Крым великолепный: путешествие в роскошный парк Партенита

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно

Отправляясь в парк санатория «Айвазовский», взвесьте свои финансовые возможности и обязательно заранее проштудируйте свой маршрут, чтобы знать, какие объекты вы можете увидеть за свои деньги. Входной билет в октябре 2018 года стоил 600 рублей для большинства посетителей, в том числе и предпенсионного возраста. Действует система скидок, но с ней лучше ознакомиться заблаговременно и заручиться нужными справками.

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно

Итак, поехали. ФГБУ Управления делами Пpезидента Российской Федерации «Санаторий «Айвазовское» находится в Партените - между Ялтой и Алуштой, к востоку от горы Аю-Даг. Береговая черта проходит между мысом Плака и мысом Тепелер. Из многочисленных услуг санатория нашу группу интересовала только прогулка по парку-памятнику садово-паркового искусства. Добраться до входа в парк на машине не составляет труда, но припарковаться без нарушения правил дорожного движения очень сложно. Стоит учитывать это обстоятельство и минут 30 запланировать на поиск свободной парковки и пешей прогулки к калитке парка. В кассе покупаем билет и получаем яркий бумажный браслет на запястье руки. Его нужно сохранять в течение всей прогулки, как подтверждение вашего легального нахождения в парке именно в этот день. Сразу за калиткой парка экскурсоводы собирают каждый час или полтора группу из 10 и более человек. Экскурсии насыщены информацией, полезны посетителям, а для администpации экскурсия дает дополнительную возможность не оставлять гостей парка без надзора.

ФОТОРЕПОРТАЖ ИЗ "АЙВАЗОВСКОГО"

Когда-то этот участок черноморского берега принадлежал семье Раевских. Все они были военнослужащими, но Михаил Николаевич при своих офицерских эполетах был еще и ботаником. Он-то и начал обустройство своего имения как парка. В наследство от прежних хозяев, о которых история скромно умалчивает, Раевскому досталась приличная средневековая оливковая роща. Деревья и сейчас плодоносят, несмотря на пристальное внимание к ним со стороны непосвященных туристов. Гости безжалостно обрывают осенью вызревающие плоды, не подозревая, что они совершенно несъедобны в сыром виде. Администрация санатория готовит из зрелых плодов замечательные блюда для пациентов. В свое время Раевский начал высаживать в парке не только крымские эндемики, но и заказывал в других странах экзотические растения.

Сады и бронза

Сразу при входе в парк посетителей приветствует бронзовая скульптура Айвазовского. С красками и кистями мастер смотрится очаровательно, но экскурсовод нам так ничего и не рассказала о пребывании Ивана Константиновича в этом парке. Ну не искусствовед, одним словом. Группу туристов ведут на лестницу, украшенную строками из произведений Александра Сергеевича Пушкина. Чтобы их прочитать, нужно обернуться и взглянуть на ступени мраморной лестницы чуть снизу. После каждого марша лестницы справа и слева есть небольшие террасы со скульптурными композициями.

Бронзовые статуэтки натерты до блеска руками гостей парка, загадывающих различные желания. У крылатых карапузиков не только носики и животики блестят, но и попки. А как же иначе, если экскурсовод щедро свое повествование пересыпает легендами и мифами. Потирание бронзы, дескать, способствует исполнению желаний. Вдоль мраморной лестницы в 196 ступеней днем журчит каскадный водопад, водой наполнены и все бассейны, вечером водопады выключают. Цвет воды отдает голубизной из-за особого красителя в системе перекачки. На этой лестнице гости впервые встречают декоративно подстриженный тис ягодный. Это молодые растения, но уже плодоносящие. Трудно объяснить любопытствующим, почему яркие красные ягодки тиса лучше всё же не есть. Чуть отвернулся, и туристы уже жуют. В этом году гостям впервые показывают небольшой фрагмент японского сада с Нуно-очи (водопад в форме драпировки, под которой можно пройти пешком), Ито-очи (водопад в форме нити), Дан-очи (водопад в форме каскадов), Ами-кейк (водопад в форме сети). Для широкого обозрения еще не весь сад площадью 1500 кв. м доступен, но нижние водопады уже можно издалека увидеть в действии. За цепочку не пускают.

История парка едва перевалила за 50 лет. Конечно, и раньше здесь велись определенные работы, но о парке мирового уровня никто тогда не помышлял. Только в 2003 году занялся парком уже известный ландшафтный архитектор Анатолий Анненков. Огромный личный опыт он наработал при создании современной части Никитского ботанического сада, парковых зон крымских санаториев. Сегодня план парка указывает на существование следующих, вполне самостоятельных комплексов: Английский сад с интересными тропинками, Пейзажный парк с естественной природой, лужайками и скульптурой богини Флоры, Японский сад с каменными горками, прудами, мостиками и карликовыми деревьями. Есть также Итальянский сад с фонтанами, водоемами и вечнозелеными растениями, Мексиканский сад с кактусами, агавами, Античный сад с многочисленными скульптурами. Отдельного слова заслуживает Оливковая роща, которой уже более 200 лет отроду, деревья которой и сегодня зеленеют и плодоносят. В этой роще есть ряд интересных растений, среди которых - земляничник крупноплодный, родной брат крымской бесстыдницы (она же - земляничник мелкоплодный, краснокнижный эндемик). И формой листа, и цветом коры деревья сильно различаются, но плоды довольно похожи и по цвету, и по форме, и (каюсь!) по вкусу.

Кони Кучмы

У основания лестницы сидит бронзовый военный человек с книжицей в руке. Его кто-то принимает ошибочно за Лермонтова. А это бывший владелец имения Михаил Раевский. А в руках его с одинаковым успехом может быть и томик Пушкина, и самоучитель юного садовода и огородника. Увлеченной была и многогранной эта натура русского офицера... Родился Михаил в 1841 году, изучал математику и астрономию в Московском университете, мечтал заниматься наукой, но вынужден был пойти на военную службу. В 1963 году вступил в лейб-гвардии гусарский полк, был флигель-адьютантом в свите его Императорского величества. Во время русско-турецкой войны участвовал в боевых действиях и был награжден именным золотым оружием «За храбрость». В свободное от службы время он привел свои крымские сады и виноградники в образцовый порядок, завел питомники и коллекции плодовых и декоративных растений. В 1883 году Михаил Николаевич был назначен директором Департамента земледелия, надзирал за Никитским ботаническим садом и школами садоводства. В 1891 году стал пpезидентом императорского общества садоводов. Умер в Севастополе в 1893 году.

Следующая скульптура – пара золотых коней. Их подарили на день рождения пpезиденту Украины Леониду Кучме, который отмечал праздник в этом укромном заведении. Данилычу хватило ума не забирать лошадок из парка, оставить их здесь, как память о своем пребывании. Лошадей посетители парка пытаются погладить, но слой позолоты слишком тонкий и экскурсоводам приходится буквально отгонять любопытных от скульптуры. Были попытки сделать селфи верхом на лошадях. Охранники подоспели вовремя, благо камеры видеонаблюдения стоят на каждом шагу. Куда меньше желающих погладить или приласкать Никиту Сергеевича. Ни нос, ни щеки, ни губы у этой композиции не блестят от ласки посетителей. А вот втихаря пнуть ногой по ботинкам генерального секретаря желающие находятся – ботинки Хрущева блестят.

Прочь от теней истории СССР! В оливковой роще вас ждут лебеди в оригинальном водоеме. Лебеди здесь живут и работают статистами в живой картинке парка. Рядом скульптура парочки в экстазе. Фавну довелось родиться с копытами, рожками и густой шерстью, не любили его девушки, пока он музыке не выучился. Как заиграет он на своей свирели, так и бегут к нему барышни в объятия, забыв, зачем к источнику их мамка послала, бросив свои кувшины и тазики. Как это похоже на наших девушек. Великая сила искусства творит чудеса. Опыт этого паренька успешно переняли и современные музыканты и вокалисты. Экскурсовод с таинственным видом говорит, что ванночка с холодной водой у ног этой бронзовой пары творит чудеса. Стоит опустить руку в воду и загадать желание! Чем дольше вы удержите руку в холодной воде, тем быстрее желание исполнится. Как-то видел девушку, плакавшую от холода, но не вынимавшую руку из воды, пока желание не сбылось. К ней подошел её спутник и крепко поцеловал! Руку удалось спасти.

Но бронза наводит тоску, как и полумрак теневого склона. Белый мрамор куда живей. Вот возле этих скульптур среди оливковых деревьев желающих сфотографироваться намного больше. Ротонда с уникальными акустическими параметрами поражает даже отъявленных скептиков. Нужно только во время разговора невзначай такого неверу вывести в центр строения под купол. А тут он и сам ахнет от громкости своего скромного голоса. Вот люди строили! Могут же, когда хотят.

Бытовые подробности

После ротонды экскурсовод прощается с группой, объявляет температуру воды в море и объясняет, почему купаться в парке нельзя. Она обращает внимание туристов на камеры видеонаблюдения вокруг вызревающих плодов гранатового дерева, говорит о санкциях за покушение на запретный плод (калитка для выдворения алчных туристов в пяти метрах от дерева). Гид показывает рукой, как пройти к заждавшемуся нас Александру Сергеевичу Пушкину. Поэт стоит без постамента и готов с каждым поручкаться, в меру фантазии и воспитания туриста. Фотографии с Александром Сергеевичем ежегодно тысячами расходятся по всему миру. Поэт реально побывал здесь по пути из Алушты в Георгиевский Балаклавский монастырь на мысе Феолент. Точно известна дата 18 сентября 1820 года, когда Пушкин в компании отца и сына Раевских прибыл в монастырь. А значит, и в Партените он побывал в сентябре.

Простившись с экскурсоводом, приобретя в знак благодарности несколько магнитиков с фотографиями парка, начинаем спуск к морю. Тут мы наконец-таки понимаем, чего так не хватает экскурсантам в других парках. Комфортабельные туалетные комнаты расположены чуть ниже по пути к пляжу, вход свободный, очередей нет. На набережной встречаемся со скульптурой позеленевшего Посейдона в окружении свиты. Мой спутник, «морской волк» Алексей Завгородний тысячи миль по морям-океанам прошел и суровый, гневный нрав верховного бога морей знает не понаслышке. Алексей недавно вернулся из очередного многомесячного рейса и Посейдона приветствует, как старого знакомого.

В октябре набережная довольно пустынна. Нет ни туристов, ни охранников. Посещение ресторана в наш план и бюджет никак не входило. Устраиваемся на скамейке и под аккомпанемент неспешного наката волн тихонечко жуем принесенные с собой бутерброды, запивая их чаем из термоса.

Поиски места для осеннего купания в море привели нас к табличкам, напрочь исключающим нашу группу из числа купающихся. Пляжи - только для пациентов санатория. Да и те пляжи закрыты по причине якобы чудовищного шторма и выходного дня у спасателей. Огляделись - шторма не увидели. На пляжах - ни души. Наш двухминутный заплыв никого не встревожил, но нас взбодрил.

Солнце в октябре садится рано. Едва тень вечерняя упала на пляж, как мы засобирались домой. Настроение - отличное, впечатлений - море. Уже через пару недель все фонтаны и водопады уснут до следующего года. Теплолюбивые растения будут укрыты в капсулы из деревянных реек и полиэтиленовой пленки от зимних заморозков. Мы успели уловить последние теплые деньки уходящего года. Но парк красив и зимой. Довелось дважды побывать в нем и в декабре, и в феврале. Есть что посмотреть.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 31 октября 2018

Заголовок в газете: Парк на прибрежном склоне

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру