Тайны храмов и склепов: что раскопали крымские археологи

Научные изыскания

В 2023 году Институт археологии Крыма РАН отметит свой 75-летний юбилей.

Научные изыскания
Изучение могильника Опушки в Симферопольском районе. ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА КФУ ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО

За памятной датой - множество археологических экспедиций и раскрытых тайн исторического наследия в Крыму. Подводя итоги важной работы, крымские ученые-археологи говорят о важных находках, современных технологиях и неугасаемом интересе к культурному наследию.

Как отмечает директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко, Крым можно смело назвать главной археологической жемчужиной на карте Российской Федерации. История крымской археологии началась еще в досоветский период, а первые шаги на пути к фундаментальной работе были сделаны после Великой Отечественной войны.

- У истоков нашего института стоял выдающийся ученый Павел Шульц, - говорит он. - Вернувшись с фронта после Победы, он создал наш институт на базе Тавро-Скифской археологической экспедиции. После 2014 года институт получил свой высокий статус, который на территории Крыма и Севастополя носят всего десять научных учреждений.

Важным событием минувшего года Вадим Майко называет работы, направленные на сохранение памятников старины. В списки объектов, получивших защиту от государства, внесены важнейшие достопримечательности нашего региона.

- Велись работы по определению границ таких известных объектов культурного наследия, как городище Эски-Кермен, - отмечает он. - Те же самые процедуры проходили на городище Мангуп, в средневековом Судаке. Действительно, на таких важных архитектурных объектах не были определены границы. Конечно, они значились как объекты культурного наследия. Но для того, чтобы на них велись археологические исследования, они должны были стать археологическими объектами.

К числу достижений можно смело отнести открытие, сделанное археологами в древнем городище Эски-Кермен. По словам заместителя директора Института Эльзары Хайрединовой, открытие в данном случае было тесно связано с «закрытием».

- Традиционно считалось, что город, который раньше располагался на горном плато, занимал определенную площадь и на определенном этапе упирался в поперечную стену в северной части этого плато, - поясняет собеседница. - Все исследователи рисовали на планах эту стену, перегораживающую плато поперек. Действительно там был виден вал, казалось, что так оно и есть. Но в этом году мы провели исследования этого вала, в результате которого выяснилось, что это не стена совершенно, а край городской застройки. За ним продолжаются кварталы.

Изменение плана древнего города стало точкой отсчета для очень важного открытия. Новый взгляд на топографию расширил для археологов географию.

- Мы стали искать поперечную стену и у северного ущелья обнаружили храм, - делится хорошей новостью Эльзара Хайрединова. - Храм достаточно больших размеров, хорошо сохранился алтарь. На столбе, который его подпирал, высечены кресты, и видны углубления для реликвий. Сами реликвии не сохранились. Скорее всего, их забрали, когда город погиб в конце XIII века.

Раскопки храма возле Северного ущелья продолжаются, но уже сейчас археологи могут многое рассказать о своей находке.

- Храм сложен на специальном растворе с добавлением битой черепицы, - рассказывает Эльзара Хайрединова. - Это свидетельствует, что перед нами раннего времени храм. И мы по-другому можем смотреть на историю города. Можем говорить, что изначально, когда закладывалась крепость на плато, одновременно с ней были заложены и храмы - один в центре, который хорошо известен - Большая базилика, а второй стал большим открытием 2022 года.

По словам старшего научного сотрудника Института, президента Благотворительного фонда «Наследие тысячелетий» Анастасии Стояновой, продолжается работа Опушкинской археологической совместной экспедиции. Археологи и волонтеры приблизились к 400 погребениям в древнем склепе.

- Это четвертая часть объекта, - поясняет Анастасия Стоянова. - Работы ведутся в склепе I-II веков н. э. Важно, что этот склеп не был разграблен. Это просто удивительно, потому что в 90-е годы много было разграблений. В склепе прошло захоронение более 100 человек. Поздние скифы хоронили умерших одного на другом. Такой склеп был уже изучен, но особенность данного склепа в том, что его      конструкции совмещает грунтовое сооружение с использованием камня.

Вместе с археологами в раскопках активно участвуют волонтеры.

- Это люди разных профессий от 16 до 60 лет, - говорит собеседница. - Люди приезжают по зову сердца, несмотря на сложности в логистике. А еще в прошлом году после трех лет перерыва мы сделали археологическую школу для подростков. Ее прошли 18 человек от 14 до 16 лет из Крыма и других регионов России.

Поскольку археология только начинается раскопками, Анастасия Стоянова определяет три проблемы, возникающие на следующих после них этапах:

- Это хранение находок, их реставрация и экспонирование. В прошлом году в Центральном музее Тавриды была сделана выставка наших раскопок. Также был выпущен каталог на 640 предметов. Тираж его передан в библиотеки Крыма и Севастополя. Также работает портал «Открытая археология». На нем даже представлены тридцать вещей в виде 3D-моделей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 18 января 2023

Заголовок в газете: Тайны храмов и склепов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру