Свои святые: кто из миссионеров прибыл в Крым из Рима

На заре христианства на полуостров прибывало много духовных миссионеров - добровольно или вынужденно.

Многие из них причислены к лику святых, их почитают христиане различных конфессий, а для крымчан они и вовсе свои, легендарные и почти родные. Русская православная церковь (РПЦ) 15 октября на заседании Синода приняла решение о полном прекращении евхаристических отношений с Константинопольским патриархатом. 

Теперь епископы и священники Московского и Константинопольского патриархата больше не смогут служить вместе, а простым прихожанам РПЦ можно будет попасть в одну из главных православных святынь, на Афон, только в качестве туристов, но не паломников.

 В Крыму же всё опять по-своему, с учетом «местных реалий». Так, 17 октября секретарь Симферопольской и Крымской епархии, протоирей Александр Якушечкин в эфире одной из местных радиостанций во всеуслышание заверил, что «нашим верующим православной канонической церкви - Украинской православной церкви Московского патриархата - нечего беспокоиться, поскольку у нас подразделений Константинопольского патриархата не существует». Но в то же время рекомендовал «при посещении храмов обращать внимание на их принадлежность», чтобы не попасть к раскольникам. Увы, видимо, наступило-таки время разбрасывать камни. А ведь была пора, когда их уже начали собирать. Во имя этого приносили немалые жертвы и проявляли чудеса терпимости…

Убеждения и поражения

 Заботиться о полуострове «всем, кто чист сердцем» поручил сам апостол Андрей. Правда, забота эта не всегда приветствовалась местными жителями. И, чтобы направить крымчан на путь истинный, святым порой приходилось терпеть нечеловеческие муки.

 Согласно «Деяниям апостолов», после сошествия Святого Духа на учеников Иисуса Христа им предстояло разойтись по свету, неся новое учение. Пожалуй, самый нелегкий жребий выпал Андрею Первозванному - ему был предначертан путь в Северное Причерноморье, или, как его называли в те времена, Скифию.

 Свод деяний святого апостола Андрея, или, говоря современным языком, отчет о путешествии взялся составить безвестный монах по имени Епифаний. И вот что пишет Епифаний о пребывании апостола в Тавриде: «Апостол пришел в Боспор (Керчь - прим. авт.), находящийся по ту сторону Понта город... Жители его, увидев чудеса, которые творил Андрей, скоро оказали послушание... Из Боспора Андрей прибыл в Февдосию (Феодосию - прим. авт.), город многолюдный и образованный, в котором царем был Савромат. Уверовали здесь немногие. Оставив их, апостол отправился в Херсонес... Херсаки (херсонеситы) же народ коварный, и до нынешнего дня тут на веру лгуны и поддаются влечению всякого ветра...»

 Апостола Андрея, однако, «коварные херсонеситы» не тронули. Он гостил у них «довольно дней, воротился в Боспор и, нашедши корабль херсонский, переплыл в Синоп». Впоследствии Андрей Первозванный завещал своим последователям «заботиться о тех местностях». Последователи исполнили его волю. И почти сразу же об этом пожалели.

 Примерно в 300 году иерусалимский патриарх Ермон решил, что самое время командировать в Тавроскифию нового миссионера. И в Херсонес отправился знаменитый оратор и чудотворец Василевс (Василий). Сразу по прибытии в пункт назначения Василевс вышел на площадь и произнес речь, которая, правда, возымела на крымчан того времени воздействие прямо противоположное ожидаемому - херсонеситы «нимало не удержались от гнева», обратились к ругательствам и поколотили праведника. Но Василий решил так просто не сдаваться. И решил делом доказать избранность свою и своего дела. Он воскресил из мертвых сына уважаемых горожан. Ни платы, ни простой благодарности за это он не ждал. Однако не думал, что совершенное им чудо станет для него самого смертным приговором. Местные жители пришли в пещеру, где временно «квартировал» чудотворец, связали ему руки и ноги, а после «повлекли по улицам с такой жестокостью, что он предал душу ангелам…»

 «Спустя немало времени, - читаем мы в «Житии святых епископов Херсонских», - когда буря идолопоклонничества утихла, Господь Бог воздвиг нам могущественного покровителя в лице благочестивого царя Константина Великого; верные херсонеситы, отправивши к нему посольство, испросили у него епископа. Им назначается дивный Капитон…»

 Однако, как выяснилось, херсонеситы вовсе не спешили привечать епископа, которого сами же и пригласили. Правда, к чести горожан следует отметить, что вдохновенно убивать адепта новой религии на этот раз никто не спешил. Его решили проверить на прочность, в самом прямом смысле этих слов. По окончании его проповеди из толпы закричали: «Странное учение предлагаешь слуху нашему! Впрочем, если ты желаешь возбудить в нас веру, то сделай то, что мы скажем тебе: вот две печи, возженные для приготовления извести; если ты войдешь в них и останешься неопалим от огня, тогда мы уверуем проповедуемому тобой Богу…» По преданию, епископ Капитон этот экзамен выдержал с честью: вступил в печь, пробыл там в молитвенной позе сколько требовалось и вышел невредимым. Вот только некоторое время спустя, совершая плавание по Черному морю, Капитон попал в бурю. Корабль прибило к устью Днепра, где «обретошася же само человецы невернии», которые «самого архиерея Капитона в воде потопиша...»

Приобретенные святые и утраченные святыни

 Так уж повелось, что в Крыму долгое время хорошо могут отзываться только о тех, кто решал конкретные проблемы местного населения, чьи деяния были оценены крымчанами, как действительно актуальные. Такие личности непременно становились героями крымских легенд, которым, как известно, свойственно все адаптировать под местные реалии, придавать всему здешний колорит. Вышесказанное, прежде всего, относится к одному из величайших проповедников, святому Клименту, папе римскому, рукоположенному самим апостолом Петром.

 Само собой, в первую очередь следует ответить на вопрос о том, почему один из римских пап почитается православными. Это важно, поскольку имеются прецеденты, когда на здании церкви приходилось вешать оправдательно-пояснительные таблички типа «покровитель сего храма хоть и папа римский, но православный святой энного века». И это не выдумка. Подобная практика одно время имела место в московском храме, храме Священномученика Климента. Более того, существует версия о том, что не понятое многими «истинно верующими» обывателями почитание римских пап в православии спровоцировало возникновение в народном творчестве такого неоднозначного явления, как православный анекдот.

 На самом деле ничего смешного и даже загадочного в этой теме нет. Известно 11 римских пап (не считая апостола Петра), которые причислены к лику святых православной церковью. До середины XI века западные святые спокойно включались в святцы поместных православных церквей и почитались, как защитники православия от ересей. Одним из таковых и был Климент Римский, вспоминать которого у крымчан есть особые причины.

 Существует несколько версий о том, каким образом Климент Римский попал в Крым. Согласно одной из них, он прибыл сюда проповедовать христианство и добился на этом поприще весьма значимых успехов - за три года построил 75 церквей и подготовил для них священнослужителей.

 Согласно другой версии, Климент был сослан на задворки Римской империи императором Траяном в 98 году. В этой версии как раз и описано то весьма конкретное и очень нужное для крымчан дело, за которое Климента до сих пор поминают на полуострове добрым словом.

 На месте заключения его встретили около 2000 христиан, осужденных на горные работы. Они со слезами припали к его ногам, особенно жалуясь на недостаток воды в этих местах. Мол, устье ближайшей реки слишком болотистое и воду невозможно пить, а для того, чтобы добыть хоть немного питьевой воды, нужно было пройти не менее 45 стадий (9 км)…» Климент внял просьбам местных, помолился, но не просто, а взяв в руки лопату. Копал он долго в «указанном свыше месте». И труд его был вознагражден. Так в отдельно взятой местности была решена актуальная для Крыма проблема с водой.

 Увы, чудотворный источник пересох в 1970-х годах. Вода пропала после создания неподалеку карьера по добыче камня. Правда, есть надежда, что вода вернется. Как вернулась в инкерманский Свято-Климентьевский монастырь частичка мощей святого, вывезенная некогда из Крыма князем Владимиром.

 Кстати, источник вымолил для крымчан и уже упомянутый Андрей Первозванный (может, поэтому его и отпустили с миром). Расположен он в нескольких километрах от села Генеральского. Некогда над этим родником существовала церковь, но в 1913 году практичные местные жители разобрали ее почти до основания.

Привязки географические и практические

 Крымчане твердо усвоили: ни одно историческое событие не обходит стороной их полуостров, и, соответственно, ни одна сколько-нибудь значимая личность просто не вправе миновать наш «геополитический перекpесток». Наверное, поэтому географическую и практическую привязку к местности обрела в Крыму и легенда о святой Параскеве.

 Святая Параскева Пятница - одна из наиболее почитаемых православных святых. «Бабья святая» - так говорят о ней, поскольку считают покровительницей женщин и матерей, хранительниц домашнего очага.

 Вкратце легенда о жизни святой Параскевы такова. Родилась она во II веке в Риме в семье благочестивых христиан (по одной из версий, ее отец был сенатором). После смерти родителей Параскева раздала всё имущество нищим и отправилась проповедовать языческим народам. В наиболее широко известном варианте легенды о странствиях Параскевы говорится, что, мол, пришла она в «город, в котором царствовал некто Тарасий. Она и перед ним предстала с проповедью благовестия Христова. Тарасий подверг ее многим страшным мучениям, но, видя, что ничто не может отвратить святую от веры во Христа, приказал отсечь честную ее голову». В крымском варианте легенды имя правителя «Тарасий» опускается. Зато упоминается, что там, куда упали первые капли крови мученицы, забил целебный источник. Рассказывают, что некогда у источника была найдена икона с изображением этой святой. В 1778 году греческие переселенцы увезли эту икону в Мариуполь, где она хранилась в церкви Рождества Богородицы. И, по преданию, однажды спасла город от холеры. На сегодняшний день местонахождение святыни неизвестно. Но в мае-июне 1863 года возле источника Святой Параскевы построили церковь, освященную в честь святой, а в сентябре 1864 года состоялось торжественное открытие Топловского монастыря.

Сегодня у Топловского монастыря сразу две святых покровительницы, и обе Параскевы: одна, та самая, родом из Рима, другая - русская из Подмосковья, игуменья Параскева, которая сберегла монастырь в сложные годы становления советской власти и была причислена к лику святых 25 марта 2009 года.

КОММЕНТАРИЙ КРАЕВЕДА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру