Краевед Иван Коваленко пояснил происхождение святых источников

30.10.2018 в 14:21, просмотров: 422

"То, что в большинстве повествований о почитаемых в Крыму святых упоминаются «святые» источники, неслучайно".

Краевед Иван Коваленко пояснил происхождение святых источников

 - Наибольшее число «святых» крымских родников связано как раз таки со временем проникновения в Таврику христианства,  - считает краевед, экскурсовод, автор книг «Священная природа Крыма» и «Православие и природа Крыма» Иван Коваленко. - Исповедовавшие христианство возводили десятки монастырей, при каждом из которых, само собой, существовал свой источник воды. И источник, и монастырь часто имели общее название и были посвящены какому-либо христианскому святому. На карте горного Крыма достаточно часто встречаются греческие названия родников, говорящие об их прошлой принадлежности к монастырю и напоминающие о своей былой славе «святых» источников. Таковы гидронимы Ай-Алексий (св. Алексей), Ай-Андрит (св. Андрей), Ай-Настаси (св. Анастасия) и Ай-Ян-Петри (св. Иоанн и св. Петр) в окрестностях с. Генеральское, Ай-Йори (св. Георгий) над с. Изобильное, Ай-Лия (св. Илья) выше пос. Малый Маяк, Ай-Констанди (св. Константин) при с. Лучистое, Ай-Ян (св. Иоанн) около Ливадии и у с. Перевальное, Ай-Кузьма (св. Козьма) вблизи с. Высокое, Ай-Василь (св. Василий) в окрестностях Ялты и многие другие. Некоторые «святые» источники почитаются не только христианами, но и мусульманами. Так, весьма интересна история монастыря, возникшего близ целительного источника в горном урочище Кизилташ, недалеко от Судака. В урочище находятся две пещеры, в одной из которых и бьет чудотворный родник. История открытия его целебных свойств такова: около 1825 года один татарин-пастух из села Отузы, пасший здесь стадо, нашел в пещере деревянную икону Божьей матери, плавающую по поверхности воды. Татарин передал икону встреченному им по дороге греческому купцу, который и отвез ее судакскому протоирею Иосифу. Очень быстро весть о чудесной находке разлетелась по всей округе, и к источнику начали стекаться богомольцы из окрестных поселений. Об источнике Козьмы и Дамиана, возле которого находится православный монастырь, мусульмане говорят, что здесь похоронен азис, из могилы которого и вытекает источник. Этого святого они называли Саглысуазизи и верили, что лучше всего вода вылечивает от дурного сглаза и меланхолии. К источнику святой Параскевы в Тополевку издавна приезжали повозки с больными греками, русскими, татарами, болгарами и армянами, все они погружались в купальню, веря, что избавляются здесь от всех своих болезней.

ИСТОРИЯ О "СВОИХ СВЯТЫХ" В КРЫМУ