- Мы основательно переврали Грина, и, надеюсь, он нам это простит, - на съемках в Ялте объяснял замысел режиссер картины Александр Стеколенко. - Задачу экранизации мы перед собой не ставили. Снимаем по мотивам не только книги «Алые паруса», но еще и многих других произведений замечательного писателя. И стараемся это делать в ироническом ключе. При этом хочется создать и донести до зрителей атмосферу гриновской романтики. Сохраняется история отношений Ассоль и Грея, только по сценарию мы ее усложнили и на их пути друг к другу поставили большое количество препятствий. В отличие от гриновских «парусов» у нас действуют и темные силы: зло у нас с лицом Юрия Николаевича Стоянова. И надеюсь, это будет смешно. Его герой - Гез, уже человек остепенившийся, который добился высокого положения на берегу и которому болезненно требуется общественное внимание…
Для бургомистра Геза в Ялту из Одессы пригнали ретроавтомобиль с откидной крышей - Wanderer 1938 года выпуска. Машина была в чудесной сохранности - хозяин уверял, что «все родное», за исключением двигателя. Под капот пришлось загонять лошадиные силы от создателей «Волги» ГАЗ-21. К роскошному автомобилю подыскали и великолепный особняк. В распоряжении съемочной группы на несколько дней оказалась архитектурная достопримечательность Ялты - дворец графа Мордвинова.
Съемки на Поликуровском холме начинались с символической сцены - встречи Ассоль и «продавца счастья» Тильса на одной из улиц приморского города Лисса. У девушки, которой «легче жить босиком», нет даже мелочи, чтобы купить у Тильса свернутую бумажку с предсказанием, и он ей дарит «счастье» даром… В придуманном Грином мире этой встречи не было, потому что они - герои разных произведений: хрупкая Ассоль из повести «Алые паруса», а чудаковатый Тильс из рассказа «Комендант порта».
По словам режиссера, претенденток на роль Ассоль было более тридцати. Но утвердили 18-летнюю Нику Иващенко:
- Трудно ответить - почему. Я не могу сказать, что она оказалась красивее других или добрее и романтичнее, нет. Просто в ней есть такой живой огонек. Понимая, что все помнят Ассоль Вертинской, мы даже не пытались искать девушку, которая хоть чем-то ее напоминала. Как раз наоборот! Старались принципиально другую героиню найти - по характеру, по внешности, по пластике. Ника показалась мне очень удачным выбором.
Забавно, что после «Бегущей по волнам» Валерия Пендраковского координаты портового Лисса не изменились. Новую историю снимали в старых декорациях на территории Ялтинской киностудии: что-то изменили-подлатали и все перекрасили. А вот окраины города вынесли на 130 км от Ялты - намек на бедняцкий район соорудили на пустынном берегу любимой нудистами Лисьей бухты. Благодаря фантазии художника-постановщика Алексея Величко город со средиземноморскими мотивами зазвучал в карибских ритмах. Заморский колорит также добирали в архитектурных изысках Алупки и скалах Гурзуфа.
И с парусами кинематографистам помогла заграница. Как и в фильме «Бегущая по волнам», на съемки в Крым из Болгарии прибыла баркентина «Калиакра». На этот раз трехмачтовый парусник изображал галиот «Секрет», экипажем которого командовал капитан Грей.
В роль морского капитана Александру Бухарову приходилось перевоплощаться буквально на ходу, выходя из образа капитана милиции. Он в это же время, на другом конце полуострова (в Керчи) снимался у Рауфа Кубаева в детективе «Сорок третий номер».
- Я же никогда еще в своей карьере не играл романтических героев, - заметил Александр Бухаров. - До этого я либо спасал мир и все человечество, либо гонялся за кем-то с пистолетом или мечом. Вот сейчас, до «Алых парусов», получилось так, что в трех проектах подряд - «Шальной ангел», «Хозяйка тайги» и «Сорок третий номер» - я везде играл капитанов - следователей! Я уже Уголовный кодекс РФ наизусть выучил за эти пару лет и знаю все полицейские термины. И этим я уже так наелся, что невероятно обрадовался предложению сняться в «Алых парусах».
Для замечательного актера Альберта Филозова приготовили роль не самую главную, но задающую настроение всему фильму. Он Тильс, продавец счастья. В его записках всевозможные предсказания счастливого будущего для всех. В Лиссе все его знают как «коменданта порта» - это не должность, а прозвище: он каждый день встречает все корабли, заходящие в гавань, знает всех моряков по именам.
- В молодости я эту историю не очень-то любил, а сейчас прочел с удовольствием, - рассказывал тогда в Ялте Альберт Леонидович, которого, увы, уже нет с нами. - Но сценарий отличается резко: он несколько политизирован, там есть элементы нашего времени и предыдущего времени 30-летней давности. А сам Грин, по-моему, сегодня очень даже неплох - не знаю, как это сейчас молодые воспримут, но я перечитал с удовольствием. Что же касается моего героя - это такой чудаковатый, неприкаянный человек. Он никогда не был моряком, но очень любит море. Люди над ним посмеиваются, но не обижают…