В Ялте 79 лет назад состоялась встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля

Между миром и войной

В период с 4 по 11 февраля 1945 года в стенах Ливадийского дворца проходила историческая Ялтинская (Крымская) конференция с участием лидеров трех держав - СССР, США и Великобритании. На исходе кровопролитной войны руководитель Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин, американский президент Франклин Рузвельт и английский премьер-министр Уинстон Черчилль договорились о мировом порядке на десятилетия вперед.

Между миром и войной

Как отмечает заместитель директора Ливадийского дворца-музея Ксения Гернет, интерес к Ялтинской конференции по-прежнему очень высок.

- Одна из экспозиций музея посвящена этому историческому событию, - говорит она. - Мы ежегодно проводим конференции, посвященные этой встрече. Многим людям интересно, что происходило в феврале 1945 года. Особенно за кулисами конференции: с точки зрения подготовки, вопросов обеспечения охраны, обслуживания.

Обращаясь к теме Ялтинской конференции, профессор кафедры истории России КФУ им. В.И. Вернадского Олег Романько отмечает ее непосредственную привязку к Крыму.

- Для нас, как для крымчан, она особо значима, потому что у нас, на полуострове, делили мир, - говорит он. - Нам, крымчанам, интересно, сколько икры на завтраках было, сколько шампанского Черчилль выпил. А ему, к слову, так понравился Ливадийский дворец, что он львов хотел забрать в Британию. Рузвельт и вовсе хотел приобрести весь дворец.

Несмотря на то, что эти задачи руководителям стран-союзниц выполнить не удалось: львы и дворец сохранили советское гражданство, в целом результаты встречи Большой тройки были достаточно высокими.

- На Ялтинской конференции решалось очень много вопросов, причем это были вопросы от самых грандиозных - таких как создание ООН, до, казалось бы, не значительных, но затрагивающих судьбы миллионов людей, - приводит исторические факты Олег Романько. - Я имею в виду известное Ялтинское соглашение о перемещении населения обратно в СССР. Также СССР возвращал военнопленных - английских, американских, которых он освободил во время наступления в Восточной Европе.

Что касается важнейших решений, ставших основой определения послевоенного миропорядка, то к ним собеседник относит следующие.

- Создание ООН, декларация об освобожденной Европе и, безусловно, пресловутый польский вопрос, - перечисляет Олег Романько. - Вообще половина времени, которое посвятили обсуждениям в ходе конференции, касалась именно польского вопроса. Кроме этого, был решен югославский вопрос. Он находился в тени польского, но тоже имел историческое значение. В дальнейшем перипетии обсуждения данного вопроса заложили основы конфликта между Сталиным и Броз Тито. Нельзя не отметить вопрос о репарациях, о вступлении СССР в войну с Японией и о капитуляции Германии.

Сегодня, когда наша страна находится в активной фазе проведения СВО на Украине, опыт Ливадийской встречи вселяет особенно большие надежды.

- Действительно, делить мир лучше на Одере стоя, а не под Белгородом, - рассуждает Олег Романько. - И если мы говорим о Ялтинской конференции, пока вряд ли что-то похожее предвидится.

В свою очередь, доцент кафедры политических наук и международных отношений КФУ им. В.И. Вернадского Андрей Никифоров, обращаясь к дню сегодняшнему, проводит параллели между войнами, в результате которых менялся мировой порядок и зоны влияния лидирующих стран.

- Борьба за собственные интересы, за лидерство, она исключительно в ходе глобальных военных интересов происходит, - отмечает он. - Эта борьба не прекращается. Сейчас идет обострение, связанное с тем, что явно соотношение сил меняется. Прежний мировой порядок не соответствует этому соотношению сил. Поскольку все хотят не просто разрушить мир, а просто взять его под контроль, такая вот перемежающаяся лихорадка растянется на достаточно длительный период. Хочется на это надеяться.

Куда качнется большая политика: в сторону большой войны или к повторению Ялтинского сценария - проведению переговоров по переделу мира, может подсказать ряд объективных факторов.

- К I Мировой войне раскачали гонку вооружений, перед II Мировой войной Германия разогналась настолько, что оправдать это можно было, захватив и разграбив соседние страны, - рассуждает Андрей Никифоров. - Сейчас я не вижу подготовки к войне. Они не переводят экономику на военные рельсы. Это не похоже на то, что было перед Второй мировой. Но есть арсеналы, которые позволяют все определить без подготовки - нажатием кнопки…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 7 февраля 2024

Заголовок в газете: МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру