Подходя к замку, невольно задираешь голову, чтобы как следует разглядеть узкие окна, башенки с бойницами, зубчатые парапеты, родовой герб Гагариных. На нем пара рыцарей держит геральдический щит, а выбитый на ленте девиз гласит: «В древности - сила». Стены замка облицованы желтой плиткой, имитирующей кирпич. Когда узнаешь, что в качестве архитектора выступил сам Николай Краснов, понимаешь: иначе и быть не могло. Любое творение знаменитого зодчего - всегда украшение и гордость.
Южная и восточная части стен заплетены плющом, поднявшимся до самой крыши, а она действительно ярко-красного цвета. Это уже старая неизменная традиция. На ней башенки, трубы да старенький флюгер, скрипящий под ветром. Отсюда открываются замечательные виды на Аю-Даг, поселок Партенит, склоны гор, покрытые зеленью, море.
Замок и его хозяева
История замка начинается с русского военачальника и государственного деятеля генерал-лейтенанта Андрея Михайловича Бороздина, назначенного в 1807 году таврическим гражданским губернатором. Шесть лет спустя на небольшом мысе напротив Аю-Дага им была приобретена земля, куда входили поселения Кучук-Ламбат и Биюк-Ламбат. Вскоре тут был построен дом, где Бороздин поселился, выйдя в отставку в 1828 году, а также разбит великолепный парк с множеством экзотических деревьев. В свое время здесь бывали Пушкин, Грибоедов, Мицкевич, Жуковский.
Но так уж случилось, что обе дочери Бороздина связали судьбу с революционерами, чем и себе жизнь усложнили, и отцу добавили хлопот.
Остановимся на старшей - Марии, именно она в дальнейшем унаследовала имение отца на южном берегу и стала собственницей Кучук-Ламбата. Прекрасного воспитания и галантных манер высокого широкоплечего красавца итальянца, штабс-капитана Иосифа Поджио было достаточно, чтобы пленить девичье сердце. Марию ничуть не смущали ни иная вера избранника, ни 12-летняя разница в возрасте, ни даже четверо детишек от первой покойной жены. Любовь есть любовь - она не выбирает. Несмотря на категорическое неприятие зятя отцом, брак все же был заключен.
Ей 21, ему 33. Глядишь, может, и жили бы в радости и счастье, но уже через год Поджио, как участник тайной революционной организации «Южное общество», был арестован и приговорен к ссылке в Сибирь. Как сообщает один из интернет-ресурсов: «После отбытия мужа в Сибирь, Мария Поджио развелась с ним и летом 1834 года вышла замуж за князя А.И. Гагарина». Ах, если бы все так просто и было!
Мария, несмотря на уговоры отца, твердо решает следовать за любимым супругом. Понимая, что остановить ее не удастся, Бороздин тайно просит императора Николая I заменить Сибирь заточением в крепость. Так Поджио оказался в Шлиссельбургской крепости, без права переписки и свиданий. Восемь лет Мария отправляет письма по всей стране в надежде найти место поселения супруга и каждый раз получает ответ: «Здесь такой не значится».
Сохранился текст ее письма императору Николаю I: «Знаю всю великость преступления мужа моего, не смею и просить о помиловании его; но, будучи его несчастною женою, зная всю священную обязанность моего союза, прошу объявить мне местопребывание преступного, но несчастного мужа моего, дабы я могла, соединясь с ним, исполнять до конца жизни моей данную пред Богом клятву…»
Наблюдая за дочерью все эти годы, отец не выдерживает и открывает наконец ей правду и делает предложение: или Поджио, здоровье которого к тому моменту было неважным, остается в каменном мешке крепости, или его отправляют на поселение в Сибирь при условии, что Мария забывает о нем и находит себе нового мужа. Ради здоровья любимого она соглашается. В 1834 году, смирившись с судьбой, Мария выходит замуж за гвардии ротмистра, а впоследствии генерал-лейтенанта русской императорской армии, князя Александра Ивановича Гагарина. Поджио при этом был выпущен из крепостного каземата и отправлен в Сибирь, где прожил еще 14 лет, до 55-летнего возраста.
В 1838 году умирает хозяин Кучук-Ламбата Андрей Михайлович Бороздин. Имение переходит в собственность Марии, бывшей на тот момент уже супругой князя Гагарина. Погасив долги тестя, князь с энтузиазмом берется за восстановление запущенного имения, превратив его в один из замечательных уголков Южного берега. Мария Андреевна была довольна таким отношением второго супруга к хозяйству отца, а что касается семейного счастья, как говорится, стерпится-слюбится, но… судьба распорядилась иначе.
В ноябре 1844-го обостряется ситуация на Кавказе, и генерал-губернатор Воронцов спешно выезжает туда, получив должность главнокомандующего. Следом за ним отправляется и его адъютант - князь Гагарин, конечно вместе с супругой. Вначале они проживают в Тифлисе, а вскоре Гагарин получает должность губернатора Кутаиси. Несмотря на смену обстановки и новые знакомства, прошлое не отпускает Марию, она часто грустит, а что еще хуже, болеет.
Однажды после бала разгоряченная княгиня решила принять нарзанную ванну, которая оказалась слишком холодной. Сердце Марии не выдержало. Ей было всего 45. Поговаривали, что незадолго до этого она узнала о кончине в Сибири Иосифа Поджио. Так или иначе, в 1849 году князь Александр Иванович Гагарин в 48 лет становится вдовцом. Мария Гагарина была похоронена в семейном склепе Кучук-Ламбата, рядом с отцом, Андреем Бороздиным. Само имение становится собственностью Гагарина.
Убитый горем, князь уходит с головой в административную работу: улучшает инфраструктуру Кутаиси, стимулирует сельское хозяйство, строит гимназию, мосты, дороги. Однако все течет, все меняется, горе забывается.
Там, где живет любовь
Спустя 4 года после смерти супруги Гагарин наконец приходит в себя и все чаще обращает внимание на молодую красавицу, представительницу древнего грузинского рода, 27-летнюю княжну Тасо Орбелиани. Князю на тот момент было уже 52. Несмотря на такую разницу в возрасте, они женятся по взаимной любви, живут душа в душу и мечтают о переезде в Крым, в имение Кучук-Ламбат, и строительстве своего собственного замка любви. Однако… судьба вновь нарушает планы молодоженов, подарив им всего 4 года счастья.
В октябре 1957 года в результате нелепого конфликта молодой и вспыльчивый князь Сванетии Константин Дадешкелиани тяжело ранит кинжалом Гагарина, и спустя пять дней Александр Иванович умирает. Надо ли рассказывать о состоянии Тасо, потерявшей все: мужа, любовь, счастье, мечты… Долгое время княгиня ни с кем не общается, а потом покидает Кавказ и уезжает в Крым, в имение супруга, где они хотели вместе провести остаток жизни.
Проживая в Крыму, Тасо Орбелиани, нет, уже Анастасия Давидовна Гагарина, благоустраивает имение, ухаживает за садом, занимается благотворительностью, возводит небольшую домовую церковь во имя св. князя Александра Невского. Уже в преклонном возрасте, к 50-летию гибели любимого супруга, княгиня решает построить замок мечты, о котором они мечтали вдвоем, когда были рядом, когда были счастливы.
Средств на строительство Анастасия Давидовна не жалела. Строительные материалы для дворца в основном были завезены из-за границы: облицовочная плитка и мрамор из Италии, венецианские стекла - из Франции, черепица - из Германии. А вот мастера - каменщики, столяры, плотники, плиточники - приехали из разных уголков России. В 1907 году строительство было окончено. В том же году княгиня Гагарина покинула этот мир. Замуж второй раз она так и не вышла, храня в сердце первую и единственную любовь.
Похоронена Анастасия Давидовна во дворике церкви, которая, к счастью, сохранилась до наших дней. После революции имение стало поселком, здесь открыли дом отдыха, позже ставший санаторием. В 1958-м Кучук-Ламбат был переименован сначала в Уютное, а позже в Утес. Также называется и работающий здесь санаторий. Его административное здание - изящный замок с красной крышей - по-прежнему называют дворцом княгини Гагариной. В 2007 году перед замком, к 100-летию со дня ухода Анастасии Давидовны из жизни, ей установлен памятник.
Наверняка эти места знают много других, давно забытых историй. А сколько еще узнают. Их будут передавать из уст в уста, но время неумолимо. Однажды его пройдет столько, что не останется никого, кто смог бы хоть что-нибудь рассказать. А пока мы живем - благодарим судьбу, наслаждаемся каждым днем и с удовольствием слушаем новые истории.