В столице Крыма греческая семья живет в нечеловеческих условиях

Греки без крыши

История депортированной греческой семьи Кириакиди складывалась не самым благополучным образом. Надежда Харлампиевна вместе с родителями, когда ей было всего четыре года, была депортирована из Крыма. Вернуться домой из Узбекистана она рискнула в 80-х годах прошлого века - уже с мужем и двумя детьми. 

Греки без крыши

         И на родной земле вроде бы всё стало налаживаться - в Симферополе на улице Багратиона / Водникова они купили дом. Надежда Харлампиевна устроилась работать медсестрой в глазную клинику. Но вся идиллия продолжалась ровно до того, пока дочери не вышли замуж.

            Младшая Марина выскочила замуж рано, не успев разобраться, что за человек ее муж. Мужчина начал избивать жену сразу после свадьбы и оставил ее с инвалидностью первой группы и приступами шизофрении. Надежда Харлампиевна вынуждена была оставить любимую работу, чтобы выхаживать дочь. Елизавету, старшую, жизнь тоже не сильно баловала. Ее мужа убили в 90-х, и она осталась одна с дочерью на руках и больными родственниками. Переносить тяготы и удары судьбы помогал отец, глава семейства. Три года назад его не стало. Без мужской поддержки всё стало рушиться. И первым дал трещину старый дом Кириакиди, в котором проживает пожилая женщина с недееспособной дочерью Мариной.

            - Начала протекать крыша, в холодных комнатах не стало электрики. Приближения зимы мы боялись как огня, - рассказывает Елизавета. - Куда мы только не обращались: и в администрацию города, и в комиссию по опекунству, и в общество греков. Нам нужны материалы на ремонт крыши, рабочие руки. Я обошла все инстанции, нигде ничего не добилась. Отправили меня в Министерство соцзащиты. Помощь выделили в 3 тысячи рублей, а нам на ремонт кровли требуется 500 тысяч.

            Надежда Харлампиевна, надо признать, имеет непростой характер. Старый, больной человек, который более 30 лет выхаживает дочь-инвалида, категорически не хочет и боится переезжать в другое жилье. Да и цена их дому - сущие копейки. К этому месту привыкла Марина, здесь ее ничего не пугает и никто не видит из чужих людей. Елизавета вздыхает, вспоминая, через какие бюрократические круги ада ей пришлось пройти, чтобы получить опекунство над сестрой.

            Согласно последней переписи населения, в Крыму проживают около 3 тысяч греков. Как рассказал председатель Региональной Национально-культурной автономии греков «Таврида» РК Иван Шонус, депортированные граждане, к которым относятся и греки, имеют льготы.

            - В Крыму принят закон по социальной поддержке жертв репрессий, - говорит председатель греческой общины. - Можно встать в очередь на получение земельного участка, на получение медицинских услуг, получить добавку к пенсии в размере 500 рублей. Если начали строить жилье и не хватило денег, можно надеется на льготную помощь. Мы направляем на объект комиссию, которая составляет акт, всё считает и принимает решение. Если все условия соответствуют и попадают под эту льготу, то могут выделить порядка 200 тысяч рублей.

            Законы и льготы начинают действовать при наличии справки о реабилитации. По словам Ивана Шонуса, общественная организация создана для развития и сохранения культурного наследия греков, они проводят мероприятия, оказывают консультационные услуги, но в уставе не прописано выделение финансовых средств - «Таврида» не коммерческая организация, меценатов тоже нет.

            У Кириакиди возникли проблемы и со справкой о реабилитации. Отцу документ не успели сделать, а с мамой - утонули в бюрократии.

            - У мамы не указано отчество, и я полтора года бегаю по архивам, собираю документы, потом надо идти в суд. Столько времени потеряно, а мы бы этой ежемесячной прибавке в 500 рублей были бы рады, - сетует Елизавета.

            В случае семьи Кириакиди греческая община обязалась выделить грузовую машину и рабочих, которые бесплатно помогут с ремонтом крыши. И это тоже существенная помощь.

            Обращалась семья и в благотворительные фонды, искали спонсоров. Пока шли поиски, подошла зима, и откладывать ремонт крыши стало уже невозможно. 50 тысяч рублей Надежда наскребла, как говорится, по сусекам, еще 450 тысяч пришлось взять в банке.

            Сегодня положили новый шифер - угроза холодов частично отступила. Но теперь пришло время оплаты банковских долгов. Елизавета вздыхает и с ужасом думает, как будет всё тянуть дальше сама, но очень надеется, что дом, в котором начиналось ее безоблачное детство, останется домом для двух ее самых родных людей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете: Греки без крыши

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру