Время Каффы: в Феодосии открыли тайну генуэзских часов

Феодосийский краевед реконструировал башенные часы генуэзцев

15.04.2019 в 11:57, просмотров: 1640

Своими изысканиями житель Феодосии, директор популярного Музея денег Александр Олещук поделился на открытой лекции «Часы Генуэзской Каффы. Исследования. Открытия. Решения» в Центральной городской библиотеке им. А.С. Грина.

Время Каффы: в Феодосии открыли тайну генуэзских часов

 Александр Романович - мой давний знакомый. Многие знали его как комсомольского активиста и судостроителя завода «Море», увлеченного собирателя редких монет. Похоже, сохранил он на годы юношеский задор, живет заботами общества, устремлен в будущее. Мы договорились о встрече, чтобы подробнее поговорить о его открытии...

Башня с часами

- Я с юности увлекся изучением истории, - говорит краевед. - Еще мальчишкой начал собирать монеты, изучал по ним жизнь различных народов. И совсем не случайно близким мне оказалось прошлое родного города. К сожалению, местные власти мало уделяли внимания сохранению доживших до наших дней старинных башен, настоящей генуэзской крепости. Хорошо, что в ХХI веке на эту проблему обратили внимание руководители страны.

- А чем тебя увлекла тема часов?

- Идея изготовить старинный механизм родилась у меня после прочтения в социальной сети заметок на эту тему. По имеющимся данным, первые башенные часы появились в XIV веке в Генуе - столице богатой купеческой республики, а уже во второй половине столетия - в Каффе. Кстати, они были первые в Восточной Европе, но сохраниться могли только теоретически. Поэтому надо было найти хотя бы чертежи. Начал я исследовать научные труды, монографии. И однажды сделал открытие - узнал, как выглядели эти часы. Нашел умельца в родном городе - часового мастера Романа Педченко, сумевшего по чертежам изготовить похожую копию древнего изделия.

Модель башенных часов Каффы, фото А. Олещука

- Как Каффе в то время удалось заполучить башенные часы?

- Первые упоминания о механических часах датируются VI веком, однако в привычном для нас виде они появились в Европе только в XIII веке. «Божественная комедия» Данте Алигьери считается первым письменным источником, сохранившим несомненное упоминание об этих приборах. С развитием торговли и ремесел в XIV веке люди стали ценить время. Тогда и появились башенные часы в ключевом пункте Великого шелкового пути - Каффе. То есть, в месте, где проходили торговые караваны с Востока на Запад и обратно. Генуэзцы установили «счетчик» времени на часовой надвратной башне над воротами Христа, назвав и ее именем святого великомученика... В генуэзских источниках говорится, что на башне были установлены часы с редчайшим по тем временам механизмом. Его исправную работу обеспечивал специально закрепленный за ним мастер. Помимо него, при часах состояла стража из четырех караульных, обязанных отбивать время колокольным звоном. Надвратное помещение, как наиболее просторное по сравнению с большинством других фортификационных сооружений, действительно было самым подходящим местом для размещения подобного сложного устройства и обслуживающего его персонала. Однако колокол располагался, в отличие от часов, на открытой смотровой площадке. Самым главным фактором при принятии окончательного решения по приобретению часов было превращение города в строго регламентированную крепость. Горожанам и жителям крепости продолжительный звон колокола сообщал о начале или окончании передвижения внутри крепости и цитадели. Утром врата открывались, а вечером закрывались. Согласно уставу, уличная жизнь города прекращалась в 8 часов вечера зимой и в 9 часов - летом.

Цитадель с башнями Климента и Криско на картине Константина Богаевского, 1930 г.

Учитывая тот факт, что фасады домов как крепости, так и цитадели выходили на главную улицу квартала или маленькую, объединявшую всю группу входивших в нее строений, то и башенные часы по этой же логике были обращены внутрь цитадели в сторону дворца консула. Сверху циферблата часов в ромбических окнах через каждый час, по моей версии, появлялись изображения святых покровителей города или же, учитывая, что башня носила имя Христа, лики 12 апостолов.

Профессор МГУ Андрей Пономарев, опубликовавший обстоятельные исследования нашего города в многочисленных научных статьях и монографиях, рассмотрел на часовой башне двускатное покрытие и ромбические окна «доживших» до 1781 года башенных часов, на картине придворного живописца Михаила Иванова «Вид на цитадель Каффы через бухту от башни святого Константина».

Александр Олещук.

Остатки цитадели

- Изготовление копии часов - это достижение. Однако ты ставишь более серьезную задачу: восстановить цитадель по примеру удачно начавшейся реконструкции Судакской крепости...

- Это так. Когда я прихожу на территорию цитадели, будто слышу голоса разрушенных башен - они взывают о помощи. Напомню историю. Строительство крепости было начато генуэзцами еще в XIII веке на месте руин древнегреческого города. Однако свой окончательный вид она получила лишь к середине XIV века. Изначально она была довольно внушительных размеров и состояла из двух частей: цитадели и внешнего кольца оборонительных стен с большим количеством башен. До наших дней сохранились лишь некоторые из них. Находящиеся в удалении от основной крепости башни на первый взгляд кажутся хаотично разбросанными по современному городу. Чтобы можно было лучше представить размеры крепости, скажу, что в период расцвета ее периметр достигал почти 6 километров.

Башня Криско - вид с цитадели, фото: krym4you.com

Традиционно внутри крепости располагался свой маленький «город» с административным центром и жилыми кварталами. В нем размещался консульский дворец, здание суда, казначейство и прочие общественные и административные здания. Судя по воспоминаниям современников и схематичным наброскам, все постройки имели интересное архитектурное решение. Кроме того, генуэзцы не были варварами и ранее возведенные сооружения на территории крепости не трогали. Рядом с цитаделью простерлась так называемая Святая долина с несколькими церквями разных конфессий. Помимо всего прочего, Феодосия, находившаяся на пересечении важных торговых путей, всегда привлекала мореплавателей крупным портом, поэтому неудивительно, что крепость стала одним из центров торговли в Европе.

И, безусловно, данное генуэзское сооружение выполняло не только эстетическую, но и, прежде всего, оборонительную функцию. Это был мощный, хорошо укрепленный бастион, окруженный со стороны суши рвом с водой, что испытали на себе враги, пытавшиеся захватить крепость.

После поражения Мамая на Куликовом поле и его бегства в Каффу, где он, по версии ученого Евгения Катюшина, был убит, власти крепости начали усиленно готовиться к противостоянию. Предчувствуя нестабильность соседей, генуэзцы занялись завершением строительства наружной линии оборонительных укреплений. Эти работы, а также покупка часов повлекли большие расходы из городской казны. Конфликт с золотоордынцами на полуострове привел к известному военному столкновению, так называемой Солхатской войне 1385-86 годов.

Несолоно хлебавши ушли от стен крепости монголо-татарские войска хана Джанибека. Однако трагедия всё равно произошла, так как захватчики принесли с собой на крымскую землю страшную для того времени болезнь - чуму, распространившуюся потом и в европейских государствах. Но это уже тема другого, отдельного разговора.

- Как выглядит крепость в наши дни?

- Сегодня сооружение уже трудно назвать крепостью и представить ее былую мощь. И все-таки сохранившиеся руины, неся память о тех далеких временах, завораживают и вызывают неподдельный интерес у туристов, гостей города, как это случилось когда-то и со мной. В последние годы в Феодосии стали популярны городские обзорные экскурсии, проводимые на маленьких открытых электромобилях, которые возят туристов по основным достопримечательностям, в том числе приезжают они и к крепости. Стоимость такой экскурсии - 500 рублей.

Состояние Генуэзской крепости в Феодосии сегодня. фото: Jammad/wikimedia.org

К сожалению, большую часть сооружений в XIX веке разобрали. На сегодняшний день от мощного бастиона сохранилась лишь южная внутренняя стена с двумя башнями: Святого Климента и Криско (Христа), руины западной стены, а также несколько башен, разбросанных по городу. Крепость Каффа во второй половине XX века получила статус объекта культурного наследия в качестве историко-культурного заповедника. Несмотря на это, она имеет довольно заброшенный вид, что может разочаровать особо привередливых путешественников. Порой встречается под ногами мусор и неприятный запах, периодически появляющийся здесь из-за проблем с канализационной системой. Надеюсь, это временные явления и в скором времени памятник приобретет должный вид и тем самым подтвердит свой статус.

Надо добиться восстановления цитадели, невзирая на то, что значительная ее часть находится на территории воинской части Черноморского флота. Крепость остается по-прежнему одним из моих любимых мест для прогулок по Феодосии. Как можно было догадаться, вход в крепость бесплатный и беспрепятственный в любое время дня и ночи, что, конечно, также сказывается на общем состоянии памятника, за которым, по сути, никто не следит.

- По силам ли крымчанам восстановить крепость?

- Больше 200 крымских объектов названы памятниками истории и культуры Российской Федерации. Такое распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Министерству культуры поручено включить эти объекты в единый государственный реестр.В список вошли: Царский курган (Керчь), мемориальный комплекс "Аджимушкай" (Керчь), археологический комплекс "Неаполь Скифский" (Симферополь), Судакская крепость, гробница "Дюрбе Хаджи-Гирея" (Бахчисарай), Ханский дворец (Бахчисарай), Генуэзская крепость (Феодосия), Воронцовский дворец (Алупка), дворец "Ласточкино гнездо" (Ялта), и многие другие известные достопримечательности полуострова.

К сожалению, подписанные указы сами по себе проблему не решают. Руководителям города и общественникам надос овместно писать программы, ехать и«выбивать» деньги. Никто ничего не принесет на блюдечке с  голубой каемочкой, мол, держите, феодосийцы. Также есть Государственный комитет по охране культурного наследия Крыма, нужно туда приезжать, требовать. Рядом есть опыт, отработаны технологии,  их можно и нужно перенимать. Также очень надеюсь, что новый руководитель отдела культуры в Феодосии будет нашим единомышленником, и мы вместе решим все задачи.