Как Денис Никифоров помешал диверсантам сорвать Ялтинскую конференцию

На волне успеха первого сезона военных приключений наших контрразведчиков создатели фильма сразу же придумали новое задание для оперативников СМЕРШа. Если капитану Сироте пришлось искать компрометирующие документы в подземелье бывшей ставки Гитлера где-то возле Винницы, то теперь майору Рощину предстояло разоблачить диверсионный центр в Крыму. Естественно, у нас на полуострове и проходила основная часть съемок сериала «Смерть шпионам - 2».

Как Денис Никифоров помешал диверсантам сорвать Ялтинскую конференцию

Органист под прикрытием

Завязка этой истории происходит на молдавско-румынской границе. Время действия - октябрь 1944 года. Одни эшелоны с советскими войсками направляются освобождать Европу от фашистов, другие - с ранеными бойцами - возвращаются домой. Неожиданный эпизод на станции Кагул переполошил нашу контрразведку. Во время проверки документов лейтенант Кошкин вдруг открыл стрельбу по пограничникам. В ходе перестрелки он был смертельно ранен, но успел проговориться, что ехал на встречу с немецким резидентом в Крым - в один из военных санаториев. С его документами на «оздоровление» к морю как раз и отправляется Рощин. Дело-то нешуточное: через три месяца в Крыму должна состояться встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля, а тут - диверсанты! Зацепить ниточку из этого клубка Рощин надеется по кисету с коралловой бусиной, который нашли у Кошкина. Предполагается, что это знак для резидента…

В силу разных обстоятельств, и прежде всего из-за графиков актеров, съемки начались с заключительной серии. Первую неделю кинематографисты провели в Севастополе и его окрестностях - ночью возле музейного комплекса «35-я береговая батарея» снимали встречу майора Рощина с «органистом» - нашего связного играет Альберт Филозов.

- Органист - это не прозвище, - рассказывал на съемочной площадке Альберт Леонидович. - Это его легенда прикрытия. Мой персонаж действительно музыкант, играет на органе в одном из католических костелов. И я рад, что мне есть здесь что играть - у героя интересные психологические мотивировки. Он же из немцев-колонистов, а выступает на другой стороне и вот-вот узнает, что его дочь совсем не та, какой и он, и другие ее представляли…

У Альберта Филозова уже была в биографии роль, связанная с диверсией против лидеров Большой тройки. В знаменитом фильме режиссеров Алова и Наумова «Тегеран-43» с участием Алена Делона он играл Шернера.

- На этот раз, почти тридцать лет спустя, - уточнял Альберт Леонидович, - у меня более активная по действиям роль. А тогда я очень просил Наумова: «Ну, дайте же мне пострелять, дайте же что-нибудь сделать!» Меня успокаивали: «Ты стрелять не умеешь, и в кадре это будет выглядеть нелепо».

Орган с костелом снимали в Житомире, там и состоялся основной выход Альберта Филозова, а в Крыму он только передал секретные чертежи особых немецких планеров, которые не могут засечь советские ПВО. Там же, на 35-й батарее, в одном из ночных эпизодов появляется актер Никита Тюнин - в первой части сериала «Смерть шпионам» он в роли капитана Сироты был главным действующим лицом. В продолжении истории Марка Греся от него эстафету принял Денис Никифоров.

Перестрелка и подмены

Примерять шинель майора Рощина актеру Денису Никифорову пришлось с финальных сцен. Его герой появился на съемочной площадке со шрамами на лице, опирающийся на трость. Гримеры так «обработали» Дениса, что его и мама родная не узнала бы. Ночью в свете прожекторов он казался гораздо выше своего роста. Этот эффект закреплял контраст с невысоким Альбертом Филозовым.

- Финал снимали в первый же день, - уточнял Денис Никифоров. - И Аня (режиссер Анна Гресь - прим. авт.), просмотрев материал, сказала, что все у нас получилось. Мой Рощин там какой-то большой и суровый, у него даже черты лица отличаются от того, что зрители увидят в предыдущих сериях. А ведь он должен изменяться в обратном порядке. Задача непростая, но с ней я сталкиваюсь не в первый раз. У меня уже вторая такая картина в жизни. В «Последнем бронепоезде» мой герой был совсем молодым солдатом, у которого все в жизни впервые - и война, и любовь, и первый подстреленный фашист. А тут уже человек, который принимает мгновенные решения и нажимает на курок глазом не моргнув…

После ночных съемок Денис Никифоров появился на площадке заметно помолодевшим - без шрамов и трости. Фуражку сменил на пилотку, и история для него только начиналась. Правда, с серьезной переделки в Инкермане, в которую он попадает вместе с капитаном Маточкиным - в исполнении Артура Вахи.

- Это Герой Советского Союза, и этим многое сказано, - пояснял тогда Артур Ваха. - Потому что тогда люди, удостоившиеся такого звания, - это все равно что молодой артист, снявшийся в каком-то сериале, который видела вся страна, и он гордится этим, ничем не оправданно, так сказать, счастьем и славой. И вот приблизительно так же Маточкин получил Героя Советского Союза, и теперь он все время поглядывает на свою звезду, которая у него на груди поблескивает. Звезда Героя - это же такой знак! Можно, расправив грудь, идти в женский коллектив, думая, что каждая женщина теперь твоя… Он мужик недалекий такой, но очень добрый и наивный, похожий на ребенка. 

ДТП с перестрелкой снимали как раз на том же месте, где Павел Чухрай в 2003 году сбрасывал в пропасть ЗИМ на съемках фильма «Водитель для Веры». В Инкермане у съемочной группы была неделя настоящего экшна: засада для Рощина, бой партизанского отряда Гольца (Юрий Стосков) с бандой Григоряна (Максим Дрозд), падение мотоцикла в пропасть, рейд бойцов СМЕРШа с поисковыми собаками… У пиротехников с каскадерами работы было хоть отбавляй - тряслась земля от взрывов и перехватывало у очевидцев дыхание от каскадерских трюков. Одной из самых драматических сцен стала смерть фронтового корреспондента Фанариотова. В пропасть улетал каскадер, а до этого на мотоцикле, фиксированном на платформе, «мчался» киевский актер Петр Миронов. Ему пришлось «погибать».

Без локационных подмен кинематографистам никак не обойтись. Следы цивилизации подпортили предполагаемую географию фильма. По сценарию санаторий, куда направляется Кошкин-Рощин, расположен в Коктебеле, но современные застройщики так изуродовали «лицо» легендарного курортного поселка, что там уже практически невозможно отыскать планов полувековой давности - отовсюду прет новострой с кондиционерами и спутниковыми антеннами. И коктебельским санаторием стала противотуберкулезная здравница в Старом Крыму. В кадр попала арка у центрального входа и фасад главного корпуса, а все внутренние помещения с палатами, столовой и душем Шарко уже снимали в Киевской области. А на полуострове съемочная группа еще отметилась в Балаклаве, в Евпатории и в горах возле Бахчисарая. Потом создатели фильма «Смерть шпионам - 2» переехали из Крыма в Киев и в Житомир. Там уже снимали и молдавско-румынскую границу, и кишиневское отделение СМЕРШа, и даже симферопольский вокзал! Такие чудеса перемещения в пространстве и времени возможны только в кино.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 21 мая 2025

Заголовок в газете: ОХОТА НА ШПИОНОВ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру