Как в Крым будут привлекать платежеспособных яхтсменов

Представители общественности и органы власти встретились в Ялте, чтобы обсудить роль яхтенного туризма в развитии индустрии гостеприимства и бизнес-среды Республики Крым и г. Севастополя.

На круглом столе эксперты подняли вопрос улучшения имиджа крымских морских портов. Специалисты едины в одном – потенциал у полуострова, как у яхтенной мекки, безусловно, есть. Но вот чего не хватает, так это строительства яхтенных марин (специализированных стоянок для яхт, лодок и маломерных судов), инфраструктуры, квалифицированных кадров и единого информационного центра для поддержки и сопровождения яхтенного туризма.

По словам вице-президента Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексея Волкова, в этом сезоне Крым встретил беспрецедентный поток туристов.

– Все, кто обычно отдыхали на Сардинии, в Монако, Черногории – в местах скопления яхт – этим летом приехали в Крым, – отметил Алексей Волков. – Сегодня надо пересмотреть отношение к флоту и водным перевозкам, необходимы скоростные перевозки в Черном море, нужна круизная составляющая, а не одно старое судно, что мы имеем сейчас. Перед нами стоит задача переформатировать отношение к транспортной инфраструктуре портов от грузоперевозок к пассажирским перевозкам.

В настоящее время яхтинг и парусный спорт в России развит слабо. Хотя это довольно прибыльное направление туризма во всем мире. Ежегодно на содержание своих яхт за границей россияне тратят 200 млн. евро. Жаль, что эти деньги не остаются в родной стране. Средняя стоимость стоянки яхты в Европе – 100 евро за ночь. В Турции 25% прибыли от туризма приносит яхтенный отдых.

В Крыму марин нет. Есть несколько сотен причалов, построенных еще в советское время, но большинство из них разрушены.

Директор морского агентства Олег Кумкин обозначил следующие проблемы: короткий курортный сезон по сравнению с Турцией и Европой, бюрократическое отношение к данному бизнесу и  ограниченность существующих мест для размещения яхт.

– В этом году к нам из Европы прибыло порядка 8 больших яхт. Они остались зимовать, но если откроется Европа, уйдут обратно, потому что у нас нет структуринга для яхты, – развел руками Олег Кумкин. – Но есть предложения. Во-первых, нужно уменьшить пошлину с 40 до 5%. Во-вторых, сократить сроки постановки на учет судов на таможне, оценивая всего лишь по двум критериям – это год выпуска судна и его объем. И, в третьих, сократить срок получения разрешительных документов для осуществления деятельности по перевозке пассажиров. Тогда миллионы, которые оседают за границей, могли бы оседать у нас.

Яхтсмены на своем опыте знают, как проблематично проходит процедура растаможивания плавсредств. Ввозная таможенная пошлина может достигать 70% от стоимости яхты.

Но это не единственные сложности. Представители морского порта в Ялте рассказали об особенностях работы электронной системы базы «Судозаходов в порты РФ». Прежде чем получить разрешение на стоянку, капитан судна должен оформить статус агента. И это нужно сделать в будние дни в рабочие часы. Кроме того, это занимает много времени. Нужны варианты упрощения регистрационных правил для входа и выхода судов в акватории крымских портов.

Путешественник, писатель Андрей Невзоров пришел в Севастополь на яхте из Ростова. Яхтсмен отметил положительные изменения в общении с пограничниками и предложил альтернативные решения стоянок: привязывать лодки к якорям. Это экологически безопасно и экономно: якорь с установкой обойдется в 30 тыс. руб., а за стоянку можно брать от 10 долларов, как это делают в Европе.

Директор по развитию ООО «Черноморская чартерная компания» Вадим Денисов призывает государство к решению вопроса.

– У нас нет условий для яхтенного туризма, – заявляет Вадим Денисов. – Нет марин, инфраструктуры, элементарно душевых, туалетов. В Крыму прекрасный 5-месячный сезон, сравнимый с хорватским, но что здесь делать? Нет ни одной экономически-выгодной марины, кроме Керчи и Феодосии. Любая марина перспективна, если за ней есть земля, на базе которой можно что-то организовать. Сколько блага принесет каждая яхта государству! 100 яхт – это более миллиарда рублей. Сколько рабочих мест будет создано. У нас топливо и стоянки в два раза дешевле, чем в Европе. Нужен платежеспособный клиент, который привык к сервису и может тратить деньги, но таких мы сюда не притягиваем. А  вообще, пока нет больших государственных инвестиций в инфраструктуру, это возня в песочнице.

Как вариант, привлечение инвесторов с предоставлением им участка, где они будут создавать туристическую инфраструктуру с общепитами, средствами размещения.

Директор детского морского порта в Ялте Ольга Яковлева считает, что кадры нужно воспитывать с детства. Этим как раз занимается их центр.

 – У нас остался единственный морской центр в Крыму, где мы развиваем морские виды спорта и профессии, – рассказала Ольга Николаевна. – Я несколько лет поднимала вопрос, давайте развивать это направление, мы находимся на берегу моря, у нас есть все условия. Очень популярно было в советское время, почему бы сейчас не возродить? Два года от меня отмахивались. Вроде, вектор поменялся, но пока не будет заинтересованности местной власти, ничего не сдвинется.

По словам Яковлевой, если пару лет назад желание заниматься парусным спортом проявляли не более 20 детей, то в этом году их почти 90. Но охватить всех не позволяют условия и финансовые возможности.

Алексей Волков пообещал внести этот вопрос на поручение президенту. «В подгруппе Госсовета у нас есть кадровое образование. Думаю, президент отреагирует, он на такие вещи позитивно смотрит. Если мы хотим развивать внутренний туризм, нам нужна подготовка кадров», – добавил вице-президент ОСИГ.

Заместитель министра курортов и туризма РК Юлия Мартыненко рассказала, что ведомство заинтересовано в развитии яхтенного туризма. На сегодняшний день заказано технико-экономическое обоснование для создания инфраструктуры пассажирских морских грузоперевозок, в том числе яхтенных марин.

– В планах создание яти яхтенных марин и порядка 20 порт укрытий, – проинформировала замминистра. – Рассматривается Керчь, Феодосия, Коктебель, Ялта, Алупка, Алушта, Евпатория, Саки. Это должно быть место, где будет больше экономического эффекта. После подготовки технико-экономического обоснования, появится понимание, о каких суммах будет идти речь. Мы эту историю поддерживаем, но это будет не быстро. Надеюсь, со следующего года сможем говорить о конкретных цифрах.

Ранее крымским парламентом обсуждалось, что планируется построить 15 яхтенных стоянок в Крыму и от 17 – в Краснодарском крае. Будет рассматриваться вопрос создания свободной экономической зоны для яхт, произведенных внутри страны, чтобы дать этой сфере толчок. Известно точно, что крымские судостроительные заводы «Море» и «Залив» с такой задачей справятся. Протяженность линии крымского побережья – две с половиной тысячи километров, этого хватит, чтобы создать достаточное количество специализированных гаваней и стоянок.

По итогам круглого стола было решено создать рабочую группу по развитию яхтенного туризма. Уже сейчас выработаны предложения. Речь идет о развитии яхтенной инфраструктуры: оборудования специализированных гаваней, урегулирования нормативно-правовой базы, размещения в них соответствующих судов, снижение налоговой нагрузки и совершенствование системы налогообложения для предприятий, финансирующих развитие яхтенного туризма, улучшение имиджа и маркетинговой политики продвижения портов Крыма и Севастополя. Необходимо строить марины, создавать инфраструктуру для яхт, для соревнований и отдыха, развивать отдельную базу для ремонта марин, создавать законопроекты, которые будут позволять как российским, так и зарубежным инвесторам приводить сюда свои деньги, не боясь за их сохранность.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру