Это мог получиться интересный кадр, решил фотограф, а снять рука не поднимается. Тогда он подошел ближе.
- Батюшка, я чуть не согрешил. Хотел сфотографировать вас, не получив разрешения, - признался я.
Реакция священника поразила до глубины души.
- Можно было и снять, - улыбнулся святой отец. - У меня тоже есть фотоаппарат.
Так, разговорившись, Андрей Золочевский познакомился с протоиереем Геннадием Мартыновым. Прогуливаясь, он сделал несколько снимков. Пообещав выслать святому отцу фотографии, севастополец так и не осуществил обещанного, хотя мысленно написал ему уже письмо.
- Прошло лет пять. Меня пригласили на фотовыставку в город Арциз на Украине. Странно, но в эту поездку я взял с собой фотографию того священника. По приезде нас расселили в гостинице и назначили встречу в трапезной. Мы с фотографами общались между собой, когда в помещение зашел священник. Обвел нас глазами и спрашивает: «Ну что, среди вас Андрей есть?» Я сразу его узнал, но от удивления едва сумел кивнуть. А он спокойно ответил, что знал, что я приеду, и даже ради этого встречу и устроил.
Они познакомились ближе. Оказывается, Геннадий Мартынов - бывший афганец, судьба распорядилась так, что стал священником в храме Всех Скорбящих Радость, который они вместе с прихожанами восстанавливали. Теперь это великолепный храм в Одесской области.
А встреча с этим удивительным человеком стала одной из самых незабываемых в жизни крымского фотографа. Можно сказать, что фотоснимок нашел своего героя.
Поклонник пленочных снимков
На вопрос, почему стал фотографом, Андрей Золочевский отвечает, что это было время, когда в каждой семье был фотоаппарат. Кто-то любительски щелкал, а кто-то шел вперед, постигая науку фотоискусства.
- Я учился в классе 5-6-м, шел 1966 год. Родители заметили у меня повышенный интерес к фотографии и купили мне «Смену 8» - шкальный советский фотоаппарат. Он стоил рублей 13. По тем меркам это были доступные деньги. Им я снимал до класса девятого. Заметив мои успехи и понимая, что я серьезно настроен на будущую профессию, отец подарил мне свой «Киев-4А». Это до сих пор один из лучших отечественных дальномерных фотоаппаратов.
Став профессиональным фотографом и начав зарабатывать, Андрей Андреевич уже покупал современную технику. Но до сих пор он является поклонником пленочных технологий.
- Пленочная фотография вернула мне молодость. Меня увлекает сам процесс. Это же настоящее рождение фотографии! У меня дома целая лаборатория, в которой я полностью отдаюсь любимому делу, - восхищенно говорит Андрей Андреевич. - Фотография всегда была рядом, бок о бок сопровождая по жизни: школа, армия, работа. А когда стало тесно от своих фотографий, влился в коллектив фотоклуба «Бриг», благодаря одноклубникам постиг многие тонкости фотодела.
Очередное увлечение спелеологией поставило совсем иные задачи в фотографии: в темноте, с помощью импульсных источников света нужно было создать многоплановый образ подземного царства. На один кадр уходило до получаса, и снималось всё на любимую пленку.
Андрей Золочевский работал внештатным фотографом государственной структуры «Крымэнерго», снимал праздничную, спортивную жизнь предприятия. Коллеги с пониманием относились, когда их фотограф пропадал в поисках более интересного ракурса.
- В настоящее время снимаю людей, пытаясь передать обыденность городской среды как праздник, как миг, который неповторим. Вернулся к черно-белой фотопленке, проявляю и печатаю под увеличителем, но на цвет снимаю цифровой камерой, - рассказывает Андрей Андреевич.
Причем, фотографируя людей, ему нравится вызывать в них эмоции. Иногда приходится идти на конфликт.
Например, к женщине, которая продавала пирожки, Андрей Андреевич подступился наглым способом. Подошел и начал делать вид, что фотографирует прилавок. Для легенды прибавил, что покажет эти фотографии своей жене, она приготовит такие же пирожки и будет он их рядом продавать. Колоритная продавщица, выпучив глаза, погнала конкурента. А Андрею Золочевскому это и надо - удачный кадр.
- Если пейзаж можно переснять, то в случае фотожанра у тебя есть считанные секунды, когда ты увидел что-то интересное, непредсказуемое. Нужно уметь быстро поймать, - объясняет мастер.
Довелось Андрею Андреевичу поработать фотографом и на киносъемочной площадке. Самой памятной стала картина «Сафо».
Он приехал снимать Балаклаву, когда заметил идущую по набережной необычно одетую девушку. Она тут же попала в объектив фотографа. А девушка посоветовала пройти метров триста, туда, где проходили съемки настоящего кино.
- Мне повезло, что у них заболел фотограф, и меня взяли на работу. Хотя мне и деньги не нужны были, настолько хотелось прикоснуться к искусству. Мне это было любопытно. Через какое-то время они уже пожалели, что взяли меня, - смеется Андрей Золочевский. - Я так увлекался своей работой, что порой мешал съемочному процессу.
Фильм «Сафо» принес очень важную для крымчанина награду. В 2009 году во Львове на международном конкурсе «Свет и тень» он взял гран-при за работу «Ностальгия».
- Я много снимал актеров и всю киношную группу, когда они не были задействованы в съемках, между кадрами. Мое внимание привлекла женщина в платке, которая в расстроенных чувствах, нервно жевала петрушку. За минуту до этого ее отругал режиссер, и она была полна переживаний. Я просто вовремя подметил ее смятение, - рассказал фотограф.
После церемонии к Андрею Золочевскому подошел мастер, который создавал эту красивую, увесистую серебряную награду, и искренне порадовался, что, несмотря на такое обилие участников со всего мира, гран-при останется в родной стране.
Участие в республиканских и международных фотосалонах принесло со временем награды и статус. Сегодня больше снимает для самого себя, руководствуясь только своим желанием. Часто вместе с женой путешествует по Крыму в поисках необычного кадра. И всегда после каждой поездки возвращается с фотосокровищами.