Топловский монастырь: чему удивятся атеисты и агностики

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно

02.06.2019 в 17:27, просмотров: 2111

Вставать ранним утром - невероятно тяжко. Я так и не привыкла к этому за годы учебы. Но все же есть два момента, когда отправляться в путь до рассвета просто необходимо - рыбалка и паломничество по святым местам. Хотя назвать наше путешествие паломничеством в религиозном смысле было бы преувеличением. Ведь наш маленький отряд в большинстве своем состоял из агностиков, атеистов и увлеченных восточной философией.

Топловский монастырь: чему удивятся атеисты и агностики

Но цель похода - Топловский монастырь, притаившийся среди мохнатых гор, - заинтересовала всех. Особенно воодушевляла мысль о купели в девственных лесах. Волшебство, шепот листвы, эльфы, порхающие над водопадом, прячущиеся под замшелыми корягами цверги…

Живой источник

В целом приблизительно так всё и оказалось. В обитель мы прибыли ранним утром. Небо недовольно хмурилось, кидая горсти мелкого дождика в окна автобуса. Дождавшись, когда «паломники» начнут подыматься к монастырю по горной дороге от остановки «Тополевка», дождь пошел сильнее. Но мы не унывали, смело двигаясь навстречу приключениям.

Обитель встретила нас тишиной и обилием котиков (как выяснилось позже, при монастыре есть мини-приют для животных, где можно найти и забрать домой пушистого друга). На шее каждого хвостатого жителя желтел ошейник. Территория небольшая, с чистыми, ухоженными аллейками и уютными храмами. Архитектурный ансамбль органично вписывается в природный пейзаж. Основан монастырь был 25 августа 1864 года. По легенде, в этих краях приняла мученическую смерть святая Параскева, проповедовавшая христианство. На месте ее казни забил целебный источник, названный ее именем. Ежегодно, 26 июля, сюда стекались местные жители - за чудодейственной водой. Что интересно, в целительную силу ключа верили представители разных конфессий - например, крымские татары тоже чтили его, называли Чокрак-Саглы-Су - здоровый, живой источник.

Еще один персонаж, связанный с монастырем, - некая болгарка Константина. Простая девушка из селения Кишлав, которая однажды, замешивая хлеб, услышала Голос, повелевший ей бросить всё и отправиться в леса. Идентифицировав этот призыв как Глас Божий, Константина последовала его совету, поселилась в землянке у источника святой Параскевы и принялась молиться об основании около него церкви. Надо сказать, барышня оказалась предприимчивой и не обошлась одними молитвами - вместе со своими сподвижницами она собирала пожертвования на достижение желаемой цели.

Здесь, в лесной чаще, в отсутствии каких-либо бытовых благ, они и основали подобие киновии. Так хрупкими женскими руками был заложен «первый камень» процветающей ныне обители.

Руки ятрышника

Мы, как ни крути избалованные цивилизацией, решили посмотреть на обиталище Константины. Следуя указателю «Пещерка», свернули на тропинку, убегающую в лес. Тяжелые от дождя деревья склонились над нами, роняя холодные капли. Радость оттого, что я надела новые спортивные сандалии, несколько поубавилась, когда размокшая почва стала расползаться под ногами. И правда, яркие красные ремешки постепенно покрывались грязью, к подошве прилипали комья земли. Так, в тревогах о мирском, вместо дум о высоком, мы добрались до пещеры. Она представляла собой выложенное камнем углубление в склоне горы. Постояв немного у забранного решеткой входа и подивившись стойкости такого отшельничества, мы двинулись дальше. Мокрые ветки, будто играя, гладили по лицу. Тропинка, обогнув замшелый валун, вывела нас к обрыву. Отсюда открывался невероятный вид на горы. Их покатые бока напоминали слоновьи, покрытые густой зеленой растительностью. С каменистой террасы подмигивали сиреневые звездочки цветков дикого чеснока. А совсем рядом с моим заляпанным грязью босоножком кивала головками лесная орхидея - ятрышник пятнистый. Удивительный факт - корни этого растения формой напоминают кисть руки. Эдакая мандрагора крымских дубрав.

Вернувшись в монастырь, мы пообщались с котиками, поражающими своим разнообразием, и направились собственно к целебному источнику - первой купели. Она представляла собой благоустроенный павильон с бассейном. Правда, общее настроение придавало ей сходство с баней - груда обуви у входа, плеск, громкие разговоры и детские визги. Решив не окунаться, мы двинулись к основной цели экспедиции - купели Трех святителей. Сложно сказать, какой из источников более целителен и чем отличаются их лечебные свойства, но затерянный в глуши родник казался привлекательным своей «дикостью». Дорога к нему начиналась у того самого приюта для живности и подымалась в горы сквозь густые лесные заросли. Идти надо было ни много ни мало 5 км.

Вторая купель

Тишину подчеркивали крики птиц и шорох дождевых капель. А дождь, надо сказать, усиливался, размывая дорогу. На некоторых участках она превратилась в горный ручей. Подошвы скользили, мокрая одежда липла к телу. Но всё это не мешало обмирать от восторга, созерцая раскинувшуюся вокруг сказку. Ту самую, с эльфами, гномами и прочими мифическими существами. Вот ствол дерева, перекинутый над неглубоким, но бурным потоком. По нему вполне могли перебираться на другой берег хоббиты, чтобы не намочить свои шерстистые ножки. Дубы, тянущиеся к тучам узловатыми ветками, раскинувшие кроны-шатры вязы… Каменистые ущелья, лощины, устланные ковром из дубовых листьев, - ну сплошь картинки из «Властелина колец».

Километра через полтора нам встретилась вторая купель - Свято-Георгиевская. Здесь было тихо и пустынно - немногие посетители решились отправиться в путь по размокшей дороге. Попив чая из термоса и позвенев в колокола при входе, мы отправились дальше. Этот участок пути оказался самым сложным. Небеса продолжали плакать, и мы промокли насквозь без всякого погружения в святые источники. Тропинка окончательно превратилась в реку, и приходилось либо брести по воде, либо обходить ее по буеракам и зарослям. На очередном склоне мы почувствовали себя настоящими лыжниками, лихо съезжая вниз по скользкому глинозему. А гром всё хохотал над тучами - видно, потешался над нами.

Но вот она - заветная цель. Черная металлическая лестница ведет к маленькому горному озерцу, в которое белопенным потоком срывается водопад. Неизвестно, полоскали ли эльфы изящные ступни в этой воде, но атмосфера волшебства тут была в высокой концентрации! Вода, прозрачная, как жидкий хрусталь, волновалась в чаше купели, стеклянными косами бежала дальше по каменистому руслу.

Легкий ход

Стоило нам спуститься к купели, а некоторым и с готовностью обнажиться, как дождь превратился в настоящий тропический ливень. Мы решили, что он священный, все равно что вода на Крещение, только в больших объемах. Так что благость пропитала всех, даже не решившихся окунуться в купель. Ну, а те, кто всё же решился, так приободрились, что даже вскарабкались по камням к водопаду, полностью предаваясь единению с природой. Я же - лишь обмыла в роднике ноги в многострадальных сандалиях. Может, от чудодейственной влаги краска не будет слазить.

Обратный путь показался на удивление легким, несмотря на ливень и все прочие тяготы походного передвижения. Мы быстро преодолели скользкий пригорок, оперативно доплыли по дороге-реке, чувствуя небывалый душевный подъем.

Попрощались в обители с котиками, перекусили грибным супом в местной трапезной. Упаковались в дождевики, купленные тут же, в церковной лавке (надо сказать, цены тут были весьма немаленькими, вероятно, брали пример с практичной основательницы - Константины), и, окинув прощальным взглядом розовые купола-луковки, начали спускаться к трассе.

Выходя из ворот монастыря, мы загадали желание - пусть первый же автобус едет в Керчь. Так и получилось - не успели мы дойти до остановки, как перед нами притормозил «Мерседес», направляющийся в родной приморский город. Что ни говори, а места здесь всё же магические. Волшебные.


|