Как ученые из Симферополя детей в пробирках изучали

Крымский след в истории ЭКО

С помощью метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) на свет появились около 8 млн человек, что сравнимо с численностью населения небольшой европейской страны. Однако статистика умалчивает, сколько из этих людей знают о том, что первыми в мире экстракорпоральное оплодотворение в далеком 1955 году провели ученые Крымского мединститута: Григорий Петров, Борис Хватов и Исаак Брусиловский.

Крымский след в истории ЭКО

 А годы спустя их коллегам - нашим современникам: Владимиру Литвинову, Анатолию Рыбалке, Анне Сулима пришлось приложить немало усилий, чтобы доказать мировое первенство крымских ученых в проведении фундаментальных исследований по оплодотворению вне организма яйцеклеток человека. Что сегодня подтверждает памятная доска с именами первопроходцев, которую 15 февраля 2019 года установили на здании Медакадемии им. С.И. Георгиевского в Симферополе.

Впереди планеты всей

О том, как был совершен прорыв в мировой науке, рассказал выпускник Медакадемии, кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог Владимир Литвинов. Именно он стоял у истоков создания в 1993 году первой в Крыму и 11-й на пространстве СНГ лаборатории ЭКО в Межрегиональном Центре планирования семьи и репродукции человека Центра охраны материнства и детства (Роддом №2 в Симферополе).

- Почему пришлось добиваться международного признания достижения крымских ученых?

- Точкой отсчета стал период с 1955-го по 1966-й годы. Именно тогда в Крымском мединституте, на тот момент еще имени И. В. Сталина, на кафедрах гистологии и эмбриологии под руководством профессора Бориса Хватова, а также на кафедре акушерства и гинекологии при участии акушера-гинеколога, доцента Исаака Брусиловского, происходили события, несправедливо и, возможно, даже преступно преданные забвению. Это тогда молодой аспирант Григорий Петров провел успешные исследования и серию уникальных экспериментов по оплодотворению яйцеклетки человека вне организма, по сути предвосхитив будущее медицины. К сожалению, его исследования оборвались на пике и были забыты. А в 2010 году Нобелевская премия по физиологии и медицине «За разработку технологии искусственного оплодотворения» была присуждена британскому физиологу Роберту Эдвардсу. Это он, совместно с гинекологом Патриком Стептоу, в 1969-м в Кембридже в ходе пресс-конференции сообщил о «разработке технологии ЭКО». Именно эти ученые первыми в мире получили ребенка «из пробирки», используя технологию ЭКО, после переноса эмбриона в полость матки (ноябрь 1977 г.). В результате наступившей беременности появилась на свет девочка Луиза Браун (25 июля 1978 г.). Патрик Стептоу не застал всемирного признания: он ушел из жизни в 1988 году, а Нобелевская премия присуждается только живым. Без сомнения, Р. Эдвардс - заслуженный Нобелевский лауреат. Но горечь исторической несправедливости не покидала меня и моих коллег многие годы. Именно желание найти истину в запутанной, подчас намеренно сокрытой истории ЭКО побудило нас на длительные и кропотливые исследования.

- Итак, вы погрузились в расследование: какие тайны стали выходить на свет?

- В 1940 году кафедру гистологии и эмбриологии возглавил видный эмбриолог Советского Союза профессор Борис Хватов. До сих пор точно не известно, почему этот специалист, заместитель директора эндокринологической лаборатории Всесоюзного института животноводства, предпочел Москве провинцию. Ходили слухи, что профессор был «спрятан» в Крыму, проходя по одному из многочисленных «антисоветских» дел того времени. В начале 1950-х на основе многолетнего научного анализа репродуктивной системы млекопитающих и человека Борис Павлович пришел к твердому убеждению: культивирование яйцеклеток человека в культуре тканей возможно. Это было не просто повторение, а критическое переосмысление опыта зарубежных ученых - Рокка и Минкин, Шеттелса, позволившее избежать многих ошибок предшественников и современников. Собрав небольшую команду учеников, Хватов поставил перед ними задачу изучения репродуктивной системы человека. А Петрову было поручено «исследовать процесс оплодотворения и дробления яйцеклеток вне организма у млекопитающих, а если получится, то и у человека». За год аспирантом Петровым было проведено 1109 экспериментов: 120 на свиньях, 9 на лошадях и 980 на кроликах. Исследования процесса оплодотворения яйцеклеток млекопитающих вне организма оказались крайне удачными, и уже весной 1955 года профессор Хватов поручил Петрову продолжить эксперименты, но уже на половых клетках человека. Человеческие яйцеклетки, не в пример кроличьим, получать было тяжелее. На помощь пришел доцент кафедры акушерства и гинекологии Исаак Абрамович Брусиловский. На 40 полученных яйцеклетках человека было поставлено 500 опытов. И ученому удалось не только оплодотворить последние, но и проследить все стадии дробления эмбрионов в течение 3 суток, задокументировать весь процесс (на фото), словом, то, что до него никто еще не делал. Первые сообщения молодого аспиранта Петрова по оплодотворению и дроблению яйцеклетки человека invitro появились уже в 1955 году. 

Выпускник Медакадемии, кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог Владимир Литвинов

От пробирки до «Бутырки»

- Как был воспринят грандиозный успех крымской науки?

- К сожалению, тогда работы Петрова были восприняты научным сообществом неоднозначно. Его статья «Оплодотворение и первые стадии дробления яйца человека вне организма» (1958 г.) в одном из научных журналов вызвала резкую критику известного советского эмбриолога, профессора, член-корреспондента АМН СССР Павла Светлова. В 1959 году Светлов в этом же журнале опубликовал свой отрицательный отзыв (дискуссию) на статью аспиранта Петрова. Обращает внимание тот факт, что профессор Светлов сделал его только на основании трех представленных в статье фотографий, которые, по его мнению, не являлись доказательством оплодотворения яйцеклетки человека. Возможно, какие-то ошибки у аспиранта Петрова были. Но, скажите, как часто мы встречаем в научных журналах такие дискуссии, когда член-корреспондент АМН СССР, профессор оппонирует аспиранту? Вряд ли кто-то такое может припомнить.

- По сути, это - подтверждение того, что работа Петрова очень заинтересовала известного ученого из Ленинграда и была из разряда новаторских?

- Думаю, да. Тем не менее, можно только предполагать, почему столь видный и действительно талантливый ученый едва не зарубил на корню перспективные исследования. Ответ, возможно, кроется в биографии самого Светлова. В 1938 году он был арестован по обвинению «в клевете на Советскую власть и пораженческих настроениях» и почти два года содержался в Бутырской тюрьме. Большинству ученых-генетиков, памятуя о судьбе уничтоженных режимом коллег, пришлось каяться в мнимых ошибках. Не избежал этой горькой участи и Светлов. Может поэтому, когда в начале 70-х годов в Ленинграде группа ученых под руководством тогда молодого ученого А.И. Никитина, в институте акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта, первая в СССР, начинала исследования процесса оплодотворения яйцеклетки человека вне организма, об аналогичных исследованиях в Симферополе никто и не вспоминал. К сожалению, зря. И это не только мое личное мнение - в 2003 году в Санкт-Петербурге я встречался с акушером-гинекологом, профессором, одним из «отцов» отечественной репродукции - Эдуардом Михайловичем Китаевым, который тоже входил в группу Никитина. О деталях работы Петрова он услышал только от меня, почти 44 года спустя. После знакомства с диссертацией, статьями и видеоинтервью Петрова, Китаев с искренним сожалением отметил, что, если бы исследования Петрова были известны в 1971 году, работы в Ленинграде, возможно, продвигались бы быстрее. Но в начале 70-х годов XX века группа Никитина последовала совету профессора П.Г. Светлова, который не рекомендовал знакомиться с работами из Симферополя. 

Ученый из Симферополя

- И никто из отечественных коллег не поддержал крымских ученых?

- На фоне критики звучали и слова поддержки. Так, высокую оценку исследованиям в Крыму дал профессор, биолог, впоследствии ставший членом-корреспондентом АМН СССР Алексей Георгиевич Кнорре (Ленинград). Именно поддержка профессора Кнорре во многом способствовала продолжению исследований в Крыму. Итоги своей работы Петров подвел в 1959 году в кандидатской диссертации «Процесс оплодотворения яйцеклеток некоторых млекопитающих животных и человека». Опять же, в мире еще никто не проводил подобные исследования, а у нас в Крымском медицинском институте была уже защищена кандидатская диссертация! Исследования продолжались вплоть до 1962 года. А последняя работа «Оплодотворение и ранние стадии развития зародышей млекопитающих животных и человека в сравнительном аспекте» была опубликована в 1966-м и доложена на VII Всесоюзном съезде анатомов, гистологов, эмбриологов (Тбилиси, 1966 г.). Ее резюме: «Данные об оплодотворении и дроблении яйцеклеток человека в искусственных условиях говорят о возможности успешной трансплантации зародышей в матку после их культивирования в течение 2-3 дней вне организма». И это было за 3 года (!) до начала работ знаменитых англичан Р. Эдвардса и П. Стептоу в 1969-м, которые тогда на пресс-конференции в Кембридже заявили «о разработке технологии ЭКО».

- Сразу возникает вопрос: а за рубежом на работы Григория Петрова обратили внимание?

- Сообщения об исследованиях Петрова сохранились не только в научных журналах и дальних институтских архивах, но и в СМИ, научно-популярных журналах, высказываниях ученых и исследователей. Мы с коллегами методично искали и изучали их. И узнали, например, что в 1961 году в Ленинграде тот же профессор П.Г. Светлов принимал итальянского ученого Даниэле Анджело Петруччи, который показывал свои достижения в области оплодотворения яйцеклетки человека вне организма - двухнедельного эмбриона. Когда на пресс-конференции Петруччи задали вопрос: «Кого вы считаете своим предшественником?», итальянец ответил: «Конечно же, Григория Петрова, советского ученого из Симферополя».

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 17 ноября 2021

Заголовок в газете: Крымский след в истории ЭКО

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру