта. Как само собой разумеющееся к фестивалю примкнули производители меда, сувениров ручной работы и различного хенд-мейда.

Отвоевывает пространство в зоне фестиваля детский уголок. Пока взрослые знакомятся с продукцией, дети рисуют, лепят, разукрашивают, осваивают шведскую стенку и с разбега ныряют в сеновал. А можно поглазеть на служебную полицейскую собаку, которая дежурит на входе вместе с сотрудниками полиции и следит за порядком. Можно попроситься за руль большой пожарной машины, которая тоже бдит неподалеку, чтобы без происшествий.

- При подготовке к третьему фестивалю требования со стороны органов правопорядка и МЧС не изменились - главное порядок и пропускной режим, - подчеркнул организатор мероприятия Константин Мешков. - В прошлом году ураган сильно потрепал нам нервы и шатры, поэтому мы привлекли компанию, которая профессионально занимается установкой конструкций, чтобы выполнить рекомендации МЧС и всё было под профессиональным присмотром.

За руку с потребителем

Под большим шатром кипит-бурлит фестивальная жизнь. Для фермерских хозяйств это единственная возможность познакомить потребителей со своей продукцией. Магазинные полки для них недоступны - проделав большой путь через дистрибьюторов и мерчандайзеров, одна бутылка вина станет дороже в 2-3 раза. Лицензии, система ЕГАИС, контроль Росалкогольрегулирования, СанПиНы и налоговые проверки - всё это ждет любое фермерское хозяйство, решившее заявить о себе миру на уровне крупных производителей. Но если у столпов отрасли есть резервы и ресурсы для маневров, то гаражисты тягаться не в состоянии. Вот и стремятся не пропускать ярмарки и фестивали, где можно себя показать и постоянной клиентурой обзавестись. С ними не просто за руку поздороваться, а и телефонами обменяться в удовольствие.

- Я уже пять лет занимаюсь виноделием, - рассказал основатель хозяйства «Винодельня Рыжковых» Иван Рыжков. - У меня 7 га виноградников, которые дают по 50 тонн урожая в год. Это в среднем 25 тонн вина, хорошего, полезного и натурального. Но произвожу три тысячи бутылок в год, сколько смогу продать на выставках, ярмарках и постоянным клиентам. Иначе тотальный контроль со стороны проверяющих органов, потому что по правилам разливать привозной балк из Чили и Аргентины можно легко, а натуральное вино - сложно.

Что такое «балк», я тоже узнала на фестивале. Грубо говоря, это остатки виноматериалов не лучшего качества, которые не подходят для торговой марки самого производителя, но их вполне можно продать по сходной цене. Добавить сахар и спирт, и вот уже появляется на прилавках недорогое, но вполне съедобное вино. И такого, по оценкам экспертов, до 40% на крымском рынке. Причем грешат «балком» не только новички, но и производители со стажем. Слишком уж привлекательным для бухгалтерского баланса является зазор в стоимости сухого «наливного вина» и выходящей из него итоговой продукции.

- Это фильтрованные дрожжевые осадки, - указывает крымский винодел Илья Волошин. -Сейчас винограда в Крыму декларируется больше, чем по факту можно вырастить с одного гектара. Разница добирается балковыми винами, и это остается исключительно на совести производителей. Мы ожидаем, что в новом законе о виноградарстве и виноделии будет отражено понятие ЗГУ и ВНПЗ - это вина с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием производства. Это виноградники, подсчитанный урожай и равноценное количество произведенного из него вина.

Утраченные знания

Для потребителя сигналом о низком качестве продукта являются поэтические названия вин и сомнительный регион производства, где виноградников не бывало отродясь. Но, находясь на отдыхе, турист воспринимает любое вино на местных прилавках как крымское. И этим пользуются производители.

- За последние пять лет туристы стали намного образованнее в винах, - говорит сомелье Старо-Крымского завода Мария Костенко. - Даже те, кто воспринимает вино как дамский напиток, распознали душевность марочных вин и присматриваются к брютам.

Но если речь идет о Крыме, то тут винодельческая отрасль должна быть основной. Представляете, в советское время виноградниками было покрыто 260 тыс. га полуострова. Это практически его десятая часть. Урожай винограда на полуострове собирали в два раза больше, чем сейчас по всей России. Вино было не просто сельскохозяйственной культурой - его использовали в санаторно-курортном лечении для профилактики и реабилитации сердечно-сосудистых заболеваний, пневмонии, при бронхитах, авитаминозах, депрессиях и бессоннице. Вернуть энотерапию (лечение вином - прим. авт.) в санаторно-курортное направление Крыма предлагалось еще в 2015 году, но при всей научно доказанной пользе для здоровья лицензия на реализацию алкогольной продукции остается обязательной даже для терапевтического применения вина. В итоге цифры современности не просто скромные - они невразумительные: 18 тыс. га виноградников, из которых в состоянии плодоносить не более 15 тыс. га. Посадки идут, но, чтобы виноград стал пригодным к переработке в вино высокого уровня, нужно 7 лет. А виноград - это продукт местности. Он не растет там, где создали условия люди, ему нужна природная среда. На карте нашей, теперь уже большой страны очень мало регионов, где виноград может расти хорошо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 14 августа 2019

Заголовок в газете: В Коктебель за истиной

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру