Мечты сбываются
До 1958 года Михаил Семенович жил и работал в Баку, пока не прочитал в газете, что в Крыму грядет великая стройка.
- Я узнал, что в Керчи будут восстанавливать металлургический завод им. Войкова. А я всю жизнь мечтал работать на крупных объектах, - восторженно делится строитель. - Получил приглашение, но строительство завода заморозили. Зато в Нижнегорском районе за 5 месяцев мы построили 100 домов для переселенцев.
После этого Михаила Семеновича направили в Бахчисарай на строительство цементного завода. Благодаря умелому руководству Хазанзуна и трудолюбию строителей, объект был возведен за 10 месяцев, вместо планируемых трех лет!
Прекрасно справляясь с поставленными задачами, Михаил Семенович менял крымские города и районы и в каждом оставлял свой след в истории. Следующие 10 лет он жил в Феодосии, работая начальником строительного управления и главным инженером треста «Феодосияхимстрой». По его словам, стройки в этом городе были интересные. Из запоминающихся - завод «Море», якорный завод по испытанию и сборке торпед «Гидроприбор» (пос. Орджоникидзе). За эти стратегически важные объекты главный инженер отвечал головой. Выполнив еще ряд крупных строек, Михаил Семенович спешил дальше - Крым стремительно развивался и преображался.
В период 1969-1970 гг. начиналось строительство в северном Крыму: нужно было конструировать завод «Титан» в Армянске и Крымский содовый завод в Красноперекопске. Михаил Семенович был переведен в трест «Перекопхимстрой» на должность главного инженера. Параллельно с промышленностью, строители решали вопрос с жильем для людей, поднимали животноводство, строили кормовые загоны для скота. В Армянске вся инфраструктура была закончена за четыре года. Можно смело говорить, что строители того времени возводили целые города, обеспечивая жителей и крышей над головой, и работой.
- У меня работа сложная, но увлекательная, - с искренней улыбкой делится сокровенным Михаил Семенович. - Говорят, что в период Брежнева была спячка, это период застоя. Ничего подобного - это было интересное время. Например, комплекс сернокислотного производства на 360 тысяч тонн мы сдали за 9 месяцев, когда по нормам такие объекты строят 2-3 года. Было много рабочих, всё механизировано. Я счастлив, что работал над такими жизненно важными для страны объектами.
Дисциплина и рекорды
В 1978 году пришло направление в Евпаторию. Привыкший к крупным промышленным объектам, Михаил Семенович недоумевал: «Что я там чебуречные буду строить?»
Всесоюзная здравница действительно нуждалась в реставрации и в грамотном руководстве. Прибыв в новый город, Михаил Хазанзун сразу начал знакомство со стройкой. В тресте «Евпаториястрой» в конце рабочего дня он застал прорабов, начальников участков, играющих в бильярд. А ведь в то время за невыполнение плана можно было и головой поплатиться, страна жила в режиме плановой экономики. Посмотрел на это дело Хазанзун и вмиг установил свои порядки. Ему потом еще не раз приходилось наводить дисциплину.
- Я ввел в привычку ежедневную утреннюю планерку, запретил играть в рабочее время. Как меня должны были встретить работники? - смеется заслуженный строитель. - Или такой момент. Вечером на второй смене приезжаю на объект - мы строили жилой дом. Пересчитываю альминские блоки - всего 7 штук поставили. Прикинул, что так мы месяц-полтора будем только один этаж строить. Тогда я порекомендовал начальнику управления выехать в Армянск, посмотреть, как там работает бригада под руководством Кудлаева. В Северном Крыму строители освоили 30 блоков за смену, что в результате выходило - этаж за 6 дней.
В тресте «Евпаториястрой» Михаил Семенович проработал 10 лет на должности управляющего. Михаил Хазанзун приложил руку к строительству первого в СССР завода «Пепси-Кола», к знаменитым на весь Союз пансионатам «Северный», «Лучезарный», «Россия», «Фотон», «Здравница», санаторию им. Н. Крупской, лагерю «Юный ленинец» (сегодня центр спорта «Эволюция»). При участии заслуженного строителя появились 5 детских садов, 5 общеобразовательных школ, из них две - в санаториях «Чайка» и «Здравница», а также школа искусств, детская инфекционная больница и хирургический корпус городской больницы, около 100 жилых многоэтажных домов. Новая инфраструктура появилась и в городе Саки.
Но не только стройки оставили след в памяти орденоносца. Оптимистичный и энергичный Михаил Семенович с теплотой в голосе вспоминает людей, с которыми его сводила жизнь.
Первая встреча с Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, одним из создателей атомного флота Советского Союза Григорием Просянкиным могла окончиться конфликтом. Григорий Лазаревич приехал по поручению министра обороны СССР Устинова: группа депутатов Верховного Совета и Героев Соцтруда предприятия «Севмаш» написала жалобу, что рабочим негде отдыхать и лечиться - строительству пансионата «Северный» не уделяется должного внимания. И Просянкин, как говорится, попер на коллегу. Но Михаил Семенович умел вести переговоры.
- Я предложил устроить совещание со строителями, обговорить сроки и наши проблемные вопросы. Каждый взял на себя определенные обязательства. Григорий Лазаревич приехал с новой проверкой через три месяца, каждый день ему докладывали, что делается на стройке. Он долго ко мне присматривался. В назначенный срок рабочие завода получили пансионат для отдыха, а я нашел друга в лице Просянкина. Нашему тресту он подарил бесценный подарок - металлические формы для изготовления сборных железобетонных конструкций для лифтовых шахт и санузлов вместо кирпичных.
Жить в Евпатории
Возникли проблемы и при строительстве санатория им. Н. Крупской. Лечебный корпус долго не могли закончить, и на строителей поступали жалобы. На объект с проверкой приехал дважды Герой Социалистического Труда, гендиректор предприятия «Южмаш» Александр Макаров. Михаила Семеновича он встретил, что называется, в штыки.
- Макаров так и заявил мне, что за этот объект я буду кровью расписываться. А я ему ответил: не надо меня пугать, я пойду прорабом работать, давайте разговаривать по-деловому, - вспоминает Михаил Хазанзун. - Александр Максимович со мной во всем согласился. После того, как санаторий был сдан в срок, он организовал для треста три тракторных прицепа «Беларусь» за символические деньги.
Пожив и поработав почти в каждом регионе Крыма, в 1987 году выйдя на заслуженный отдых, Михаил Семенович решился остаться с семьей в Евпатории. Помимо дела всей своей жизни, Михаил Хазанзун активно занимался общественной деятельностью. Неоднократно избирался депутатом городского совета. К его мнению и советам прислушивается и нынешнее руководство города - председатель Евпаторийского горсовета Олеся Харитоненко и врио главы администрации Роман Тихончук, чью работу он высоко оценивает.
Михаил Семенович участвовал в строительстве жилых домов для отселения людей из зараженной радиацией зоны Чернобыльской АЭС. Уже на пенсии вошел в состав экспертного совета при Совете министров Крыма, был членом-корреспондентом Академии строительства Украины, членом-корреспондентом Крымской академии наук. Работал в управлении механизации арендного предприятия «Строймеханизация». В 2005 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный строитель Автономной Республики Крым». В 2008 году удостоен звания «Почетный гражданин Евпатории». За строительство завода «Титан» и Крымского содового получил орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета», серебряную медаль ВДНХ. Он также лауреат премии Совета министров СССР и премии им. С.Э. Дувана.
- В 1991 году прекратил существование Советский Союз, а чуть позже эта участь постигла и трест «Евпаториястрой». Раньше в Крыму работало 200 тысяч строителей, один наш трест выполнял работ на 2 миллиарда в год. Сегодня я констатирую проблему кадров в Крыму. К нам приезжают «бракоделы», а собственных строителей нет. Нужно возрождать профтехучилища и взращивать своих, крымских профессионалов, - считает Михаил Хазанзун.