20 лет в прочном корпусе: история подводника Лушникова

05.04.2019 в 02:30, просмотров: 306

6 апреля Алексею Ивановичу Лушникову исполняется 90 лет. Почетный председатель Севастопольского совета ветеранов-подводников, капитан 1 ранга Лушников сегодня активно занимается общественно-просветительской деятельностью, военно-патриотическим воспитанием молодежи, вместе с боевыми товарищами по мере сил и возможностей решают социальные проблемы ветеранов.

20 лет в прочном корпусе: история подводника Лушникова

Путь к морю

 Родился он в селе Новая Студеновка Пензенской области. Через год родители в поисках лучшей доли переехали в Горьковскую область. Отец работал в колхозе рядовым полеводом. Потом дорос до бригадира. Вырастил рекордный урожай овса и был премирован патефоном с двумя десятками пластинок. По тем временам для села - премия очень весомая. Позже отца перевели на должность управляющего отделением совхоза в 40 км от Горького. В этом отделении были пойменные луга и овощеводство открытого грунта. Мать получила орден «Материнская слава» II степени. В семье было уже восемь детей. И сам Леша пошел работать в совхоз. Сначала лошадь под уздцы по полю водил, овощи окучивал, выпасал лошадей и быков совхозных. Потом доверили управлять конными граблями. А было мальчишкам по 12-14 лет. Шла война. Но шла она вроде бы где-то далеко. И ребята работали с огоньком, весело. Старший брат, 1922 года рождения, был призван на флот и в те годы служил на Каспии после окончания Бакинского училища строевых старшин. В 1944-м его назначили старшиной роты Горьковского военно-морского подготовительного училища. И брат взял Лешку к себе в роту...

 Потом он оказался в Севастополе, где формировалось Высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова. Здания учебного корпуса не было, казармы и столовой - тоже. Пришлось активно помогать строителям. Выделялись на подсобные работы целые классы. После окончания училища в 1952 году всех распределили по специальностям. Алексей получил назначение в минно-торпедную группу на плавбазу «Эльбрус» командиром БЧ-2-3. На «Эльбрусе» была объединенная боевая часть - артиллерийская и минно-торпедная. Вот молодому лейтенанту Лушникову и досталась эта офицерская должность, первая в его жизни.

А в марте 1953 года его вызвали в штаб 180-й бригады учебно-строящихся подводных лодок и приказали временно возглавить БЧ на выходящей из ремонта средней подводной лодке «Щука» - Щ-215. Прежний командир находился на курсах в Ленинграде. Пытался возразить лейтенант: дескать, я ж не подводник. Ответ был лаконичный: «Вы специалист по минно-торпедной части? Вот идите и возглавляйте ее».

 Так Лушников стал подводником. Отходили на этой лодке все испытания после среднего ремонта. А это месяца полтора-два. Вызывает командир и предлагает на постоянную службу на лодку переходить. Вроде как и зарекомендовал себя хорошо, и в экипаж вписался. Двое суток на размышления. Посоветовавшись с супругой, Алексей Иванович и дал согласие.

По полной схеме

 В июле 53-го из Николаева в Севастополь пришла новая подводная лодка 613-го проекта С-71. Лушников возглавил на этой лодке боевую часть 2-3. Командовал лодкой капитан 2 ранга Петр Шилюк. Служба пошла гладко, и на следующий год Алексей получил звание старшего лейтенанта. В конце 1954 года Лушникова переводят в 11-й учебный отряд преподавателем минно-торпедного оружия и электротехники.

 Алексей пишет рапорт и просит направить его на специальные минные классы в Ленинград. Особых возражений у командования не было, но твердо поставлено условие: успешный выпуск матросов учебного отряда. Выпуск прошел с блеском. Класс Лушникова по всем показателям занял первое место. В 1957-м Лушников окончил минные классы и получил назначение в Севастополь на лодку С-75 проекта 613.

 Командовал ею капитан 2 ранга Николай Михайлович Истратов. Очень хороший командир, с большим опытом. Его за глаза называли Батей. Для экипажа он был как отец родной. Но отец отцом, а служба службой. Он воспитывал и учил офицеров самостоятельно управлять боевыми частями и командовать подводной лодкой. По окончании рабочего дня личный состав с лодки уходил на базу, а Истратов собирал офицеров в отсеке, выключал свет, и начиналась учеба с шишками и синяками. Материальную часть осваивали по полной схеме. Командир ставил новые аварийные задачи. Офицеры их решали.

 С очередным званием капитан-лейтенанта пришла и должность помощника командира лодки. А затем Лушникова переводят старшим помощником командира на новую лодку 633-го проекта С-36. Лодка была построена в Сормово. Пройдя все государственные испытания, она должна была уходить на Север. Офицеру светил служебный рост, адмиральские погоны маячили. Но в семье Лушниковых рос сын, инвалид с детства. Он находился под наблюдением врачей в Севастополе. От карьеры пришлось отказаться. По просьбе Алексея Ивановича командир бригады переводит его на лодку С-70 проекта 613, а старшего помощника с той лодки - на С-36. И лодка С-36 ушла на Север.

 В 1963 году Лушников окончил командирские классы в Ленинграде и получил назначение командовать подводной лодкой М-260. Это совершенно новая малая подводная лодка 615-го проекта. Размещалась бригада этих лодок в Балаклаве у плавпирса на восточном берегу бухты рядом с плавбазой. Там, на берегу, выше по склону горы, были казармы, штабы 27-й бригады и дивизии.

 Особенностью этого проекта была возможность работать дизелям в подводном положении с циркуляцией воздуха по замкнутому циклу. Отличала лодку очень высокая пожаро-взрывоопасность. Их даже прозвали «зажигалками». На лодках были красномедные цистерны по 6,5 тонн с жидким кислородом. Благодаря ему дизеля работали под водой. Отработанные газы поступали на очистку для последующего использования. Аппаратура подачи и контроля кислорода была очень дорогой и очень капризной. А потому и случаев аварийных на «зажигалках» было много. Служба была по-настоящему опасной и напряженной...

Боевое дежурство

 С «зажигалок» капитан 3 ранга Лушников ушел в 1966 году на среднюю лодку 613-го проекта С-147, которая пришла с Севера и базировалась в Севастополе. Этой лодкой он и командовал до 1973 года. Она завоевала звание отличной. На рубке были нанесены знаки, свидетельствующие об успешно решенных учебных задачах по поиску и уничтожению условного противника. Лодку перевели в подкласс противолодочных. И она в составе разнородных сил флота решала всё более сложные задачи. По итогам учений трижды завоевывала призы командующего и главкома.

 Средние подводные лодки 613-го проекта могли нести ядерное оружие, что они и делали. Боевые дежурства они несли в Донузлаве, имея по две торпеды с ядерными боеголовками. Боевое дежурство могло продлиться два, три, четыре месяца. По приказу командования выходили в море для проверки боеготовности лодок. Специальная боевая служба неслась и в Черном море у Босфора, и в Средиземном. И так же с ядерным оружием на борту.

 Во время одной из таких боевых служб на лодке Лушникова произошла серьезная поломка. Лопнула тяга перекладки вертикального руля, которая проходила в надстройке. Был выбор: доложить в штаб флота о поломке, ждать буксир и идти с позором в базу волочащимися буксиром за ноздрю или самим устранять поломку. На борту была своя электросварка. А кок подводной лодки имел навыки газоэлектросварщика. Рискнули сварить поломанную тягу. Кок собрал на лодке свободные гаечные ключи и приварил их к месту обрыва. Так хорошо и надежно приварил, что уже после боевой службы ремонтники в доке базы долго хвалили его. Им было крайне тяжело разобрать качественную сварку.

 Вместе с подготовительным училищем военно-морской стаж Алексея Лушникова составляет ровно 40 календарных лет. В 1973 году он оставил службу на подводных лодках и был переведен в штаб Черноморского флота и назначен старшим помощником оперативного дежурного. Служил на командном пункте при трех командующих: Сысоеве, Ховрине, Калинине.

 Все оперативные дежурные, с которыми довелось служить Лушникову, по его словам, были очень ответственными офицерами, грамотными и опытными. Они прошли школу командования крейсерами, бригадами надводных кораблей и подводных лодок.

 В период своей боевой службы командный пункт отвечал за весь флот. Этому командному пункту подчинялись командные пункты всех соединений кораблей и подводных лодок. Оперативный дежурный и его помощники отслеживали всю оперативную обстановку по Черному и Средиземному морям... Службу Алексей Иванович закончил в июне 1984 года в звании капитана 1 ранга. На малых лодках служба считалась год за два. На средних лодках - год за полтора. В общей сложности набежало 55 лет выслуги. Двадцать из них - в прочном корпусе подводных лодок.

 


|