Дело Юлии Гордиенко: позиция Управления ПФР в Евпатории

01.03.2019 в 17:50, просмотров: 1184

     Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым считает, что в нашем материале "В Евпатории инвалиду-колясочнику I группы с диагнозом ДЦП отказали в пенсии" информация порочит репутацию сотрудников Пенсионного фонда Крыма. "МК в Крыму" опубликовало точку зрения на происходящее Юлии Гордиенко и разъяснение по ситуации Уполномоченного по правам человека в республике Крым Людмилы Лубиной.

Дело Юлии Гордиенко: позиция Управления ПФР в Евпатории

     Управления ПФР в г. Евпатории настаивает, что действовало в рамках законодательства РФ и своих полномочий. Разъяснение публикуем со ссылкой на нормативные документы, в соответствии с которыми, по утверждению Управления ПФР в г. Евпатории,  принято обоснованное решение об отказе в установлении социальной пенсии по инвалидности по законодательству Российской Федерации:

     "Порядок установления основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядка ее назначения и выплаты регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 №166-Ф3 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (далее - Федеральный закон №166-ФЗ).

      В соответствии с настоящим Федеральным законом социальная пенсия по инвалидности устанавливается нетрудоспособным гражданам из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, на тех же основаниях, что и гражданам Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами РФ.

      Следовательно, по общему правилу, условия установления и выплаты социальной пенсии  по инвалидности для иностранных граждан не отличается от условий для граждан РФ.

     Так, Федеральным законом № 166-ФЗ установлено, что социальная пенсия не выплачивается гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории РФ имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства (п. 3.2 ст. 24 Федерального закона №166-ФЗ), при этом необходимые для установления пенсии документы заявитель вправе представить по собственной инициативе (п.3 ст.24 Федерального закона №166-ФЗ).

     Гордиенко Ю.А. обратилась в Управление ПФР в г. Евпатория 04.05.2018 с заявлением о запросе пенсионного дела из Украины и одновременно с заявлением об установлении социальной пенсии по инвалидности.

     К заявлению об установлении социальной пенсии по инвалидности заявителем представлены следующие документы:

    - вид на жительство иностранного гражданина на территории РФ, выданный ОВМ ОМВД России по г. Евпатория 03.04.2018, с регистрацией по месту жительства на территории Республики Крым с 28.04.2018;

    - паспорт гражданина Украины, выданный Индустриальным РО ДГУ УМВД Украины в Днепропетровской области 03.07.2002, с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Украины с 03.07.2002.

     Запрос пенсионного дела Гордиенко Ю.А. направлен Управлением ПФР в г. Евпатория 07.05.2018.

     Выплатное дело и аттестат о выплате пенсии Гордиенко Ю.А. поступили в Управление ПФР в г. Евпатория 04.09.2018 без отметки о снятии с регистрации в Украине.

     Однако, для выплаты социальной пенсии по инвалидности по законодательству РФ с 01.08.2018 с учетом предоставления информации о наличии постоянного места жительства Гордиенко Ю.А. за пределами РФ, правовые основания отсутствуют (п. 3.2 ст. 24 Федерального закона № 166-ФЗ).

     В этой связи Управлением ПФР в г. Евпатория принято правомерное решение об отказе в установлении социальной пенсии по инвалидности по законодательству РФ.

     Управлением ПФР в г. Евпатория направлен запрос в Днепропетровское городское управление МВД Украины о предоставлении сведений о постоянном проживании Гордиенко Ю.А. на территории Украины, а также направлен запрос в отдел по вопросам миграции ОМВД по г. Евпатория Республики Крым об оказании содействия в истребовании с территории Украины информации о постоянном проживании (регистрация по месту жительства) Гордиенко Ю.А..

     При поступлении информации, из которой усматривается утрата постоянного места жительства за пределами Российской Федерации, выплата пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступила данная информация. При этом суммы пенсии, определенные исходя из даты утраты постоянного места жительства за пределами РФ, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения за установлением социальной пенсии по инвалидности.

      При поступлении сведений, Гордиенко Ю.А. будет уведомлена."

      Управляющий государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым Людмила Кудрявцева считает, что официальное должностное лицо в комментариях к материалу "В Евпатории инвалиду-колясочнику I группы с диагнозом ДЦП отказали в пенсии" высказалось не компетентно и своими рассуждениями необоснованно даёт надежду Юлии Гордиенко и другим гражданам республики на выплату пенсии, не имея законного основания.

       Напомним, что в материале нашего издания, ситуацию поясняла Уполномоченный по правам человека в Республике Крым Людмила Лубина. К ней обратилась Вера Гордиенко с жалобой по вопросу отказа в назначении пенсионной выплаты ее дочери – Юлии Гордиенко.

       В своем заключении Уполномоченный по правам человека в Республике Крым отметила, что из предоставленных заявителем сведений следует, что Гордиенко Ю.А. является инвалидом с детства, группа инвалидности первая. В 2016 г. из Днепропетровской области Украины она переехала на постоянное место жительства в Республику Крым. 25.11.2016 г. Гордиенко Ю.А. оформлено разрешение на временное проживание, 03.04.2018 г. – получен вид на жительство (далее - ВНЖ):

      "После оформления ВНЖ Гордиенко Ю.А. обратилась в УПФР в г. Евпатории с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности. 04.05.2018 г. в УПФР г. Евпатории было оформлено заявление о запросе выплатного дела из пенсионного органа Украины. А через месяц УПФР г. Евпатории было вынесено решение об отказе в назначении Гордиенко Ю.А. пенсионной выплаты.

      Данное решение мотивировано тем, что в украинском паспорте Гордиенко Ю.А. имеется штамп о регистрации на территории Украины, что, по мнению сотрудников пенсионных органов, свидетельствует о наличие у нее постоянного места жительства на территории иностранного государства и, это в соответствии с п. 3.2. ст. 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ, является основанием для отказа в назначении социальной пенсии.               

     Право Гордиенко Ю.А. на получение социальной пенсии не восстановлено даже после получения ею гражданства Российской Федерации.

     С августа 2018 г. Гордиенко Ю.А. не получает пенсию и на территории Украины, пенсионное дело находится в УПФР г. Евпатории.

      Считаю, что отказ Гордиенко Ю.А. в назначении социальной пенсии по инвалидности не только как гражданину России, но как иностранному гражданину, имевшему вид на жительство, является незаконным, нарушающим право гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории России, на пенсионное обеспечение.

     Так, часть 1 ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

     В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

     В соответствии с п.1 ч. 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №166-ФЗ право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.

      Таким образом, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на законном основании, имеют равные права с гражданами России, включая право на пенсию.

       Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

       Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению"для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство.

       Для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации (п.2).

      В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство.

      В силу п.2 ст.8 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

      Таким образом, наличие оформленного надлежащим образом вида на жительство является основанием для назначения пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения.

       Понятие места жительства иностранного гражданина определено в п.3 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», согласно которому, местом жительства иностранного гражданина в Российской Федерации считается жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин зарегистрирован в порядке, установленном названным Федеральным законом.

       Позиция Конституционного Суда РФ по пенсионному обеспечению иностранных граждан отражена в Определении от 04.03.2004 г. №146-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ж.С. Адамян на нарушение ее конституционных прав положениями федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и в Определении от 27.12.2005г. №469-О по ходатайству Адамян Ж.С. о разъяснении Определения от 04.03.2004 г. №146-О, согласно которым, положения федеральных законов не содержат прямого указания на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан с наличием или отсутствием как регистрационного учета по месту жительства, так и вида на жительство, - право на пенсионное обеспечение названных лиц связывается с постоянным проживанием в Российской Федерации на законных основаниях. Вид на жительство лишь удостоверяет право на постоянное проживание и подтверждает законность проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

      На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что право на пенсионное обеспечение по инвалидности Гордиенко Ю.А. нарушается не только как гражданина России, но и в период наличия у заявителя ВНЖ".