В Евпатории инвалиду-колясочнику I группы с диагнозом ДЦП отказали в пенсии

Бюрократический цинизм

Юлия Гордиенко не получает социальную пенсию с августа 2018 года. Семья Гордиенко переехала из Днепропетровска в Евпаторию три года назад. Юлии оформили регистрацию, вид на жительство на территории Российской Федерации, а затем и российское гражданство.

Бюрократический цинизм

Однако в начислении пенсии ей до сих пор категорически отказывают чиновники Пенсионного фонда РФ по РК - под предлогом того, что у Юлии остался украинский паспорт с пропиской в Днепропетровске.

По чужим законам

 Чтобы добиться положенного по закону социального пособия, Юлия Гордиенко прошла все инстанции и собрала все положенные документы. Однако колоссальные для инвалида-колясочника усилия оказались тщетными. Печальный итог переписке подвела официальная бумага от 14 января 2019 года, подписанная заместителем управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Крым Л.А. Пупышевой с определением: «Правовые основания для установления социальной пенсии по инвалидности по законодательству Российской Федерации отсутствуют». Эта жесткая формулировка базируется на доводах, которые никак не назовешь достаточными, чтобы отказать инвалиду в средствах к существованию: «Вами при подаче заявления об установлении социальной пенсии представлен паспорт гражданина Украины с отметкой о регистрации на территории Украины и одновременно - вид на жительство на территории Российской Федерации». Хочется просить - ну и что? Ведь если органы ФМС, выдающие вид на жительство, не увидели в этом никаких нарушений, почему чиновники Пенсионного фонда не признают официальный документ, дающий право человеку пользоваться положенными по закону РФ правами и привилегиями?

 Более того, в декабря 2018 года Юлия Гордиенко получила российский паспорт. Таким образом, постоянно проживающая в Евпатории гражданка РФ с подтвержденным по российским нормативам диагнозом, дающим статус инвалида первой группы, лишена социальной пенсии с письменным о том уведомлением!

Украинский след

 Юлия Гордиенко неизлечимым недугом страдает с рождения. Мама девушки, Вера Александровна, вместе с мужем-военнослужащим успела немало поколесить по просторам большой страны. Роды начались стремительно, в дороге, в страшный мороз. Случилось это в Забайкалье, медицинскую помощь вовремя получить не удалось, и это сказалось на здоровье ребенка.

 - Дочка самостоятельно села только к четырем годам, - вспоминает Вера Александровна. - Из Забайкалья в Алма-Ату мы переехали, когда ей было четыре месяца. Там и появился наш диагноз, и мне пришлось позабыть обо всём, что было в жизни до него. Я пропустила государственные экзамены на филфаке, а после нескольких академических отпусков и вовсе осталась без диплома.

Несостоявшийся педагог, она стала самоотверженной мамой, накрепко привязанной к тяжело больному ребенку. Поменяв еще несколько мест службы, семья Гордиенко обосновалась в Евпатории. Вера Александровна надеялась, что на детском курорте ее дочь окрепнет и будет чувствовать себя лучше. Но в 2000 году часть, в которой служил отец Юлии, расформировали. Квартиру в Евпатории семья Гордиенко до этого момента не получила. Законные квадратные метры им достались - только в Днепропетровске.

 - В Днепропетровске у нас хорошая двухкомнатная квартира, - рассказывает Вера Александровна. - Мы приватизировали ее на всех в равных долях. Сколько могли, приезжали с Юлей в Евпаторию на амбулаторное лечение. Тяжело было ездить, но другого выхода просто не оставалось.

После возвращения Крыма в РФ на семейном совете приняли решение о переезде в Россию на постоянное место жительства. Приезжать на лечение в Евпаторию становилось всё сложнее, нужно было искать здесь жилье. На выручку пришли хорошие знакомые из Евпатории, согласились оформить прописку для Гордиенко у себя, жилплощадь позволяла. Юлия Гордиенко получила в Евпатории необходимый пакет документов и обратилась за пенсией. Хроника событий четко укладывается в законный регламент: в мае 2018-го - вид на жительство, следом - обращение в органы Пенсионного фонда, а уже после - оформление российского паспорта. Но чиновники, принявшие к рассмотрению дело о начислении пенсии девушке-инвалиду, упорствуют: «П. 3. 2 ст. 24 Федерального закона № 166 установлено, что социальная пенсия не выплачивается гражданам из числа инвалидов при их выезде на постоянное жительство за пределы территории РФ, а также гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории Российской Федерации имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства». Другими словами, от гражданки РФ, имеющей постоянную регистрацию в Евпатории, сотрудники Пенсионного фонда теперь требуют доказательств того, что она больше не живет на Украине. Чтобы представить эти доказательства, Юлия Гордиенко, передвигающаяся в инвалидной коляске, должна совершить рискованный вояж через российско-украинскую границу, сняться с регистрации и проделать не менее сложный путь обратно.

 - Мы не можем поехать в Днепропетровск и выписаться из квартиры, поскольку боимся преследований из-за того, что приняли российское гражданство, - жалуется Вера Александровна.- В лучшем случае украинские пограничники нас просто не пропустят. Что может быть в худшем, даже представлять себе не хочется.

Уроки выживания

Выплатное дело по запросу из Евпатории прибыло в город-курорт из Днепропетровска (переименованного в «Днепр») еще в июле прошлого года. Так что с августа 2018-го никаких социальных выплат на территории Украины Юлии не начисляют! Не производят их и на территории России!

 - Мне удалось оформить пенсию по уходу за дочерью, но при переездах потерялась справка о присвоении Юлии инвалидности в возрасте до года - пропали мои восемь лет стажа и зависящие от них начисления, - рассказывает Вера Гордиенко. - А Юля получает только единоразовые выплаты по две тысячи пятьсот рублей в месяц. И это весь наш стабильный доход.

Если бы мама Юлии не была так крепко привязана к дочери, нуждающейся в постоянном уходе, она могла бы найти работу. Вера Александровна, хоть и не стала учителем, является специалистом дошкольного уровня. Но как выйти на работу в детсад и оказывать внимание чужим ребятишкам, когда в помощи нуждается собственная дочь!

 - Я не брезгую любой подработкой, - признается Вера Гордиенко. - Могу погладить, постирать, помыть - всё что угодно.

Семья выживает с помощью добрых людей, неравнодушных к ее беде. Юлия, обучившись компьютерной грамотности, начала волонтерскую деятельность. Однако вскоре все силы пришлось бросить на борьбу за законную пенсию.

КОМПЕТЕНТНО

   - Мне поступила жалоба на отказ  чиновников пенсионного фонда Евпатории выплачивать социальное пособие, - пояснила "МК в Крыму"  Уполномоченный по правам человека в РК Людмила  Лубина. - Юлия является инвалидом первой группы с детства. Два года назад, после переезда в Евпаторию, она оформила   разрешение на временное проживание, а 03.04.2018 г. – получила вид на жительство. После этого, как и положено, Юлия обратилась в УПФР в г. Евпатории с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности, но ей отказали. Причем отказ был мотивирован тем, что в ее украинском паспорте имеется штамп о регистрации на территории Украины, что, по мнению сотрудников пенсионных органов, свидетельствует о наличие у нее постоянного места жительства на территории иностранного государства.

   Я считаю, что отказ Юлии в назначении социальной пенсии по инвалидности как иностранной гражданке, имеющей вид на жительство и постоянно проживающей на территории России, был незаконным. В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. В соответствии с п.1 ч.1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №166-ФЗ право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства. То есть иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на законном основании, имеют равные права с гражданами России, включая право на пенсию. Таким образом, наличие оформленного надлежащим образом вида на жительство является основанием для назначения пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения.

   Ознакомившись с делом, я пришла к выводу о том, что право человека на пенсионное обеспечение по инвалидности было нарушено, и не было восстановлено даже после оформления гражданства РФ. 

После проверки документов  по этому делу Уполномоченный по правам человека в РК Людмила Лубина подготовила заключение о нарушении норм действующего законодательства со стороны сотрудников Пенсионного фонда РК, а также обратилась к Прокурору Республики Олегу Камшилову с просьбой взять под личный контроль решение о восстановлении права инвалида первой группы на социальное обеспечение.

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО СИТУАЦИИ С ЮЛИЕЙ ГОРДИЕНКО ОТ УПРАВЛЕНИЯ ПФР В ЕВПАТОРИИ

 

Сюжет:

Возвращение Крыма

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 6 февраля 2019

Заголовок в газете: Бюрократический цинизм

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру