Об этом на встрече с представителями СМИ рассказал заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства РК Исмет Аблаев.
По его словам, именно вододефицит является главной проблемой начавшегося отопительного сезона. В числе первых населенных пунктов Крыма его испытал город Симферополь.
- Для технических нужд основных четырнадцати районных котельных Симферополя требуется порядка трех тысяч кубометров воды в сутки, - приводит цифры Исмет Аблаев. - Комплексом мер, принятых на уровне главы республики и Министерства экологии РК, предусмотрено замещение использования питьевой воды. Для нужд котельных пробурены скважины, закуплены водовозки за счет средств республиканского бюджета, установлены дополнительные емкости с водой.
Всё это, как утверждает собеседник, позволяет осуществлять бесперебойную подачу тепла потребителям в условиях режимного водоснабжения. Однако в ходе процесса подачи тепла потребителям возникает ряд сложностей.
- Сети и котельные имеют большой уровень износа, - заявляет Исмет Аблаев. - Потери на сетях составляют порядка 60-70 процентов. Согласно программе теплосбережения, разработанной совместно с «Крымтеплокоммунэнерго», предусмотрено вложение 5-6 миллиардов рублей на решение этой проблемы в течение ближайших трех лет. Так, на 2021 год запланирована замена ряда сетей и котлов в котельных.
Ряд мер по замене изношенных теплотрасс был принят уже в ходе подготовки к отопительному сезону 2020-2021. Профильная производственная программа сработала на территории Симферополя.
- В рамках производственной программы по подготовке к отопительному сезону в Симферополе было заменено 8,5 километра тепловых сетей, - говорит Исмет Аблаев. - Все эти сети являются межквартальными, и работы по их замене связаны с большими сложностями. В городе на круглосуточном дежурстве пребывают восемь аварийных бригад «Крымтеплокоммунэнерго». Порывы устраняются в сжатые сроки.
Запуск котельных в досрочном режиме помог избежать гидроударов и связанных с ними крупных потерь воды. Как отмечает директор АНО «ЖКХ Контроль» Республики Крым Анатолий Петров, в этом году к зиме качественней МУПов приготовились частные управляющие компании.
- По сравнению с прошлыми годами количество обращений на «горячую линию» уменьшилось, - утверждает Анатолий Петров. - Жалоб меньше, а имеющиеся обращения носят локальный характер. Системы изношены, но аварийные бригады справляются быстро, порывов теплотрасс, которые нужно чинить неделями, нет. Реальную готовность к зиме показывает состояние жилого фонда. В этом году лучше подготовились частные управляющие компании.
В отличие от обеспеченных теплом потребителей Симферополя, жители ряда приморских населенных пунктов Крыма испытывают сложности в части качественной подачи тепла.
- Нужно доработать схемы теплоснабжения муниципалитетам Коктебеля и нижнего Приморского, - говорит Анатолий Петров. - Так получилось, что в схемы, действующие сегодня на территории этих населенных пунктов, не вошел ряд многоквартирных домов. Допустить нарушение прав жителей этих домов нельзя.
На отопительный сезон в этом году влияют не только организационные моменты, но и природные факторы. Так, в связи с засухой резко снизились запасы воды в Ялте, Алуште и Евпатории.
- Водохранилища в этих регионах подходят к критическому уровню, - предупреждает Исмет Аблаев. - В Ялте, Алуште и Евпатории разрабатываются мероприятия, аналогичные тем, что были проведены в Симферополе.
- Как отразятся средства, вложенные в водообеспечение, на тарифах для населения?
- В течение начавшегося отопительного сезона повышения тарифов на тепло и воду не будет. Но сегодняшний тариф не обоснован, так что вполне возможно небольшое повышение ставок на 2021-2022 годы.
- Не стала ли горячая вода в отопительной системе соблазном для любителей принять душ?
- Такая проблема существует. Но использование воды из отопительной системы для бытовых нужд отнюдь не безопасно. В нее добавляется реагент, после чего вода получает характеристики, не пригодные для жизнеобеспечения.