Загадка дольмена: как ритуальный объект оказался в центре города

Общественность Симферополя защищает памятник древности

На фоне нехватки воды, детских садов и школ есть в нашей республике сегмент вполне себе благополучный. Это памятники и памятные знаки, стремительное пополнение которых порой вызывает вопросы. Речь, безусловно, не идет о мемориальном комплексе, посвященном Екатерине II, украсившем столицу Крыма, и о замечательном коте - подарке симферопольцам от славного города Йошкар-Ола…

Общественность Симферополя защищает памятник древности

Но в любом случае появление новых памятников, независимо от того, являются они хорошими или просто разными, не должно стать причиной забвения памятников, существующих десятилетия. Таких как дольмен, установленный на улице Гавена в Симферополе.

Народный музей

 О том, что в Симферополе на улице Гавена, 101, с 70-х годов прошлого века находится сооружение из каменных глыб с интригующим для обывателей названием «дольмен», мы узнали от заинтересованной в его сохранении стороны. Никакой коммерции в вопросе не просматривается - за спасение дольмена взялась Крымская региональная экологическая историко-культурная общественная организация «Наследие Тавриды».

 - Дольмен был обнаружен Аскольдом Александровичем Щепинским в ходе археологического обследования зоны затопления перед строительством Северо-Крымского канала, - рассказывает председатель правления «Наследия Тавриды» Вячеслав Лобачев. - Именно археолог Щепинский был организатором народного музея в доме, расположенном по улице Гавена, 101. Так что, спасая дольмен, он перевез его по частям во двор того самого дома, где располагался музей.

 Дольмен разобрали на камни, каждый из которых пронумеровали, погрузили на транспорт, а после доставки на место - установили в правильном порядке. Чтобы конструкция была крепкой и не угрожала гостям музейного комплекса обрушением, ее в определенном месте усадили на металлический каркас и обнесли оградой.

 История умалчивает подробности легализации дольмена, и каких-либо бумаг по этому поводу общественникам собрать не удалось. Известно лишь, что после смерти археолога Щепинского в 1997 году народный музей археологии Крыма прекратил свое существование.

За бортом музея

 - Коллекции музея были перевезены в фонды Центрального музея Тавриды, - восстанавливает ход событий директор музея истории города Симферополя Ирина Вдовиченко. - Погребальная камера склепа осталась на своем месте, на улице Гавена. Несомненно, этот объект является аутентичным памятником археологии.

 А вот председатель Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым Сергей Ефимов относительно ценности древнего памятника придерживается иной точки зрения. По его версии, «дольмен не является объектом культурного наследия и не подлежит охране и принятию мер, осуществляемых в части компетенции регионального органа по охране культурного наследия». По версии господина Ефимова, «указанный объект может рассматриваться только в качестве музейного объекта». Свою точку зрения должностное лицо подкрепляет письмом ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН» и предлагает взять дольмен под охрану сопредельной организации - Минкульту Крыма. Говоря простым языком, Иван кивает на Петра, а сооружение из камней остается брошенным на произвол судьбы.

 - За памятником древности никто не ухаживает, - рассказывает Вячеслав Лобачев. - До того как наша организация начала бить тревогу, он оказался засыпанным строительным мусором и прочими отходами. Пришлось организовать уборку - другого выхода не было.

 К слову, говоря о наведении порядка возле дольмена, Вячеслав Александрович следует законам справедливости и отмечает единственного чиновника, оказавшего содействие. Речь идет о главе симферопольской городской администрации Игоре Лукашеве, который отдал распоряжение выделить спецтехнику для вывоза мусора с места большой расчистки. На том дело и замерло. Дольмен остается под опекой общественников, не имея никакой охранной грамоты.

 - Сегодня памятнику ничего не угрожает, - снимает градус накала страстей Вячеслав Лобачев. - Но завтра, как это у нас бывает, может появиться важная персона с острым желанием взять в аренду землю под дольменом. Скажем, для строительства гаража или еще какой-нибудь «важной» недвижимости. Тогда дольмен будет уничтожен и крыть нам будет нечем.

Энергия со знаком «плюс»

 Организация, возглавляемая нашим собеседником, не может смириться с такой перспективой. Всё, что нужно неравнодушным общественникам - охранная грамота, способная защитить дольмен. При этом Вячеславу Лобачеву и его команде совершенно не важно, как назовут чиновники археологический объект: его истинным именем, склепом или скифским ящиком. Главное, чтобы памятник, доживший стараниями советских ученых до наших дней, не оказался безвозвратно утерянным. Увлекшись историей дольмена, мы попытались выяснить его первозданное предназначение и настоящее «имя». По изложенной в документах версии Ирины Вдовиченко, памятник был обнаружен в ходе работ у села Астанино Ленинского района, на возвышенности в четырех километрах к югу от Казантипского залива. Щепинский с коллегами обследовали курганную группу, относящуюся к эпохе бронзы и скифскому времени. В одном из курганов исследовался каменный склеп 4 века до нашей эры со скифским погребением. Под руководством Виталия Александровича Колтухина каменная конструкция была перенесена на площадку перед народным музеем. И если следовать этой версии, дольмен, оставшийся без опеки государства, связан с усыпальницей коренных жителей Крыма - скифов. Есть и другая версия, которой придерживается инженер-гидрогеолог и инженер - инструктор биолокации в одном лице Владимир Берля. Владимир Николаевич досконально обследовал дольмен с магнитной рамкой и пришел к выводу, что с дольменом на улице Гавена не всё так просто.

 - Это культовое информационно-энергетическое сооружение, - убежден Владимир Берля. - Оно не имеет ничего общего с оккультизмом. Дольмен - сооружение со знаком «плюс», является усилителем геоактивных точек земли.

 Владимир Николаевич говорит, что действенность такого сооружения, как дольмен, возможна лишь при условии его правильной установки. Камни не только должны быть собраны в правильном порядке, но и находиться на нужном месте. Поскольку сооружение возле народного музея хоть и построено правильно, но стоит в случайно выбранном месте, свое предназначение оно не выполняет. Но не стоит спешить с выводами, что дольмен - всего лишь горка старых камней. Не всё так просто: никто не отменял такое явление, как «намоленность» определенного места. По мнению Владимира Берли, в дописьменные и доязыческие времена дольмены были самой мелкой составляющей очень сложной системы. Главными объектами этой системы были пирамиды, следующими - менгиры, а уже за ними - дольмены. Каждый камень древнего сооружения, перенесенного археологами на улицу Гавена, энергетически заряжен. В этом убежден Владимир Берля. Вместе с Вячеславом Лобачевым он подсказывает способ внедрения дольмена в современную жизнь Симферополя.

 ***

 - Мне звонят активисты из района, где установлен дольмен, и просят открыть калитку для экскурсии, - рассказывает Вячеслав Лобачев. - Информация о нашем историческом объекте есть в Интернете, так что посмотреть на него приезжают гости с материка.

Нет сомнений, что уникальный объект смог бы самостоятельно зарабатывать на свое содержание и приносить пользу нашему городу. Причем, не только материальную, если вспомнить о версии Владимира Берли. Вот только судьба дольмена пока висит в воздухе. Откликнулась было, как рассказал Вячеслав Лобачев, одна управляющая компания. Дескать, нам метлы и грабли негде хранить, вот если бы их в дольмен складывать, мы бы и охраняли всё одним махом. Отказались общественники: не смогли увязать древние камни с новыми метлами

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2018

Заголовок в газете: Дольмен Щепинского

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру