Философия Крыма: о своеобразном восприятии реальности и пересекающихся потоках истории

На полуострове представители 175 национальностей живут в мире и согласии уже не одно столетие. «Благодаря крымской идентичности», - убежден доцент кафедры физической и социально-экономической географии, ландшафтоведения и геоморфологии КФУ имени В. И. Вернадского, политолог Сергей Киселев.

Философия Крыма: о своеобразном восприятии реальности и пересекающихся потоках истории
фото: МК в Крыму

Крымская идея

- Когда-то ученый-историк Василий Ключевский говорил о том, что Крым - это мешок, в который из всей Европы ссыпаются народы, - напоминает Сергей Николаевич. - Если посмотрим этническую историю региона, то увидим, как люди, совершенно чуждые этой земле, приходя на нее, обустраивались и со временем приобретали какие-то особые черты характера, поведения, отношения к окружающей природе, у них вырабатывалась своеобразная философия восприятия окружающего мира, которую можно обозначить простым термином - крымскость. Об этом не принято говорить, но существует некая особая философия Крыма. Потому что, даже с точки зрения географии, это - идеальный регион, почти остров, но связанный с материком, территория, которая большую часть своей истории находилась на периферии всемирных процессов, а несколько раз попадала в их центр. Если взять последние 70 лет, это - Ялтинская конференция, сделавшая известной во всем мире и Ялту, и Крымский полуостров, на которой были прочерчены контуры мироустройства после Второй мировой войны. Это 2014 год, который, по сути, запустил эти грозные события, которые мы сегодня наблюдаем. От многих экспертов в разных областях политической науки, международных отношений мы слышим: все началось в 2014 году. А что началось? Крым вернулся в Россию. И полуостров - не просто территория для нее: в Крыму крестился князь Владимир, отсюда - связь с Византией, отсюда, во многом, пришла символика на российский герб с двуглавым орлом и на герб Москвы с Георгием Победоносцем над въездными вратами Фроловской (ныне Спасской) башни Московского Кремля. Не случайно для многих, особенно в Советском Союзе, посещение Крыма было праздником, незабываемым событием, о котором говорили, помнили, писали стихи. Что уж говорить о людях, которые здесь живут, каждый день сталкиваются с этой неповторимой реальностью. В Крыму, даже находясь в степи, мы вдали видим горы, и не надо много времени, чтобы оказаться на берегу моря, где дует легкий ветерок с той же степи, несущий запах трав. И ты чувствуешь себя счастливым человеком, гармонически привязанным к этому уникальному природному уголку.

- Вам могут возразить обитатели других уникальных уголков, которых в России очень много.

- Природное своеобразие и великолепие Крыма дополняется его этнической мозаикой, связью с национальными ядрами народов, живущих в Крыму, их легендами, сказаниями. Я вырос в Старом городе Симферополя, где на 4 двора было до 40 национальностей. И в этом многонациональном «котле» мы «плавились», узнавали национальные кухни, сказки, предания, особенности поведения, разговорный акцент… В итоге у нас появлялось своеобразное крымское восприятие реальности.

- Поэтому и появилась ваша книга «Крымская идея»?

- Это сборник моих и коллег статей, в которых прослеживается вызревание крымской идеи, суть которой простая. Крымчане находятся в двух пересекающихся потоках истории: один - это древняя история полуострова, уже не существующих народов. А второй - это собственно национальная история. И когда ты в своем самосознании воспринимаешь как свои оба потока, они маленькими аспектами формируют твою идентичность.

- Примеров российских территорий, где есть такие же потоки, можно привести много.

- Я попытался найти объяснение этому явлению в своей работе «Пять постулатов крымского регионализма». Почему в каждом поколении возникает крымское региональное самосознание и региональная идентичность в независимости от национального происхождения жителя полуострова? Потому что действуют несколько факторов - природный, исторический, этнографический и хозяйственный. Плюс особая, как мы говорим, политическая судьба Крыма. Например, все задавались вопросом, почему у нас в 2014 году получилось фактически мирно вернуться в Россию, а у Донбасса нет? Я тогда от многих слышал: за все муки, переживания, ужас, которые Крым пережил в 20-м веке, Богородица накрыла своим Покровом полуостров, защитив его от войны и массового убийства. Конечно, причина заключается в особенностях характера местных жителей, в том, что в Крыму достаточно высокий уровень людей с гуманитарным образованием. В советские времена у нас была очень хорошая школа, ее реликты сохранились - по уровню образования мы остаемся на ведущих позициях. В 2014-м огромную положительную роль сыграли журналисты, музейные работники, экскурсоводы. В газетных, телевизионных материалах, публичных выступлениях, текстах экскурсий у нас всегда акцентируется внимание на особой любви к Крыму как таковому во всем его многообразии. И это на уровне подсознания закладывается у большинства жителей полуострова и потом проявляется в их конкретной политической деятельности. Крым - это еще и абсолютная ценность для живущих здесь граждан. Я делю население полуострова на две категории - те, кто является носителем крымского сознания, и просто люди, которые могут жить везде. Как правило, часть из них уезжают из Крыма. Но оставшиеся всеми фибрами души начинают его любить и воспринимать таким, как есть. Приведу пример - мой друг приехал жить в Крым из Калининградской области. Но сейчас иногда он даже больше крымчанин, чем некоторые родившиеся и выросшие здесь. За сломанную веточку он может не только словесно повоспитывать (смеется). Вот такие интересные вещи происходят с людьми в Крыму. Любовь к большой Родине начинается с любви к малой.

Доцент кафедры физической и социально-экономической географии, ландшафтоведения и геоморфологии КФУ имени В. И. Вернадского, политолог Сергей Киселев, фото из личного архива

Храм красоты

- Патриотизм большой начинается с маленького.

- И не противоречит большому, а дополняет его. Поэтому я прекрасно понимаю камчатского патриота, сахалинского, сибирского и т.д. Вспомним земское управление в России - это была попытка организовать мыслящие, трудящие общины, которые на свои заработанные средства благоустраивали территории, улучшали благосостояние всех. А когда появляется одна территория, где люди живут хорошо, вторая, третья, вся страна начинает жить лучше. Да, есть опасность какого-то сепаратизма, но для того и существуют системы диалога с общественностью, чтобы находить компромисс, возможность для сотрудничества. Поэтому нельзя отмахиваться от людей, которые, к примеру, говорят: бессистемная застройка ЮБК - это уродование Крыма, вырезание бульдозером изумительных склонов Волошинской Киммерии - удар по живому организму всего крымского самосознания. Ведь даже самые рьяные защитники природы понимают, что прогресс не остановишь, что будут строиться санатории, дома. Но не там, где «я захотел», а там, где, по согласованию с местным населением, это будет с минимальной травмой для природы и с максимальным архитектурным эффектом. И это должно быть красиво! Потому что главный фундамент, на котором покоится крымская идентичность, это - ландшафтно-природное окружение. Автор учебников по историческому материализму Павел Кушнер написал замечательную книгу «Этнические территории и этнические границы», которой он, марксист, а не идеалист восторженный, выразил простую мысль - территория, где на протяжении столетий проживает тот или иной этнос, приобретает этнические черты. Мы часто слышим, например, высказывание - «типично русский пейзаж». Даже анекдоты есть о том, что бандеровцы ходят и березки рубят, чтобы не пришел москаль и не сказал «типично русский пейзаж». Увидев дома-соты, говорим - Кавказ, рисовые чеки - Индонезия. И разрушение этого пейзажа, по сути, является уничтожением первоосновы любой идентичности, и крымская - не исключение. Необходимо сохранить ее и вернуть ощущение того, что Крым - это храм красоты! А мы всего лишь прихожане в нем. Наша задача - не позволить это сделать людям без чувства красоты и любви в сердце, настоящих человеческих ценностей, на которых держится история всех цивилизаций. Крым - территория, которая наглядно, вещественным образом демонстрирует это. Мы часто вспоминаем Пабло Неруду, назвавшего Крым «орденом на груди планеты Земля». И надо сделать все, чтобы и планета сохранилась, и орден на ней не был выброшен или продан по дешевке на рынке. Размышляя об этом, много лет назад я начал просто… фотографировать Крым. Интересный крымский человек, выход пород полудрагоценного камня, поляна с реликтовыми цветами, безумной синевы небо, морской прибой, пена на берегу… Из этого всего, как из ярких кусочков смальты, складывается моя концепция крымоустройства, гармоничного, организованного в интересах каждого человека пространства. Кстати, из всех периферийных территорий Российской империи Крым в наибольшей степени удалось адаптировать в ее состав. И спустя годы мы стали свидетелями феноменального явления: 1991 год, все бегут из России, а Крым бежит в Россию! Как это объяснить? Да потому что мать родная, потому что мы с ней навеки. Когда я много ездил в командировки, уже выходя из дома, начинал тосковать. Зато какую радость испытывал, если уже в районе Мелитополя просыпался в поезде и ждал, когда появится Сиваш, чтобы вдохнуть его йодистый запах. А когда на заре возникал силуэт крымских гор, был просто счастлив, потому что вернулся на Родину. Это - любовь, которая тесно связана с понятием космоса, только так это можно объяснить. Космос и хаос - две противоположности, а Крым своей гармонией в гармонии, простите за тавтологию, природы и человека - это явление космического порядка.

- По этому поводу вспоминается одна шутка…

- Вместо крымоцентризм говорят крымопупизм, - улыбается. - Но любовь и Крым так же связаны в нашем сознании, как и то, что мы гордо называем себя - крымчане!

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 13 декабря 2023

Заголовок в газете: ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ КРЫМА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру