Кот в мешке: загадки и открытия в походе по Голицынской тропе

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно

В стародавние времена жители прибрежных поселков на территории нынешнего Судака промышляли рыбной ловлей. К берегу вели живописные тропы. Была такая тропа и в районе городского пляжа в Новом Свете. Сотни лет по ней к морю спускались рыбаки. Но теперь эта каменистая тропка носит имя Голицына, и прежние названия ее утеряны безвозвратно.

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно

  Лев Сергеевич Голицын по праву считается родоначальником игристого виноделия в Крыму. Хотя и учился он в Московском университете на кафедре римского права. Даже был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В аспирантуре, как сейчас бы назывался его статус. Во время учебы во Франции начал изучать виноделие. Князь Голицын начал свою винодельческую практику с тихих вин из выращенного под Феодосией винограда. Вино ему понравилось, и решил он прикупить у грузинского князя имение Парадиз площадью 230 гектаров для закладки виноградников. Вот тот 1878 год и можно считать стартовым для крымского шампаниста князя Голицына. Он начал строить винодельческие заводы и подвалы туннельного типа. У подножья горы Сокол в скальном массиве Коба-Кая Голицын также построил погреба для хранения и выдержки вин. Парадиз переименовал в Новый Свет и обустроил прогулочную тропу к морю. И коллекцию в этих подвалах собрал. Князь был почетным членом и даже председателем Комитета виноградарства Императорского общества сельского хозяйства Южной России. Но что-то пошло не так с финансами и здоровьем. Пришлось ему принести в дар Николаю II часть своего имения, винзавод, коллекцию вин и подвалы в Новом Свете. Это давало надежду, что производство, созданное им, останется в надежных руках.

Секреты грота

 Облик и условия посещения тропы Голицына меняются каждый год. Год назад довелось в мае заплатить за вход на тропу по 100 рублей с человека. А в июне уже не было ни кассира, ни охранника, ни калитки с будкой дежурного. Парковка автомобиля в Новом Свете у городского пляжа - проблемное дело. Лучше заранее продумать место, где можно оставить машину.

ФОТОРЕПОРТАЖ С ГОЛИЦЫНСКОЙ ТРОПЫ

 Тропа со стороны моря огорожена деревянным плетнем и начинается в тени развесистых айлантов и фисташек. Ширина ее здесь около 2 метров. Так что и императрица могла в пышном платье пройтись. Справа подпорная стеночка служит одновременно и для защиты от скатывающихся камней, и для отдыха притомившегося путника. Поросший лесом склон заканчивается ажурной кованой калиткой. Дальше тропа уходит под нависание скалы. Большая видовая площадка ограждена каменной стеной и позволяет любоваться пейзажем с мысом Меганом во всей красе. Вырубленные в коренной породе ступени сменяются железобетонным новоделом, тропа сужается до метра и огибает скалу. В штормовую погоду сюда долетают брызги морской волны. У линии прибоя под водой видны узкие и длинные скальные гребни, будто искусная рука их вырубила и уложила на дно. Неспешных туристов обгоняют местные жители с удочками и ведрами в руках. Они торопятся наловить подошедшей к берегу ставридки. Тропа спускается до уровня моря у входа в Голицынский грот. Насчет «Голицынского» - это уже перебор.

Грот существовал тысячи лет до Голицына, образован он был не стараниями человека, а только усердием морских волн, нашедших мягкую, податливую породу именно в этом месте. В этой нише шириной до 20 и высотой до 30 метров в средние века располагался христианский монастырь. Видимо, море уже не беспокоило своими волнами его обитателей. Сейчас в гроте можно увидеть построенные Голицыным каменные полки для шампанского и сцену для концертных номеров. И то и другое носит явные признаки хорошо подготовленного шоу для высоких гостей. Не стал бы винодел хранить дорогие вина на открытом воздухе, если есть большое количество настоящих подвалов. А сцена, по легенде, знала великого Шаляпина. Правда, сам Шаляпин никогда в Новом Свете не бывал. Это не мешает энтузиастам от музыки собирать слушателей и зрителей в гроте и давать концерты инструментальной и вокальной музыки...

Курс на Капчик

 Покидаем грот и по грунтовой лестнице, укрепленной круглым брусом и стальной арматурой, придерживаясь деревянных перил, поднимается на склон. Над тропой основательно поработали местные спасатели и рабочие лесхоза, в ведении которых она долгое время находилась. К началу сезона склон очищен от свободно лежащих камней, перила отремонтированы, ступени лестниц подправлены. Временами встречаются фисташка и можжевельник. Но пространство открыто палящим лучам солнца. Удивительно, как на таком солнцепеке и на таких скалах цветы и травы растут. Местами тропа вымощена камнем. Пройти по ней можно в любой обуви, но всё же лучше идти в кроссовках или в крепких сандалиях.

 В одном месте тропинка вновь спускается к самому морю на миниатюрный пляжик. Есть табличка, НЕ рекомендующая здесь купаться или останавливаться из-за опасности камнепадов. Но изнуренные жарой туристы не особенно прислушиваются к предупреждениям. А лестница поднимается к широкому деревянном мосту из круглых бревен через водную промоину и выводит нас на мыс Капчик.

Название мыса исходит от названия длинного мешочка на поясе дервиша. Другое его название - Хоба-Бурун - пещерный мыс. Мыс кораллового происхождения и в середине имеет сквозной грот длиной около 80 метров. К входу в грот ведет живописная тропа, вырубленная в скале и облицованная местным камнем. Но стальная кованая решетка закрывает грот от посетителей. Да и смотреть-то в этом гроте нечего. А вот стены у входа в грот внимания заслуживают. Многовековые выветривания и работа моря отполировали слои кораллов до блеска. Редкая для Крыма картинка.

На подходах к вершине мыса Капчик установлены таблички, запрещающие проход. Хорошо, когда спасатели заранее информируют гостей о грозящей опасности. Дескать, потом не жалуйтесь, что вас не предупреждали. На склоне много мелких камешков, укатиться с такой тропы не сложно. А падать есть куда. Вот у такой таблички нас обогнал молодой человек с рюкзаком, из которого высовывалась наглая рыжая морда. Парень легко взобрался на скалу, сделал пару фотографий и спустился на тропу. Узнали, что кот Руфус уже четыре года путешествует с Алексеем. Он и на каяках плавал, и на плоту сплавлялся по реке, и на велосипеде путешествовал, и в восхождениях участвовал. Многодневные походы ему не в тягость. Главное, что хозяин его вовремя поит и кормит, на вокзале не забывает. Очень расстраивается, когда хозяин его дома на выходные дни оставляет.

Съемочная площадка

 К востоку от мыса Капчик открывается панорама Голубой бухты и горы Караул-Оба. Морские извозчики у начала тропы нам про Царский пляж говорили. Что ж, следующий раз и на катере можно прокатиться. Бухту Царского пляжа давно облюбовали советские кинематографисты. Здесь сняты десятки популярных фильмов. Среди них «Пираты XX века», «Одиночное плавание». А чего стоит фильм «Спортлото-82» с Михаилом Пуговкиным в главной роли, снятый Леонидом Гайдаем в 1982 году. Было бы странно, если бы мы, поднявшись на мыс Капчик, не застали здесь съемочную группу. Стоит с десяток машин, работа кипит. Встречаем специалистов Мосфильма. Роман Дичак, продюсер фильма «Три времени года», поделился информацией: «Снимаем фильм о любви. О том, как нужно на пляже знакомиться с девушками. Автор сценария уже умер, это его единственная работа. Есть хорошие актеры. Всё остальное увидите на экране».

У моих спутников, профессиональных телевизионщиков Романа и Дилявера, есть возможность заглянуть на творческую кухню, где профессионалы кинематографа варят новое блюдо под названием «Фильм про любовь». Аппаратуры много, огромные камеры, осветительные приборы. Визажист кому-то грим накладывает. Бутафор коробки из-под новосветского шампанского по площадке расставляет. Зная пристрастие киношников ночные сцены снимать днем, а дневные - ночью, снегопад и метель - летом, а знойный пляж - в январе, команды «Камера, мотор!» дожидаться не стали. Вечереет быстро. Да и на небе облачность густеет.

 С мыса Капчик можно вернуться по знакомому пути, а можно подняться в можжевеловую рощу и выйти в центр Нового Света. Вокруг благоухают полевые цветы. Рвать и собирать их нельзя, а наслаждаться ароматом и яркими красками можно. Встречается сосна Станкевича с шикарной широкой кроной, длинной хвоей и невероятно красивой корой. Небо начинает хмуриться, но дождь всё никак не соберется. У нас есть шанс сухими добежать до машины. Но сюда придется еще не раз вернуться. Тропа Голицына того стоит. Да и окрестные горы без внимания оставлять нельзя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2018

Заголовок в газете: По Голицынской тропе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру