"Обули" ребёнка и мать его: как дурят покупателей в интернете

Цены в крымских магазинах остаются с накруткой, поэтому крымчане всё чаще за покупками идут в «сеть».

А там наивных и доверчивых всегда ждут и готовы... Купить кроссовки в незнакомом интернет-магазине может только очень азартный человек. Вместо стандартных одиннадцати с хвостом за пару обуви продавец предложил неполные четыре. Конечно, риск налицо, но вдруг повезет? Не видя в сумме, которую можно просто потерять, смертного приговора, нажимаю на мышку и выбираю «заказать». 

Цены в крымских магазинах остаются с накруткой, поэтому крымчане всё чаще за покупками идут в «сеть».

Уже на следующий день на телефон приходит звонок с кодом городского номера нашей славной столицы - Москвы. Принимаю вызов и пытаюсь выведать максимум полезных сведений у приятной девушки с четкими признаками ассимилятивного аканья.

Налетай - торопись

- Вы оставили заявку в нашем магазине, будете оформлять заказ и доставку? - вежливо спрашивает незнакомка.

- Хотелось бы, а товар точно соответствует описанию: фирма-производитель оценивает свои изделия гораздо дороже?

- Да, конечно, но мы скупили остаток коллекции, которая больше не будет производиться. Пересылка проходит «Почтой России», в коробке с обувью будет лежать пакет документов на возврат. А оплата за пересылку вернется к вам на телефон, если обратитесь в отделение связи в течение пяти дней с момента поступления посылки.

Дальше следует ряд уточнений - вплоть до фактического адреса фирмы. Ленинская Слобода - хорошо знакомая московская улица. Приходилось ходить по ней много раз, значит, и столичные друзья в случае возникновения проблем адресок найдут быстро. Последние секунды оцениваю степень риска: примерно пятьдесят на пятьдесят. Либо я куплю ребенку замечательную пару обуви за четыре тысячи вкупе с пересылкой, либо потеряю не смертельную, но обидную сумму. Желание порадовать сыночка берет верх - диктую незнакомке из Москвы свой симферопольский адрес. В целях успокоения и подтверждения собственной правоты начинаю обзванивать бывалых подруг. Все, как одна, высказывают полную солидарность со мной. Доводы традиционны: времена дикого рынка давно прошли, интернет-магазины уверенно заняли свое место в сфере услуг, скоро даже хлеб будем покупать кликом компьютерной мышки. Успокаиваюсь и радуюсь своей удаче, а телефон принимает смс-сообщение. В нем указывается номер моей заявки и телефон для связи на случай возникновения вопросов. Вопросов у любителя интернет-покупок нет: терпеливо жду выполнения служебных обязанностей «Почтой России».

Посылка с душком

Как и в случаях с обычными отправлениями из Москвы, посылка с обувью приходит через неделю. Прибегаю в почтовое отделение, заполняю стандартный набор из двух квитанций, вношу оплату в размере четырех тысяч рублей и получаю свою посылку. Факт обмана вскрывается вместе с пленкой, в которую запакована коробка. Вместо ожидаемой коробки из качественного картона с фирменными логотипами европейского производителя - кривая коробчонка из сомнительной бумаги. Содержимое упаковки окончательно сшибает с глаз розовые очки: за четыре тысячи рублей нельзя купить изделие, которое стоит в три раза дороже. Извлекаю на почтовый столик нечто странное и откровенно зловонное - тряпичную кроссовку с кривыми логотипами сразу двух брендов. Запах едкой пластмассы от подошвы вызывает желание отправить покупку в интернет-магазин, не занося домой. Конечно, в коробке нет пакета документов для оформления возврата. Благо работники почты вручают корешок квитанции, где указаны сведения об отправителе. Заполняю квитанцию для отправки, но работники почты настоятельно рекомендуют не отправлять кривые кроссовки обратно в Москву.

- Разберитесь, выясните точные сведения о магазине, чтобы зря не оплачивать услуги пересылки, - резонно советуют специалисты в отделении связи.

Пока зловонная обувка чадит на балконе, включаю мозги и пытаюсь связаться с продавцом по телефону, указанному в смс-сообщении, сопроводившем мой заказ. Разумеется, номер не обслуживается и больше того - выставлен на продажу. Перелистываю память телефона и нахожу номер «акающей» девушки - гаранта качества товара. Поскольку контакт городской - пересылаю его московской подруге. Что поделать: придется теперь ей провести переговоры с мошенниками и прокатиться к ним в офис. Но чудо и здесь проходит мимо двери: номерок, с которого только неделю назад щебетала представитель магазина, уже отключен.

Мысленно простившись с шансом вернуть деньги, открываю Интернет и набиваю запрос о покупке злосчастной обуви. Выскакивает множество сайтов, а на первой позиции тот самый, где был сделан заказ. Та же самая картинка с качественными кроссовками из дышащей кожи, сертификаты продавца и условия работы с клиентами. Одна небольшая, но очень важная деталь: на сайте нет он-лайн консультанта и не предусмотрена какая-либо обратная связь с клиентом. На нем не нужно регистрироваться, оставлять адрес электронной почты. С опозданием на неделю стоимостью в четыре тысячи рублей вижу подвохи, затуманенные желанием выгодной покупки.

Защита для потребителя

Теперь путь только один - к начальнику отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Виктории Вороновой.

- У нас очень развито такое направление торговой деятельности, как интернет-торговля, - констатирует факт Виктория Александровна. - Как правило, магазины, предлагающие совершить покупки через сеть, зарегистрированы за пределами Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Чаще всего местом регистрации таких магазинов являются города Москва, Санкт-Петербург и Владивосток. Но закон не вынуждает потребителей отстаивать свои права в судах этих городов. Проблемы нарушения прав потребителей можно решить через судебную инстанцию по месту регистрации.

Чтобы не стать жертвой обманных схем продажи через Интернет, Виктория Воронова рекомендует выполнять четкие правила безопасности.

1. Перед совершением покупки навести справки о магазине. Это позволяет снизить риск на 80 процентов.

- Внимательно изучите сайт, - советует собеседница. - Как минимум, на нем должна быть информация о наименовании субъекта хозяйственной деятельности, который предоставляет услуги по продаже товаров. Если деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, на сайте должно быть свидетельство о его государственной регистрации. Если речь идет о юридическом лице, подлинность такого свидетельства можно сразу проверить на открытом сайте налоговой инспекции - ЕГРЮЛ.

2. На сайте магазина должен быть указан его адрес. Адрес нужно четко знать, чтобы в случае возникновения проблем знать, к кому с ними обращаться.

3. Необходимо изучить отзывы о магазине на не связанных с ним сайтах. Чтобы изучить мнение покупателей.

4. Покупки, совершенные в социальных сетях у частников, не имеющих права на ведение торговой деятельности, не подпадают под закон о защите прав потребителей. Бороться в суде с обманщиками придется собственными силами и за собственный счет.

Как ни странно, ситуация с фальсифицированными кроссовками не оказалась безнадежной. Виктория Воронова предложила обратиться к специалистам Центра консультирования по правам потребителей, действующего в структуре Роспотребнадзора.

- Существует множество сайтов-однодневок, которые собирают с доверчивых граждан деньги, а после этого исчезают, - напоминает Виктория Воронова. - Если на момент подачи претензии к продавцам их сайт исчез, следует написать заявление в правоохранительные органы.

Пользуясь предоставленной возможностью, Виктория Воронова напомнила читателям «МК в Крыму» о работе «горячей линии», к специалистам которой можно обратиться при нарушении прав потребителей. Для удобства пострадавших контакт с сотрудниками Роспотребнадзора проходит в мобильном режиме по номеру: +7 (978) 91-91-124.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру